УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Убийство Щербаня и «самопальные» расследования

Убийство Щербаня и «самопальные» расследования

«Украинская правда» продолжает серию публикаций о Тимошенко, Лазаренко и убийстве Щербаня. На первый взгляд, журналисты пытаются разобраться, «кто платил деньги и за что».

Однако глаза режет неприкрытая направленность этих публикаций. Они стараются убедить читательскую аудиторию, что Юлия Тимошенко якобы не имеет отношения к деньгам, которыми оплачено убийство Евгения Щербаня, расстрелянного киллерами у трапа самолета в аэропорту Донецка.

При этом сторонники версии о «непричастности» Тимошенко и Лазаренко к оплате убийства Щербаня путаются, зачастую руководствуясь всего лишь собственной фантазией. Здесь ориентируются на самостоятельно (или не самостоятельно – учитывая содействие датского проекта журналистских расследований I-SCOOP) собранную информацию и некоторые общедоступные фрагменты из украинского дела. Но в основном - на 5 коробок от ксерокса с материалами американского суда в отношении Лазаренко, которые толкуют, как заблагорассудится.

Американские материалы касаются отмывания сотен миллионов долларов. И прокуратура США, в отличие от своих украинских коллег, никогда не расследовала обстоятельства убийства Щербаня.

Напомню слова американского прокурора Марты Берш из интервью, взятого у нее журналистом «Украинской правды: «... Мы этим НЕ интересовались, потому что это преступление не было совершено в США ...».

В августе прошлого года в «УП» появилась очередная публикация с претензиями на сенсацию: «Американский прокурор по делу Лазаренко Марта Берш: Я не помню показаний о причастности Тимошенко к убийству Щербаня ».

Увы, сенсация не удалась, поскольку в Украине живут люди, которые лично допрашивали в США американского свидетеля № 1 Петра Кириченко – именно он сообщил о перечислении денег, принадлежащих Тимошенко, на счета Мильченко-«Матроса». Банковские проводки организовывал сам Кириченко по указанию Лазаренко после встречи премьер-министра с «Матросом» - в связи с «существовавшей для Тимошенко смертельной угрозой».

Причем допрос этого свидетеля № 1 проводился с участием «забывчивой» г-жи Берш.

10 лет назад в присутствии десятков журналистов те же показания были обнародованы в Луганском суде на процессе по делу об убийстве депутата Е.Щербаня. Там были предъявлены реальные подтверждения - банковские документы из Антигуа и других стран.

О пользе самостоятельного взгляда

Каждый, вчитавшись в приведенные судом показания Петра Кириченко, содержание банковских документов об упомянутых им денежных перечислениях и в сам вердикт суда, может самостоятельно сделать вывод, о чем идет речь.

Так, в обвинительном приговоре Апелляционного суда Луганской области от 16.04.2003 года зафиксированы эти показания Петра Кириченко:

«... Согласно показаниям свидетеля Кириченко П.Н., исследованных судом, который при допросе в США пояснил, что приблизительно в 1995 году Лазаренко сообщил ему, что хочет встретиться с криминальными авторитетом Мильченко, поскольку существовала смертельная угроза Юлии Тимошенко. Он знал Мильченко с 1977-1978 годов. При встрече с последним, тот подтвердил, что угроза для Тимошенко существует. Затем с Мильченко встретился Лазаренко. После этого Лазаренко предложил заплатить Мильченко 3 миллиона долларов США. В результате этого на счет Мильченко и его жены в «Еврофедбанке» была выплачено часть этой суммы - 2,2 миллиона долларов США из средств Лазаренко и Тимошенко. Со слов Лазаренко, который сообщил ему - Кириченко, что Тимошенко Юлия заплатит, часть этих денег была средствами Тимошенко ... ».

И далее то, что установлено судом в результате многомесячного судебного процесса - за что перечислены Александру Мильченко эти деньги:

«... Оплата выполненного заказа на убийство Щербаня Е.А.через банковские счета, распорядителем которых являлся Кириченко П.Н., подтверждается банковскими документами, полученными в порядке международной правовой помощи по ходатайству Генеральной прокуратуры Украины из Антигуа и Барбуда, а именно:

- документами антигуанского банка. «EuropeanFederalCreditBankLTD» о перечислении 20 мая 1997 года 500 тысяч и 10 сентября 1997 года 979 тысяч долларов США со счета № 151897 багамской компании «ORPHINS.A.» в этом банке на счет № 120512 Мильченко А.Ф. в этом же банке, а также о перечислении 26 февраля 1998 года 700 тысяч долларов США и 150 тысяч долларов США с этого счета компании «ORPHINS.A.» на личный счет № 124154 жены Мильченко - Снитко Н.А. в этом же банке... ».

Итак, уже известна схема перечислений: деньги Тимошенко с банковских счетов кипрской компании «Somolli Enterhrises Limited», поступили на счета оффшорной компании Петра Кириченко «Orphin» в польский банк «American bank in Poland», оттуда по указанию Павла Лазаренко деньги перечислены на счет той же компании «Orphin» в антигуанский «EuropeanFederalCreditBank». В другом случае – прямое перечисление со счетов тимошенковской «Somolli Enterhrises Limited» на «Orphin» в Антигуа. И, наконец, далее - в том же антигуанском банке, на счета организатора убийства Щербаня - уголовного авторитета «Матроса»-Мильченко.

В этих банковских документах действительно не указана цель платежа «за убийство Щербаня». Что неудивительно - кто же такую цель укажет в платежных документах? Хотя некоторые исследователи хотят довести ситуацию до абсурда, чуть ли не требуя показать именно запись «за убийство» прямо на банковских бланках.

Суд исходил не только из показаний Кириченко. А также не только из объективно существующих банковских документов и обстоятельства расчетов за совершенное злодеяние.

