УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кучма ответит. Появились основания для оптимизма – Подольский

Алексей Подольский

Дело Гонгадзе-Подольского тянется ни много ни мало 17 лет, то набирая обороты, то "затухая". Последние недели оказались насыщенными. Высший специализированный суд постановил рассекретить материалы заседаний в первой и второй инстанциях. Валентине Теличенко не позволили в дальнейшем представлять Мирославу Гонгадзе в кассации Алексея Пукача, признанного виновным в убийстве журналиста. А генпрокурор Юрий Луценко заявил, что в деле Гонгадзе есть новые улики, которые "не всем понравятся".

Правозащитник и потерпевший по делу Алексей Подольский не оставляет надежд привлечь к ответственности не только исполнителей, но и заказчиков преступления. В персоналиях он не сомневается – согласно "пленкам Мельниченко" Подольского вывезли в лес и избили по велению тогдашнего президента Леонида Кучмы. В интервью "Обозревателю" потерпевший рассказывает, почему шансы усадить бывшего главу государства на скамью подсудимых увеличились. 

Мы готовы предоставить возможность пояснить свою позицию и другим сторонам конфликта.  

- Вы еще верите в то, что Леонид Кучма будет привлечен к ответственности?

- Я не только верю. У меня есть основания на это надеяться.

- Какие основания?

- Последние события выглядят для многих непонятно. Попробую объяснить. Валентина Теличенко (отстраненный представитель Мирославы Гонгадзе в кассации Пукача – Ред.) и другие говорят только об апелляции и кассации Пукача, подавая все так, будто больше ничего не происходит. Как будто идет борьба только за меру наказания Пукача. Это сознательное замалчивание и манипуляция фактами. Кроме апелляции и кассации Пукача, есть еще мои апелляция и кассация. Отдельно есть кассации моих представителей: Александра Ельяшкевича и Виктора Шишкина.

Читайте: "Будут сидеть вместе со мной": из дела Гонгадзе исчезло заявление Пукача о Кучме и Литвине

Для меня мера наказания придворного палача Кучмы – вопрос второстепенный. Пожизненный срок – так пожизненный. Он обычный исполнитель. В материалах этого дела есть доказательства, с помощью которых можно доказать вину Кучмы как заказчика. Там есть пленки, дело Кравченко, свидетели и тому подобное. Неслучайно при Януковиче этот процесс был засекречен. Тогда этот процесс был таким же инструментом шантажа, как и дело Кучмы, чтобы он заплатил тот миллиард отступных, о котором свидетельствует Ренат Кузьмин. Если бы этот процесс был публичным, то всему миру стало бы очевидно, что заказал это убийство Кучма, что принимал в этом участие Литвин. Все доказательства налицо, и тогда стало бы ясно, что дело только в политической воле украинских президентов.

В чем заключается моя кассация? Я требую повторного публичного процесса. Тот, что был тайным, сфальсифицировали. В нем не проводилось судебное следствие, не устанавливались мотивы Пукача и заказчики. Все подано так, будто Пукач по собственной инициативе убил Гонгадзе и избил меня.

- На ваш взгляд, Кучма оказывает давление на процесс?

- У Кучмы и его семьи есть большие деньги, поэтому они покупают чиновников, нардепов, экспертов, журналистов – кого угодно. Вплоть до того, что на них работает Валентина Теличенко. Так вот, сторона Кучмы имеет свой сценарий: закрыть процесс Пукача, засадить его в тюрьму, а затем ГПУ заявит-отчитается, что заказчиков якобы установить невозможно. Тогда дело пойдет в архив, а Пукач – в тюрьму, где и закончит свою жизнь, возможно, "досрочно". Кстати, за всю историю Украины лишь Пукача, в прошлом правоохранителя, посадили вместе с обычными заключенными. А должны сажать в зону для бывших правоохранителей. Скажите, для чего это сделано? Подозреваю, чтобы убить его, как Юрия Кравченко. Чтобы не было свидетеля-сообщника.

