Максимов-4: "криминальный" шлейф
"Обозреватель" продолжает спецрасследование деятельности скандального экс-банкира Сергея Максимова. Его вполне можно было бы назвать Остапом Бендером нашего времени. Личность Максимова хорошо известна в двух бизнес-сообществах – российском и украинском. Читайте также предыдущие материалы цикла - "Сколько стоит Максимову свобода?", "Максимов-2: любитель точных банкротств", "Максимов-3: как построить "пирамиду" на фармрынке".
Как это ни парадоксально, но по сообщениям СМИ, он одновременно является гражданином России, Израиля, Венгрии, а живет как в Киеве, так и в Москве, Австрии, Израиле. При этом, не имея украинского гражданства, Максимов в свое время уверенно прокручивал дела в оборонном комплексе страны, не обходил стороной "плохо лежавшие" госпредприятия. В его армии – полтора десятка компаний, засветившихся в рейдерско-кредитных историях в химической и фармацевтической промышленности, транспортном и аграрном комплексах...
В случае признания вины подсудимого ему грозит до 15 лет тюрьмы и конфискация имущества. Но вряд ли, выйдя на свободу, хоть и под залог, Максимов покорно будет ждать приговора украинского правосудия на территории нашей страны.
Предупреждение ГПУ
Уголовное дело в отношении Максимова с обвинительным выводом было передано в суд в феврале этого года. Подозреваемый обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 191, ч. 3 ст. 209, ч. 2 ст. 366 и ч. 3 ст. 27 Уголовного кодекса (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, а также легализация доходов, полученных преступным путем, осуществленные в особо крупных размерах или организованной группой; служебный подлог). По данным ГПУ, в 2008 году он обеспечил выдачу кредитов подконтрольным ему предприятиям на "десятки миллионов гривен", а также "завладел и осуществил финансовые операции более чем с 7 млн грн". В одном из первых эпизодов уголовного дела речь шла о выводе средств на сумму минимум 40 млн грн. В то же время, по информации VAB Банка, его бывший руководитель вывел из предприятия не менее миллиарда гривен.
Как бы то ни было, но Максимова арестовали, а затем взяли под стражу. Аргумент Генпрокуратуры был весомым: "Учитывая неоспоримые данные, которые свидетельствуют о намерениях обвиняемого уклониться от досудебного следствия и уехать с этой целью за пределы Украины, пользуясь наличием гражданства других стран, в отношении него судом избрана мера пресечения — взятие под стражу".
Однако этот факт почему-то не смутил суд, разрешивший покинуть Максимову стены СИЗО спустя полгода после ареста под залог. Его сумма, как утверждают источники, составила не менее 5 млн грн – часть ушла на покрытие судебных издержек. В то же время с суммой ущерба, в нанесении которого Максимова подозревают в VAB Банке, эта цифра не идет ни в какое сравнение, хотя и должна быть согласно УПК не менее оной.
Череда дел
Претензии к скандальному банкиру есть не только у VAB Банка. Еще в 2010-м ряд нардепов написали обращение о его многочисленных делах в Генпрокуратуру, МВД и СБУ. Тогда, как из рога изобилия, посыпались уголовные дела, фигурантом которых выступал небезызвестный гражданин.
Так, УМВД в Сумской области возбудило уголовное дело по статье 190 ч.4. УК Украины. Предметом расследования стали 8 миллионов, которые зашли на государственное ОАО "Сумыхимпром" якобы для строительства цеха, требовавшего в несколько раз меньше ассигнований, и были выведены через фирму "Брайтон".
Еще одно уголовное дело возбудила Харьковская прокуратура - по статье 364 ч.2 УК Украины в отношении еще одной компании, связанной с именем банкира, – "Инвест-М": именно в ее пользу были незаконно списаны около 25% акций фармацевтической компании "Биолек".
Свою лепту внесла и прокуратура Донецкой области, открывшая уголовное дело по факту доведения до банкротства завода "Точмаш", некогда крупнейшего предприятия оборонно-промышленного комплекса страны.
