УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Путин & Медведев: апокалипсический выбор - 2012

Путин & Медведев: апокалипсический выбор - 2012

Вопрос, кто станет президентом России в следующем «апокалипсическом» 2012 году интересует, пожалуй, весь мир. И Украина в этом вопрошающем ряду традиционно стоит особняком. Кто будет следующим владельцем Кремля – «нанотехничный» Медведев или «брутальный» Путин интересует Киев куда больше, чем Брюссель или Вашингтон. От степени предсказуемости «Большого брата» зависит не только внешняя, но и внутренняя политика Украины. Представить хоть одну политическую партию без русофильской или русофобской политической программы просто невозможно. Тема России в отечественной публичной политике всегда идет рядом где-то с «социальными стандартами» и «реформированием экономики».

Еще каких-то три года назад новоизбранный президент России Дмитрий Медведев повсеместно воспринимался исключительно как переходная фигура между Путиным 1 и Путиным 2 в условных правилах выборной демократии. Более того, «переходной Медведев» воспринимался не только как временщик, но и как исполнитель воли главного БигБосса Кремля. Об этом свидетельствовали даже не косвенные, а самые прямые факты, начиная от странного призыва тогда еще кандидата в президенты Медведева обязательно видеть главою правительства Путина, до известных поправок к Конституции России. Последние, напомню, продлили полномочия президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно, но вступают поправки со следующих президентских и парламентских выборов. (В этом ключе, кстати, весьма разительная разница с Украиной). Да и не забываем, что до теперешнего времени ни Путин, ни Медведев так и не говорят толком, кто из них (или сразу оба?) пойдет на следующие президентские выборы. А ведь в условиях современной России этот вопрос куда важнее проведения самих выборов.

Безусловно, подбирая себе в середине нулевых эрзац-управителя, Владимир Путин исходил не только из соображений психологической комфортности, под которую полностью подпадал покладистый юрист Медведев. За восемь лет своего первого президентства Путин из разваливающейся на части федеративной России сделал, по сути, унитарное государство, максимально централизовав все сферы госуправления. Воспользовавшись предлогом беслановской трагедии, в России были отменены выборы губернаторов (напоминаю еще раз, в федеративной стране!), а Госдума и местные законодательные собрания стали формироваться по партийным спискам. В результате парламентских выборов «Единая Россия», председателем которой является Владимир Путин, получила конституционное большинство в Госдуме. Вся эта юридически грамотная подготовка свидетельствовала о том, что будущий «временщик» оказывался под колпаком и фактически лишался свободы самостоятельного плавания.

К слову, и с преемником четыре года назад все было тоже далеко не ясно. Путин в своей кадровой политике очень близок к нашему Януковичу, в том плане, что тоже перетаскивает за собой годами проверенных бойцов из «базового региона». Сечин, Греф, Миллер, Нарышкин, Мутко, Зубко, Кудрин… это только навскидку нынешняя элита России, которую Путин захватил с собой из Питера в Москву. В этот же список следует добавить нынешнего президента РФ Дмитрия Медведева, а также Сергея Иванова. За последнего, согласно социологическим исследованиям Левады-центра, в 2007 году проголосовало бы больше граждан России, чем за Медведева. Правда, у Иванова было черное пятно – его сын в 2005 году насмерть сбил на пешеходном переходе девушку, и Иванов-младший, понятное дело, оказался «невиновным». Хотя думаю, не это стало основной причиной, почему Путин не подарил экс-министру обороны «президентскую четырехлетку». Иванов по своей сути является менее раскрученной копией самого Путина – тоже разведчик, только карьеру в ГРУ сделал куда более успешную, нежели Владимир Владимирович. А потому на должность временщика-преемника куда надежнее было определить юриста-ботана живущего в интернете, нежели бывшего первого зама Службы внешней разведки России.