Читайте: "Уверен на 100%": Бродский назвал настоящего заказчика убийства Гонгадзе

В этом сценарии их союзником, а точнее наемником, с некоторых пор выступает Теличенко. Напомню, что когда она говорила от имени Генпрокуратуры, то неоднократно подчеркивала, что в ГПУ уже подготовлен доклад следователей о невозможности установления заказчиков. Теличенко была против рассекречивания этого дела, хотя казалось бы, наоборот, должна быть в этом заинтересована. Меня удалили из апелляции именно по ее ходатайству, что является нарушением моих прав. А теперь Мирослава Гонгадзе говорит, что ее лишили представителя, хотя это не так. Она может выбрать другого.

То есть партия Кучмы сейчас всеми силами пытается похоронить дело в архиве. А Теличенко и все СМИ, контролируемые Пинчуком, вообще замалчивают существование моей кассации. Она – как кость в горле. Отсюда все визги о затягивании процесса. Они скрывают главную фабулу и главный конфликт процесса – борьбу за уголовную ответственность заказчиков, которые доказательно установлены в деле Пукача: Кучма и Литвин, даже без намека на так называемый "русский след".

- И все же, какие у вас основания надеяться на успех?

- Так вот, теперь об основаниях. Накануне того судебного заседания мои адвокаты, в частности Татьяна Костина, подали запрос в фонд Сороса "Возрождение". По нашей информации, этот фонд и сам Сорос имеют более чем теплые отношения с семьей Кучмы. Они это особо не скрывают, но дело в другом. Оказывается, что фонд Сороса выделял средства на дело Гонгадзе. Об этом мало кому известно. Мы уже знаем некоторые конкретные суммы. Уже полностью доказана сумма $77,7 тыс, выделенная Мирославе Гонгадзе для защиты интересов в судах. Сколько в целом получила Теличенко, мы еще уточняем. Но знаем, что "гранты" выделялись следователям, прокурорам, судьям. Мы сделали адвокатский запрос в фонд Сороса с вопросом, сколько они выделяли средств судьям, прокурорам, следователям, которые участвовали в деле Гонгадзе, сколько – Теличенко, сколько – политикам и журналистам в совместных проектах с фондом Пинчука. На днях мы получили ответ – отказ предоставлять эту информацию. Согласитесь, что это странно, ведь этот "открытый, прозрачный" фонд – образец демократической транспарентности – почему-то считает эту информацию конфиденциальной.

Читайте: "Ти з нами": вдова Гонгадзе опубликовала обращение к погибшему мужу

Сейчас ведется большое расследование, которое координирует Александр Ельяшкевич. Оно ведется не только в Украине. И нам помогают очень влиятельные иностранцы. Ведь по материалам этого расследования в препятствовании правосудию участвуют американские граждане. Напоминаю, что Мирослава также гражданин США. Мы сначала думали, что она чего-то не знает, чего-то не понимает. Но в связи с последними событиями стало ясно, что, возможно, она полностью поддерживает Теличенко. В том числе по завершению дела и фиктивному докладу о невозможности установления заказчиков, хотя имеются все доказательства.

Когда преступление совершают американские граждане, где бы они не находились – хоть в Африке, хоть в Украине – правоохранительная система США их преследует. Поэтому у нас надежды не столько на украинское правосудие, сколько на американское. Потому что дело зашло далеко. В этом участвуют граждане США. Речь идет, в частности, о финансировании Сороса. Устанавливается его общая роль в отведение Кучмы от уголовной ответственности. В связи с этим расследованием у меня есть оптимизм, что дело будет доведено до логического завершения, если не в Украине, то в США.

- Расскажите подробнее о роли Сороса.

- Что касается Сороса, речь идет не только о "Возрождении", но и о других структурах этого миллиардера, которые выделяли деньги на реализацию сценария Кучмы. Мы собираем доказательства и в Украине, и за ее пределами. Нам помогают достаточно влиятельные люди и иностранные структуры. Пока скажу так.