В приговоре Апелляционного суда Луганской области от 16 апреля 2003 года учтена совокупность всех доказательств, подтверждающих, что деньги перечислены «Матросу» именно за убийство Щербаня. На Луганском процессе прозвучали многочисленные свидетельства, раскрывающие роль бывшего премьера, связь между ним и криминальными авторитетами - руководителями киллерской группы, а также обстоятельства расчетов за совершенное злодеяние.

На что уповает медиа-защита?

Пытаясь доказать, что Леди Ю. не имеет никакого отношения к расстрелу в Донецком аэропорту, медиа-защитники раз за разом задаются вопросом– почему в начале 2000-х не возбуждалось дело против Тимошенко и не выдвигалось обвинение в ее причастности к убийству Щербаня?

Ведь «... на тот момент Тимошенко была уволена с должности вице-премьера и не имела депутатского иммунитета, а находилась на полулегальном положении, скрываясь от повторного ареста по больницам. ... На то время Тимошенко была не менее удобной мишенью, чем сейчас ... ».

Причина проста. Генеральная прокуратура Украины ни тогда, ни сейчас не утверждает, что Тимошенко заказала убийство Щербаня и оплатила его.

Позиция прокуратуры в следующем - существуют данные о причастности Тимошенко к деньгам, которыми оплачен заказ на убийство Щербаня. Эту возможную причастность надо расследовать и только после этого принимать решение по существу.

В начале 2000-х годов на основании показаний ближайшего лазаренковского соратника П.Кириченко была сформирована и отрабатывалась версия о причастности Юлии Владимировны к убийству Щербаня.

Однако проводилось ли расследование данной версии после 2002 года – большой вопрос к экс-генпрокурору Святославу Пискуну, который чуть позже заявил:

- Я поднялся с колен благодаря Юлии Тимошенко и оранжевой революции...

Черт кроется в деталях

Пытаясь дезавуировать выводы следствия о роли Мильченко-«Матроса» в убийстве Щербаня, в последней публикации «Украинской правды» безапелляционно утверждается: «...Киллер Болотских никогда не общался ни с «Матросом», ни с Лазаренко...».

Это неправда, ведь сам Болотских говорит совсем другое. И это зафиксировано в обвинительном заключении, которое публично огласил Луганский суд:

«... В Днепропетровске Алиев познакомил его с преступным авторитетом города Мильченко Александром Федоровичем по кличке «Матрос». Было известно, что Мильченко возвратился из мест заключения. Когда в отношении Мильченко расследовали уголовное дело, тот не выдал людей, которые пользовались влиянием и находились на руководящих постах. Эти люди остались у власти и после освобождения Мильченко из мест лишения свободы и оказывали ему всяческую помощь ... ».

Словно зациклившись на своем мнении, в «Украинской правде» твердят: мол, слова Кириченко на новом допросе в ноябре 2011 года «... не совпадают с проводками на счете Orphin ... первый платеж криминальному авторитету был сделан не «после», а еще «до поступления денег Тимошенко на Антигуа ... ».

На самом деле последние показания Кириченко: «...У Лазаренко были деньги, но он почему-то не платил. Я думаю, что он ждал, когда Тимошенко перебьет эту сумму, которую нужно было заплатить отдельно Мильченко. Я говорил, что Мильченко все время звонит, беспокоится. Лазаренко ответил, что передай, пусть не волнуется, Юля заплатит ...» - полностью соответствуют официальной версии ГПУ об обстоятельствах перечисления первого «кровавого» платежа.

Далее в своих рассуждениях расследователи из «УП» окончательно рушат собственные же «доказательства»: «...В показаниях Кириченко непонятно еще одно. Если «Матрос» и Кушнир (главарь группы киллеров. – Авт.) защищали именно Тимошенко от неприятностей в Донецкой области, то почему с ними рассчитывалась не она, а Лазаренко?..».

Так она же и рассчитывалась! Это и есть ответ по существу. Подтверждением тому является вопрос журналистского расследования самим себе: «Он (Лазаренко - Авт.) действительно регулярно опровергает свою причастность к заказу убийства Щербаня. Но в своих многочисленных обращениях из-за решетки не сообщает, почему встречался с этими криминальными авторитетами и за что перечислил еще живому Мильченко 1,5 миллиона долларов ... ».

«Следствие ведут Колобки»

Для расследования таких преступлений, как убийство Евгения Щербаня, недостаточно редакционного компьютера и творческого воображения. Здесь требуются специальные знания, юридическая квалификация, опыт и методы следственной работы.

Вместе с тем от попыток подобных любительских расследований есть и своеобразный позитив.

А именно – наша читательская аудитория подробно познакомилась с материалами украинского и американского следствия об отношениях между двумя экс-премьерами, когда в бурные 90-е годы от бизнес-вумен Ю.Тимошенко высокому должностному лицу - первому вице-премьеру, а затем и премьер-министру П. Лазаренко шли сотни миллионов долларов за лоббирование интересов корпорации ЕЭСУ.

Кто из массовых читателей узнал бы об этом? Зато теперь обществу придется искать ответ, куда девалось уголовное дело в отношении Тимошенко о даче взяток Лазаренко за лоббирование им интересов корпорации ЕЭСУ.

Что с этим делом? Почему оно не в суде? Почему все замолчали о нем? Особенно на фоне фактов, которые вполне справедливо отмечены в публикации «Украинской правды»:

«...Деньги лились рекой. Это были как средства Лазаренко, переведенные из Европы, так и расчеты от Тимошенко, которые обвинение в США трактовало как взятки...», или «...в общем Тимошенко перевела из своей кипрской офшорки Somolli Enterprises на антигуанский счет Orphin 14 миллионов долларов в качестве регулярной взятки Лазаренко...».