УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Крым: уже не Украина, но еще не Россия

39,7 т.
Крым: уже не Украина, но еще не Россия

Спустя полгода после референдума крымчане начали потихоньку приходить в себя, приспосабливаться к новой жизни и к новым ценам. Приспосабливаться к тому, что в этом году туристический сезон не задался и остается надеяться только на себя. В том, какое настроение сейчас у крымчан, разбирался корреспондент "Обозревателя", который находился в Крыму на протяжении 11 дней.

Дорога в Крым

Отдыхать в Крым мы с дочкой ездим ежегодно, решили не нарушать и в этому году традицию - тем более уж очень хотелось увидеть все своими глазами.

Выезжали вечером 17 августа. Железнодорожный вокзал в Киеве был "заминирован". На поезд садились через подземный переход. Утром - проверка пограничниками.

В Мелитополе стояли около 40 минут, в ожидании украинской погранслужбы. Пришли. Проверили документы. Посветили в зрачки фонариком. Задали стандартные вопросы о перевозе запрещенных предметов. Получили отрицательный ответ – бутылка водки "Козацька рада" на презент и блок сигарет остались благополучно в сумке.

Как только проехали лиман, с левой стороны по ходу поезда увидели двух солдатиков в плащ-палатках. Они стояли под дождем, как "два тополя на Плющихе".

В Джанкое - вторая проверка. Российские пограничники впереди себя пустили спаниэля, вынюхивавшего наркотики. Собачка резво пробежала по вагону. Потом зашли два пограничника, проверяющие документы. Ждали их в напряжении. Проверили паспорта, посветили в глаза фонариком. Начали с ними шутить. Они в ответ так строго: "Может продолжим на улице? Только не исключено, что поедете в обратном направлении". Решили их не нервировать.

Задали стандартные вопросы, посмотрели, сколько багажа в купе. Вещи проверять не стали. В итоге, поезд прибыл в Симферополь с опозданием на два часа. Там нас забрали на машине друзья, которые отвезли по месту назначения.

Отдых

Жили мы в Симеизе. За жилье платили гривни, а в магазинах рассчитывались рублями. Друзья – проукраински настроенные – были рады нас видеть. Правда, попросили особо никуда не ввязываться и не разглагольствовать с посторонними об аннексии Крыма.

Встречали нас везде с распростертыми объятиями. Особенно, в магазинах и на рынке. Узнавая о том, что мы приехали из Киева, сразу давали скидку. Так, татарин на симеизском рынке сделал нам скидку на дыню в 20 рублей. Девушка, продававшая копченую рыбу в Алупке, вместо 160 рублей за ляща, взяла 140. Все спрашивали, как это мы приехали и не побоялись. На что получали стандартный ответ – а чего бояться-то? Спрашивали и о Майдане - убрали или нет. Некоторые с грустью, некоторые с радостью.

Пляжи

О том, что в Крыму пляжи в этом году полупустые, свидетельствовали видео, транслирующиеся с веб-камер. Несмотря на вещественное доказательство, в это верилось с трудом. Когда мы утром, 19 августа, около 9:00 по киевскому времени (около 10:00 по крымскому) спустились на пляж, мы легко расположились в третьем ряду отдыхающих. За нами рядов уже не наблюдалось. В прошлые года, когда мы приходили в это время на городской пляж "Пионер", нам с трудом удавалось найти место под стенкой. Шезлонги – по 150 рублей/день – оставались практически пустые. Отдыхающие предпочитали располагаться на ковриках, полотенцах и матрасах.

По пляжу все также ходили разносчики вредной еды – были здесь и креветки (по 50 рублей за пакетик) и молочная кукуруза по 40 рублей за штуку. Мало кто покупал. В основном, все приносили с собой. В кафе на набережной так же мало людей. Несмотря на то, что попробовать вкусные чебуреки (по 50 рублей) за штуку и шаурму (100 рублей) зазывали по громкоговорителю, чего здесь отродясь не было, никто не захотел тратить лишние деньги.

С напитками обстояло немножко полегче – брали пиво (40-50 рублей за бокал), квас (30 рублей) и безалкогольное мохито (50 рублей). Пиво предлагали "Черниговское", "Оболонь", "Львовское" и крымское. Но если раньше крымское продавалось под названиями "Крым", "Симферопольское", "Севастопольское", то в этом году появилось "Российское" и "Нахимовское" - бутылка 26-28 рублей. И лишь в одной точке на пляже были замечены российские товары: пиво "Очаков" и "Черноморское" - 50-60 рублей за бутылку 0,5 и какие-то сухарики. Продавец пожаловался, что никто почему-то не покупает.