Также было возбуждено уголовное дело по факту невыплаты заработной платы в Киевском речном порту, карты которого в свое время перетасовал г-н Максимов, получив контрольный пакет акций (70%) через свои компании "Директ Инвестмент", "Брайтон", "Пилон Инвест". Экс-глава Фонда госимущества Украины Валентина Семенюк неоднократно говорила о незаконности сделки. Тем не менее, Максимов забрал почти все акции предприятия, выдавил прежнего директора, а затем занялся оформлением и попыткой продажи имущества и земли речпорта. За всеми этими делами ему было явно не до выплаты зарплаты работникам порта.
По признаниям правоохранителей, в целом деятельность российского "бизнесмена" потянет на десяток-полтора уголовных дел. Так что вряд ли банкир захочет дожидаться конца своей карьеры в Украине, о чем и предупреждала Генпрокуратура.
"Черный список"
Почему Максимовым занялись сравнительно недавно, лишь в последние два года, хотя в Украину он переехал еще в 1994 году и уже тогда начал вершить свои великие и мелкие дела? Как говорят в кулуарах украинского парламента, и в России, и в Украине у него были влиятельные покровители как в криминальных, так и в чиновничьих кругах, и фортуна ему улыбалась. Плюс к этому – его личностные качества, которые позволяли "подкатывать" к бизнесменам, легко входить в доверие, а иногда и раздаватть красноречивые обещания направо и налево: одним, например, он обещал устроить встречу лично с Владимиром Путиным, другим – свозить в Межигорье, третьим – выгодные проекты в преддверии Евро-2012.
В далеком 1994-м Максимов переехал из России в Киев с целью приобрести коммерческий банк со средними финансовыми показателями. По итогам маркетинга остановил свой выбор на АКБ "Ва-банк" (первоначальное название VAB Банка). Правда, мирно договориться с владельцами не удалось, и тогда Максимов пошел иным путем: приобрел ряд харьковских предприятий, являвшихся акционерами банка, и вскоре собрание акционеров избрало его председателем правления. Считается, что и акции банка достались ему весьма сомнительным способом: они сначала якобы были списаны по поддельным документам, а затем, когда страсти улеглись, бумаги заменили на настоящие.
Быстрым успехам Максимова в украинской банковской среде, по некоторым данным, способствовало знакомство, а затем дружба с тогдашним секретарем СНБО Украины Владимиром Горбулиным. Последнему, кстати, приписывался интерес в оружейном бизнесе, финучреждением которого впоследствии стал "Ва-банк". Таким образом схема сложилась: крупные суммы пошли в оффшоры, а украинское оружие - по всему миру.
ФБР США неоднократно информировало Украину о деятельности банкира, но благодаря высоким покровителям фбровские справки отправлялись под сукно. Стоит отметить, что не только благодаря связи с оружейным бизнесом США заинтересовались Максимовым. Он попал в их поле зрения еще в свою бытность в России, где тесно общался с легендарным "оружейником" Семеном Могилевичем. В том числе и за это Штаты внесли Максимова в "черный список" тех, кому въезд в США заказан. Зато Украина встретила его и гостеприимно продержала у себя целых 18 лет, а потом отпустила, так и не "отблагодарив" за все его подвиги.
В тот период с компанией "Укроборонсервис" работало единственное частное предприятие, которому ВиЭйБи банком был выдан кредит на сумму 11,814 млн грн. Об объеме ущерба, нанесенном государству при вымывании денег на погашение процентов по завышенным суммам займов, умалчивается. В любом случае, несмотря ни на что, менее чем через полгода, как уже было сказано, Сергей Максимов вышел из стен СИЗО. Удовольствие это обошлось экс-банкиру не менее, чем в 5 млн грн. Вопрос первый: почему вышел? Вопрос второй: зачем его выпустили? Вопрос третий: кто обеспечил это "выпускание" и что этому кудеснику пообещал банкир? Вопрос четвертый: надолго ли вышел? Вопрос пятый: останется ли теперь Максимов в Украине или все-таки будет искать себе иную теплую гавань?
Продолжение следует...