УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украинские моряки объявили голодовку в Турции

1,7 т.
Украинские моряки объявили голодовку в Турции

У турецкого порта Немрут брошены на произвол судьбы 16 моряков, большинство из которых — одесситы. Члены экипажа судна-земснаряда "Виктор Лекарев" оказались в критическом положении — без еды, воды и топлива. Ни вернуться на родину, ни сойти на берег они не могут — на земснаряде должны находиться минимум 11 человек.

Заложникам ситуации вот уже полгода не дают зарплату, хотя последние 4-месячные контракты моряков закончились две недели назад. Вернуться домой за свой счет удалось лишь 11 морякам, сообщает "Сегодня".

"Полчаса назад я связывался с судном. Там люди уже сутки ничего не едят и настроены на отчаянные действия. Некоторые еще раньше объявили голодовку. Если им не помогут, они готовы садиться в шлюпку и плыть на берег", — сказал второй помощник капитана Александр Нестеренко, который вернулся в Одессу.

Офицер рассказывает, что несколько месяцев назад владелец "Виктора Лекарева", ОАО "Черномортехфлот", отправило землечерпалку в Марокко для строительства грузового и пассажирского терминалов. Но оказалось, что судно для дноуглубительных работ не подходит — вместо песка там были скальные грунты. Тогда "Черномортехфлот" решил заменить судно другим, оставив в залог шаланды и буксир, а "Виктора Лекарева" отправил назад, обещал дозаправить и пополнить запасы продовольствия.

По пути судно вынуждено было встать на рейд у турецкого Немрута — провизия и топливо подошли к концу. А в начале марта, рассказали нам уже в благотворительном фонде помощи мореходам "Ассоль", на "Виктор Лекарев" прибыло руководство "Черномортехфлота" и заявило: "В стране кризис. Помощи не ждите".

"Нашему экипажу задолжали $98 тыс. Мы подписывали контракты с "Черномортехфлотом", и тут оказалось, что наш наниматель — какая-то липовая кипрская фирма QUOR Construction. Но о том, что нас берет на работу иностранная фирма, нам не говорили! — возмущается Нестеренко. — Мы направили обращения в ГПУ, Черноморскую транспортную прокуратуру и МИД, но ответа пока нет".

В фонде "Ассоль" утверждают, что судовладелец нарушил трудовое законодательство, отправив моряков в неоплачиваемый отпуск в одностороннем порядке. "В транспортной прокуратуре говорят, что взыскать долг с зафрахтовавшей судно QUOR Construction очень сложно, поскольку компания иностранная, а доказать ее фиктивность и непосредственную зависимость от "Черномортехфлота" не представляется возможным", — поясняет нам президент фонда "Ассоль" Анна Муругова. В офис "Черномортехфлота" нам дозвониться не удалось — в течение дня там молчали телефоны.

Никакой помощи экипаж не может добиться и от наших дипломатов в Турции, говорит Нестеренко: "Я не раз лично общался с консулом. Он говорит, что у Украины будут проблемы, если моряки оставят судно. Ни одного человека он не помог отправить домой".

А вот пресс-секретарь МИДа Александр Дикусаров нас заверил: они делают все возможное: "11 членов экипажа вернулись домой при нашем содействии. Консул МИДа находится на связи с капитаном. По вопросу долга мы обратились в ГПУ и СБУ с просьбой разобраться".

Если компания-фрахтователь "потерялась2, теоретически можно заставить заплатить судовладельца, говорят правозащитники. "Тут действует принцип: кто хозяин, тот и платит. Нужно добиваться, чтобы земснаряд выставили на торги. Поскольку сумма долга меньше стоимости судна, владельцу выгодней рассчитаться с моряками, чем продавать транспорт. Причем сделать это будет легче через международные суды, а не украинские", — считает завотделом по правам человека Транспортного профсоюза Сергей Черных.