Цены и товары в магазинах и на рынке

В Симеизе нет супермаркетов. Есть около десяти обычных магазинов и два рынка – вещевой и продовольственный. Пока мы не доехали до алупкинского АТБ, пришлось отовариваться в них. Морковь на рынке от 16 рублей за 1 кг, помидоры – от 25, виноград – от 70 рублей за 1 кг, картофель – от 24 рублей. Куриное филе по 187 рублей за 1 кг, говядина и свинина – от 150 рублей. Расчет везде в рублях, гривни не берут. Как нам рассказали друзья, по отношению к гривне цену надо делить на три. "Платите 24 рубля, делите на 3, получаете 8 гривен". Так мы и делили. Сложно было привыкнуть, поскольку давали много мелочи – 10, пять рублей, два рубля монетками. Поначалу отделение для мелочи в кошельке было слегка распухшим.

В "АТБ" (Алупка, Ялта) и в "Фуршете" (Ялта) цены несколько пониже. Морковь – 6 рублей, помидоры – 16. Куриное филе – 160 рублей, мясо - от 200 рублей.

Пиво "Черниговское", "Оболонь", "Львовское", молочная продукция "Славяночки" - кефир от 40 рублей за упаковку, "Простоквашино" - за закваску от 60 рублей. Молоко мы не покупали, услышав от покупателей, что пока домой доносишь, оно уже кислое. Удивила цена на сыр: тот сыр, который продавался в Киеве от 80 грн за 1 кг, в Ялте продавался за 320 рублей (100-105 гривен за 1 кг). Очереди за ним не наблюдались. Был в супермаркетах замечен и кавказский копченый сыр – 83 рубля за 50 г.

Желающих его купить не наблюдалось. Мы также решили обойтись домашним сулугуни, который покупали на базаре в Симеизе от 100 рублей за 1 кг.

Цены в кафе

В кафе "Симеиз" первое блюдо - от 60 рублей, гарниры – от 50 рублей. Клиентам, которые пришли в первый раз, выдается карточка 5% скидки. Есть бесплатный WI-FI. Но даже, несмотря на такую "замануху" в обеденное время в большом зале наблюдалось от пяти до десяти посетителей. В кафе "Хайят" возле парка – цены повыше. Плов – 150 рублей, сарма – 120 рублей. Здесь с нас взяли еще и 10% за "живую музыку" и 10% - за обслуживание. Ужин обошелся в 500 рублей.

Кроме нас - а мы зашли поужинать около 20:30 - в кафе посетителей не было. Официантка, работающая в кафе не первый год, сказала, что такого у них еще не было.

В кафе на пляже цены несколько выше, но мы решили не испытывать судьбу и не стали есть, чтобы не провести оставшиеся дни от отдыха на больничной койке с отравлением.

Поездка на Ай-Петри

На плато Ай-Петри мы бывали не раз. Добирались разными способами – на маршрутке из Симеиза, из Ялты и на канатной дороге. Три года назад выстояли в очереди на канатку три часа. Когда дошли до касс, уже ничего не хотелось – ни Ай-Петри, ни канатки. В этот раз решили также испытать судьбу и поехать на канатной дороге. Доехали из Симеиза до остановки возле "Буревестника". Там нас ждал водитель маршрутки, который с ходу предложил воспользоваться его транспортом и добраться наверх за ту же цену. Мы отказались. За 10 минут спустились с верхней трассы на нижнюю.

По дороге нас чуть ли не хватали за руки "зазывалы", пытавшиеся убедить нас поехать на микроавтобусе. Мы стойко держались. Дошли до исходной точки – станции "Мисхор". Пусто. Возле касс было лишь пять человек.

Стоимость подъема – 250 рублей в одну сторону.

В итоге, через 25 минут мы уже были на плато. На выходе нас поджидали другие "зазывалы". Если в те года они пытались хватать только за руки, в этом году пытались дотянуться до ног. Увернулись.

Дошли до площадки, где стояли лошади. 250 рублей – полчаса по плато. Три года назад за полчаса заплатили 60 гривен. Пока дочь каталась, обошла территорию. В основном, на Ай-Петри - крымско-татарское кафе. Везде – крымско-татарские флаги. Лишь на одном, которое называлось "Барон Мюнхгаузен", висел российский флаг.

Цены – повыше на плато, чем внизу. Плов – от 200 рублей, шашлык – от 200. Везде – пусто. Лишь в некоторых кормили туристические группы. Вино – домашнее – предлагалось от 200 за литр. После катания на лошади, пообедали в крымско-татарском кафе "Бирлик", в переводе означает "Единство".

После вкусных шашлыков и прогулки по плато, договорившись с владельцем кафе, спустились на маршрутке в Ялту по 150 рублей с человека. Когда сели в маршрутку, увидели, что у водителя Романа на лобовом стекле прикреплены три росссийских флажка и георгиевская ленточка. Особо не разговаривали, но пока спускались по серпантину, опасение, что нас высадят в глухом лесу, нас не оставляло. Обошлось.