И до недавнего времени тандем работал внешне слаженно и успешно. Медведев в августе 2008-го отдал приказ о «принуждении Грузии к миру», Медведев на фоне проплывающего военного корабля журил непутевого Ющенко, Медведев храбро отвечал японцам на их притязания на Курилы, а также пугал новоизбранного Обаму «Искандерами» в Калининградской области, или освоением русской Арктики… Другое дело, что если поменять во всех этих акциях фамилию «Медведев» на «Путин», то внешняя политика России от этого не изменилась совершенно. Озвученная еще в 2005 году Путиным новая военная доктрина России, в которой важное место отводилось созданию «дружественного пояса по периметру границ РФ», гладко работала и при формальном президентстве Медведева. Но совсем недавно тандем «говорящий Медведев – тихий Путин» дал неожиданный сбой. Выступая 21 марта на Воткинском заводе Путин достаточно жестко прошелся по бомбардировкам силами НАТО Ливии, назвав их «крестовыми походами» ХХІ века. При этом досталось не столько НАТО (с ними-то все понятно) сколько резолюции СБ ООН по Ливии, которую В. Путин назвал «неполноценной и ущербной». Прелесть ситуации в том, что Россия, как постоянный представитель в Совете Безопасности ООН, могла попросту наложить вето на данную резолюцию, и никаких разрешений на военную операцию НАТО бы не получило. (Другое дело, что это вовсе не означает, что Ливию НАТО все равно бы не начало бомбить, чему примером служат Сербия и Ирак). Дополнительно Путин отметил, что правительство не отвечает за внешнюю политику страны.

Но еще более удивительной оказалась ответная реакция Медведева. Она удивительна не только в плане содержания, но и по уровню жесткости. Прямая речь: «Если сегодня пытаться бить себя крыльями по корпусу и говорить, что, мол, мы не понимали, что делали, это было бы неправильно: мы сознательно это сделали, и в этом были мои инструкции министерству иностранных дел. Они были выполнены». Досталось Путину и персонально от Медведева. Снова прямая речь: «Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций, типа «крестовых походов» и так далее. Это неприемлемо».

Понятно, что пресс-службы тандема тут же максимально замяли ливийское разногласие, но важно здесь уяснить другое. Путину публично в России никто одиннадцать лет не говорил слова «это неприемлемо». Одиннадцать лет! А в следующем году будут президентские выборы, и избиратель до сих пор еще не получил сигнала, за кого голосовать (то, что выберут кого-то из этой пары, думаю, объяснять особо не стоит). И к слову, «ответ Путину» Медведев держал не в типичном для себя деловом костюме, а в кожаной куртке с надписью «Верховный главнокомандующий ВС РФ».

И ведь Ливия – это далеко не первый, и даже уже не последний камень преткновения между Медведевым и Путиным. Чуть ранее на жегловское высказывание Путина о деле Ходорковского («Вор должен сидеть в тюрьме») Медведев заявил, что ни одно должностное лицо до вынесения приговора судом не имеет права высказываться в таком духе. В январе Медведев также жестко через прессу попросил Путина не пиариться на домодедовском теракте (напомню, премьер-министр заявил тогда, что «дело практически раскрыто»). На днях Медведев потребовал от всех высокопоставленных чиновников выйти из наблюдательных советов частных корпораций, а эти чиновники все как один креатура Путина.

Что будет дальше, предсказать пока что сложно, но с уверенностью можно говорить уже сейчас, что разрыв между тандемом пошел. На данном этапе позиции Путина, безусловно, выглядят предпочтительнее. Но когда-то и Януковича в 2005 считали уже «отработанным материалом». Медведев – это молодой мужик, перед которым сегодня маячит две перспективы: или стать в следующем году еще раз главным блоггером самой большой в мире страны (только уже на 6 лет), или же пойти по стопам давно забытого премьер-министра Касьянова и очутиться на свалке истории.

В любом случае, следующий год обещает подарить настоящее зрелище. Уж если и начнется мировой апокалипсис, так откуда же ему, как не с России, стартовать? Традиции обязывают.