УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Максимов-3: как построить "пирамиду" на фармрынке

Максимов-3: как построить 'пирамиду' на фармрынке

"Обозреватель" публикует третью часть расследования "бурной деятельности" экс-банкира Сергея Максимова. Читайте также первую часть цикла - "Сколько стоит Максимову свобода?" и вторую - Максимов-2: любитель точных банкротств.

Премьера Азарова хотят вовлечь в странную игру с поставкой лекарств для онкобольных. Очень рискованную с репутационной точки зрения. С приближением выборов тема всевозможных видов помощи больным и обездоленным будет все чаще всплывать на экраны страны и мелькать на страницах газет. Одно из наиболее проблемных направлений – онкология. Ведь в Украине раковыми заболеваниями страдает около 1 млн. человек. И помощь им можно громко конвертировать в электоральные баллы. На такой благоприятной почве, как правило, появляются различные дельцы, желающие заработать сразу и на тщеславии политиков, и на средствах госбюджета.

Влезть в доверие

В конце минувшего года в СМИ появилась информация о том, что в Донецкой области уже в 2012 году заработает крупнейшее в стране предприятие по производству препаратов для онкобольных. Сообщения начали всплывать сразу после того, как премьер Николай Азаров заявил о намерении довести обеспечение Украины собственными лекарственными средствами до 70% в течение ближайших 2 – 3 лет. Сразу после этого "в эфир" вышел известный своими сомнительными бизнес-экспериментами экс-банкир Сергей Максимов и заявил, что готов полностью обеспечить месячные потребности Украины в онкопрепаратах на мощностях завода в Донецке. По его словам, еще в 2003 году он основал завод по производству субстанций для изготовления онкопрепаратов, которые экспортируются, а потом возвращаются в Украину по цене втрое выше.

"Поэтому мы сейчас запускаем в Донецке еще одно предприятие, которое самостоятельно из наших субстанций будет делать уже готовые формы. Таким образом, мы сможем снизить стоимость онкопрепаратов на нашем рынке в несколько раз", - заявил он осенью в одном из интервью.

Через месяц бывшего акционера "ВиЭйБи Банка" Максимова по решению суда арестовали. И отправили в СИЗО по подозрению в махинациях, связанных с поставками оружия в Грузию "Укроборонсервисом". Естественно, о фармацевтических идеях экс-банкира говорить перестали.

Но вот недавно, временно отстрочив свои судебные тяжбы за 5 млн. грн., Сергей Владимирович вышел на свободу и стал инвентаризировать собственные бизнесы. Большинство из них уже отошло за долги новым владельцам "ВиЭйБи банка" - ведь на свои компании Максимов оформлял десятки кредитов, которые, как считают новые акционеры и следствие, никогда не собирался возвращать. Всего на сумму около 1 млрд. грн.

Фармацевтическое предприятие "Онко Дженерикс" по производству конечных онкопрепаратов – чуть ли не единственный актив, который остался под оперативным контролем оружейного "барона". Именно о нем он говорил как о перспективном проекте. И даже хвастался журналистам, что на открытии предприятия будет сам президент. Понятно, что Максимов - это не президентский уровень. Но понты колотить так приятно. В любом случае, судя по всему, все усилия освободившегося из СИЗО подозреваемого будут направлены теперь на лоббирование интересов именно этой фармкомпании.

Как известно, ключевая точка приложения усилий в фармбизнесе Украины – это государственные закупки. И здесь Максимов может поставить на онкопрепараты – один из наиболее затребованных лотов для Минздрава. Ежегодно в бюджете на эти закупки выделяются миллиарды гривен. Только вот в этот раз Сергею Максимову может крупно не повезти. Более того, он может заработать и еще один срок за попытки мошенничества в особо крупных размерах. Это уже на усмотрение будущего следствия.

Рейдер со стажем

Опыт "работы" предпринимателя на фармрынке доказывает, что подпускать его даже близко к системе поставок жизненно важных лекарств – противопоказано во имя безопасности онкобольных. Ведь даже первокласснику понятно, что предприятие с уставным капиталом в 35 тыс. грн. не сможет обеспечить миллион нуждающихся необходимыми препаратами. Даже если что-то и будет произведено, то выпускать этот товар на рынок противозаконно.