Ялта, Партенит, Севастополь

В Ялте нас ждала пустынная набережная и закрытый "МакДональдс". Взгрустнув, дошли до "Чебуречной" возле порта. Чебуреки, как и в Симеизе, от 50 рублей. Слегка подкрепившись, отправились назад.

Кстати, это было 24 августа и на мне, в честь Дня Независимости, была надета вышиванка. Обошлось без эксцессов.

На следующий день поехали в Партенит. Нам рассказали, что там можно посмотреть парк Айвазовского. По дороге в Партенит, узнав, что стоимость входных билетов по 200 рублей с человека, решили выйти возле военного санатория, где вход абсолютно бесплатный. Прошлись по территории – людей практически не было. Дошли до пляжа, расположились буквально возле моря. На весь пляж, кроме нас, было две или три семейных пары. Пусто.

В Севастополь попали накануне отъезда, 28 августа. Зашли в любимое кафе напротив дельфинария. Из 15 столов, вечером, после 18:00 был занят всего лишь один столик на улице. Два столика были заняты внутри. Греческий салат – 110 рублей, салат "Цезарь" - 123 рубля, мороженое от 50 рублей. Отсутствие людей повлияло на скорость и качество обслуживания – быстро, чисто, вкусно и приятно.

Дорога домой

Выезжали в Киев 29 августа. Поезд отправлялся по киевскому времени в 18:55. Объявили в начале один путь, за пять минут до подачи - объявили другой. Шли по платформе. Возле одного из вагонов стояли молодые девчонки и пели гимн Украины. В завершении крикнули - "Слава Україні". В ответ раздалось дружное "Героям слава". Отбыли по расписанию. Вечером, в Джанкое, зашли российские пограничники. Собачки не было, сказали, ушла спать. Проверив документы, не обратив внимание на вещи, вышли из вагона. В Мелитополе зашли украинские. Также просто проверили документы. Ушли. В Киев поезд пришел по расписанию 30 августа. Вокзал был "заминирован".

Настроения крымчан

Наши проукраински настроенные друзья – жители Симеиза - в прошлом году начали строительство дома, которое планировалось в этом завершить. Аннексия застигла их буквально тогда, когда они начали внешнюю отладку дома. Он – юрист, она – бухгалтер. Дочь учится в Харькове.

"Если бы не дом, может быть, и уехали. А так, сейчас его не продашь. Оставлять какому-то русскому Ивану, чтобы он пришел и все разграбил? Не хочу. Подождем. Может, власть поменяется", - сказали Анатолий и Оксана, у которых мы останавливались.

Но российские паспорта, как и российские номера на автомобиле, они получили, поскольку у Анатолия – частная практика и надо было все переоформлять.

Тетя Наташа проработала всю жизнь санитаркой в одном из санаториев ЮБК. Когда пришло время, ушла на пенсию. Живет в Алупке. Родственники живут в Одесской области

"Раньше, пенсия была 1450 грн. Я экономила все время. Сейчас пенсию подняли, получаю около 11 тыс. рублей. Ремонт вот затеяла. Только не знаю, что с квартирой будет. Ждала племянника, чтобы завещание оформить. Раньше надо было платить 20%, теперь – 30%. Не знаю, потянет ли", - сказала тетя Наташа, когда мы приехали в гости.

"За "Укртелеком" вот несколько месяцев заплатить не могу. Подхожу, спрашиваю, а мне говорят, мол, подожди еще. Хоть бы не отключили", - вздохнула наша собеседница.

Российский паспорт она получила, а украинский паспорт бережно хранит в укромном месте. Мол, мало ли, может, власть переменится.

Водитель маршрутки, сам из Белогорска, который вез нас из Симеиза в Симферополь, настроен по-другому.

"Мы, когда был референдум, так радовались, так радовались. Когда узнали предварительные результаты, выходили, целовались с незнакомыми людьми. Крым никогда не был украинским. То Хрущев с пьяных глаз отдал. Вот, к нам тут с Западной Украины приехали, говорили, что Крым – их земля. Да какая их. Тьфу", - сказал наш собеседник.

Номер на микроавтобусе водитель не менял. Только заклеил лишь украинский флаг на российский. Дешево и сердито.

Мальчик, который проводил для нас дегустацию вин на Ай-Петри, рассказал, что теперь никуда не может уехать.

"Крым уже не Украина, но еще не Россия. Что нам с нашими паспортами делать? Мы же теперь невыездные. Некуда выехать, кроме России, Украины и Белоруссии, не можем. Но как-то будет..."

Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия
Крым: уже не Украина, но еще не Россия