Читайте: Ляшко хочет запретить в Украине Сороса

Также на днях направлен запрос в Генпрокуратуру относительно того, сколько денег от "Возрождения" и других структур Сороса получали следователи, которые имели какое-то отношение к делу Гонгадзе и моему делу. Также интересуемся, на каких основаниях Теличенко вообще представляет Мирославу Гонгадзе в кассации, а главное в ГПУ по делу о заказчиках. По старому кодексу она не может представлять, потому что была свидетелем по делу. Конечно, Теличенко оправдывается, говоря, что давала показания только по поводу факельного шествия, но это не так – банально врет. Она давала характеристику Георгию Гонгадзе, кстати, довольно неприятную. Также она предоставила информацию о его связях и контактах. В частности, именно на основании ее показаний тогда допросили Петра Порошенко и проверяли версию о его причастности к исчезновению, ведь Гонгадзе определенное время с ним работал. Эту "наводку" дала именно Теличенко. Если это не свидетельство, то что тогда?

- А по новому кодексу?

- По новому кодексу она не может представлять Мирославу Гонгадзе, потому что не является адвокатом. У нее нет лицензии. Еще в 2002 году постановлением Генпрокуратуры ее отстранили от участия в процессе. Это постановление никто не отменял. А теперь она публично комментирует расследование дела по заказчикам и плодотворно сотрудничает со следователями, которые передают ей процессуальную информацию, не имея на это никакого права. Кстати, по делу о заказчиках моих пыток меня до сих пор не признают потерпевшим, чтобы не допустить к делу.

- Не так давно Юрий Луценко говорил, что в деле Гонгадзе есть какие-то новые доказательства, которые не всем понравятся. Что вы думаете об этом?

- По моей информации, не ведутся никакие процессуальные действия с момента закрытия дела в суде. Ничего нового там нет.

Когда процесс станет публичным, вы узнаете много интересного. Например, кто такой Алексей Баганец, который в свое время отказал Лесе и Мирославе Гонгадзе в статусе потерпевших, а теперь тесно сотрудничает с Теличенко вместе с другими адвокатами Кучмы, в частности Игорем Фоминым. Вы узнаете, как в разные времена в ГПУ фальсифицировали процесс, как делали из наркоманов "преступников", как подсовывали их и в мое дело, и в дело Гонгадзе, и в дело Ельяшкевича. О деле Ельяшкевича вполне умышленно забывают. Его дело было сфальсифицировано еще во времена Кучмы. Там подставной наркоман, которого избили, он вроде признался, затем отказался. Суд прошел без подсудимого и потерпевшего. А на пленках прямое указание Кучмы: "Добить этого жиденыша".

Читайте: Медиа-юрист объяснил, почему нельзя сравнивать убийства Гонгадзе и Шеремета

Кучма ответит. И не только за Гонгадзе и меня. Но и за Ельяшкевича. Будет отвечать вместе со своим зятем. Ведь препятствование правосудию осуществляется с участием его семьи. Например, адвокаты, которые влияют на процесс, нанимаются и координируются Еленой Пинчук – дочерью Кучмы.

- Как вам кажется, в этом процессе будет скоро поставлена точка?

- Думаю, нет. Это долгий процесс. Я хочу, чтобы был наказан главный преступник, который навредил не только мне, Гонгадзе и Ельяшкевичу, но и всей Украине.

Еще один момент, в котором вы убедитесь, когда будет публичный процесс: ни о каком российском следе речь не идет. Это полностью украинская история. Русские просто неистово защищают своего лучшего агента, который сдал Крым и Донбасс еще много лет назад. Это я говорю вам как руководитель отдела России в украинском МИД в те времена, когда при Кучме и по его политической воле происходила сдача Украины, в результате чего Крым и Донбасс оккупированы, и льется кровь лучших украинцев.

Как сообщал "Обозреватель", Валентина Теличенко отреагировала на свое отстранение.