Технологии на сумму более $6 млн. странным образом заимствованы у американской компании Solux еще в середине 2000-х гг. Эта компания, по данным СМИ, связана в том числе и с фирмой "Балчуг", которую контролировал некогда известный российский "авторитетный бизнесмен" Семен Могилевич. Известно, что Максимова и Могилевича связывал общий интерес к теневому оружейному бизнесу. Поэтому не мудрено, что Могилевич по рекомендации своего бизнес-партнера Дмитрия Иткина фактически сделал в прожекты экс-банкира (по крайней мере, он представлял их как свои) инвестицию.

Заимствованные технологии, естественно, не могут считаться приемлемой основой для масштабного фармацевтического производства. Более того, неизвестно, может ли "Онко Дженерикс" в принципе функционировать без мощностей "Синбиас Фарма" - другого донецкого завода, который производит компоненты для онкопрепаратов (сырьевые заготовки). В своих интервью Максимов прямо говорил, что собирается использовать субстанции производства этого завода. Более того, он еще и называл себя не иначе как его владельцем.

Вот только на самом деле предприятие контролирует не он, а люди, близкие к министру здравоохранения Раисы Богатыревой. Впрочем, это не имеет никакого отношения к нашей истории.

В 2009 – 2010 гг. Максимов пытался осуществить классический захват предприятия. Схема была стандартной. Компании выдавался кредит (все обставлялось как "инвестиции" без права на вмешательство в производственную деятельность), а затем через целый ряд судебных решений осуществлялась попытка стать его владельцем. Чтобы обставить дело так, как будто покушались на его собственность, Максимов даже подключил лоббистов в парламенте. В частности, депутат Б. подавала в правоохранительные органы запрос относительно якобы неправомерного захвата предприятий. Почему никого в Верховной раде не смутило, что украинский парламентарий защищает вдруг отчего-то интересы гражданина России и Израиля, до сих пор не понятно. Сотрудники завода возмутились желанием бизнесмена, никогда не приближавшегося к мощностям компании, взять его под контроль.

"Ранее Максимов никогда не проявлял заинтересованности в работе предприятия, ни сам, ни через доверенных людей. Но сейчас он рассказывает о "многомиллионных инвестициях, которые у него украли", и о "попытке рейдерского захвата "Синбиас Фарма". Захват кем? Собственными акционерами, менеджментом и трудовым коллективом?" - написали они в письме Виктору Януковичу и Николаю Азарову.

Интересно, что компанию-пустышку "Онко Дженерикс" и не принадлежащую ему "Синбиас Фарма" Сергей Максимов в течение двух лет пытается продать российской корпорации "Фармстандарт". Таким образом, очень похоже, что все его разговоры о желании помочь больным, обеспечить страну дешевыми лекарствами – блеф.

Ранее он уже продавал россиянам завод "Биолек" в Харьковской области – крупнейшего производителя иммунопрепаратов. Особенностью этой сделки было то, что на момент продажи Максимов фактически не имел доступа на предприятие. Даже due dilligence – обязательную процедуру проверки финансового и материального положения компании перед продажей – приходилось проводить партизанскими методами. Поскольку все жизненно важные документы были вне его досягаемости. Причиной такого положения дел было незаконное завладение Максимовым 25% пакетом акций завода путем заключения фиктивной сделки по их покупке с неизвестным лицом, не имеющим на то должных полномочий (официально так же как и с "Синбиас Фарма", обставлено под "инвестицию"). Акции были списаны посредством "карманного" держателя реестра – "Инвест-М". Впоследствии суды запретили "Инвест-М" осуществлять какие-либо действия с акциями. Вскоре Максимов лишился реального контроля над предприятием. Конечно, позже "Фармстандарт" все же купил завод. Но уже продавцами были реальные владельцы.

Таким образом, становится понятно, что Максимов никогда толком и не имел фармацевтического бизнеса. А его наукообразные тирады по поводу сложности производства онкопрепаратов – это лишь результат плотного общения со словарем, который действует только на слишком впечатлительных. Любая попытка участия такого "специалиста" не только в государственных закупках, не говоря уже о масштабной госпрограмме по лечению каких бы то ни было болезней или производству препаратов, о которой говорил Азаров, должна жестко пресекаться.

Более того, правоохранительным органам стоило бы присмотреться, не осталось ли в биографии Сергея Максимова следов плотного сотрудничества с авторитетным бизнесменом Могилевичем. Ведь показательный "разрыв отношений" мог быть всего лишь игрой на публику, чтобы начать большую и темную кампанию по рейдерским захватам фармкомпаний. И уйдя ни с чем с украинских фармзаводов, парочка может начать все с чистого лица на других предприятиях этого сектора. А может и в уже совсем другой отрасли.

Продолжение следует...