newspaper
flag
УкраїнськаУКР
flag
EnglishENG
flag
PolskiPOL
flag
русскийРУС
img

Адвокат Фейгін: як засудять і звільнять Савченко

Адвокат Фейгін: як засудять і звільнять Савченко

В Донецком городском суде России, в Ростовской области, продолжается рассмотрение сфабрикованного дела против украинской летчицы, Героя Украины Надежды Савченко. После очередного заседания суда "Обозреватель" пообщался с адвокатом Надежды – Марком Фейгиным.

Адвокат поделился подробностями заседания, спрогнозировал, каким будет приговор суда, оценил возможности защиты для его смягчения, а также рассказал, когда и благодаря чему украинская героиня выйдет на свободу.

Вы заявили о том, что Надежда Савченко может вернуться в Украину уже в следующем году. Каким образом?

- Она вернется после того, как приговор вступит в законную силу, после апелляционного обжалования приговора суда первой инстанции. По Конвенции (Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (1978 г.) - Ред.), ее отправят отбывать наказание в Украину. Международная конвенция, в которой участвует и Украина, и Россия, предполагает такую возможность. Я думаю, это произойдет в лучшем случае к весне.

Відео дня

Каким может быть приговор и когда он будет вынесен?

- Приговор суда первой инстанции может быть вынесен уже до конца года. Сейчас очень опасно называть какие-то даты, они все время сдвигаются из-за того, что объем материала, рассматриваемого стороной обвинения, достаточно массивный. Читают они его со средней скоростью. Остается допросить нескольких свидетелей, которых предъявляет сторона обвинения. И только после этого сторона защиты сможет предъявить свои доказательства. Дальше — прения сторон, последнее слово, приговор. Допустим, это может произойти в первой декаде декабря.

А потом будет обжалование. В течение десяти дней сторона защиты подаст апелляционную жалобу. В Ростовском областном суде, в следующей инстанции, апелляционной, будет назначено рассмотрение апелляционной жалобы.

А потом из Украины будет идти запрос об отправке Савченко для отбывания наказания в Украине. У меня есть некоторая информация, которая дает мне основания полагать, что так все и будет. К сожалению, сейчас преждевременно ее обнародовать, но, думаю, алгоритм действий будет такой.

Как вы оцениваете возможности защиты? Можно ли смягчить приговор для Надежды Савченко?

- Скорее всего, он и будет чуть смягчен в сравнении с тем, который предполагался. Но опять же, что, например, было сегодня? Владимир Чаплыгин, фактический владелец гостиницы "Евро", где держали Савченко, его дочь, юридическая владелица этой гостиницы, и некий следователь Воронежской СК Александр Медведев, который, собственно, держал Савченко задержанной у себя в кабинете и дальше передал ее сотрудникам ФСБ, которые охраняли Савченко в этой самой гостинице. Совершенно бредовые ответы Чаплыгиных и самого Медведева о том, что Савченко никто не удерживал, что она жила в гостинице просто так и так далее. Тут даже обсуждать особенно нечего. По-моему, всем участникам процесса и наблюдателям ясно, что это все ложь. Но, тем не менее, это некий сценарий, который отыгрывает сторона обвинения и, собственно, суд, который на стороне обвинения.

Тем не менее, очевидность лжи со стороны обвинения и очевидность невиновности Савченко, конечно, могут сыграть в ту сторону, что обнародование, публичность этих фактов повлияет на смягчение приговора.

Но это не существенно в деле Савченко. Хорошо, дадут ей не 25, а 20 лет, это что-то изменит? Я считаю, что нет. Даже 15 лет ничего не изменит. Потому что сидеть столько Савченко не готова, будучи абсолютно и совершенно невиновной.

Политическое давление ее освободит. Та информация, которой мы сейчас располагаем — в основном международного, политического характера — дает мне основания говорить, что не слишком много времени понадобится на реализацию этого алгоритма, о котором я сказал.

Не могли бы вы объяснить механизм экстрадиции Надежды?

- Очень просто. Украина делает запрос в генеральную прокуратуру России о том, чтобы гражданин Украины, в данном случае Надежда Савченко, отбывала наказание по месту гражданства. Ее саму опрашивает российская прокуратура по месту, где она находится — в следственном изоляторе, если до этого момента приговор не вступит в законную силу, или сразу после этого, узнает о ее желании или нежелании отбывать наказание в Украине. И дальше при ее положительном решении и положительном решении соответствующего органа в России, прокуратуры, ее просто-напросто отправляют. За отсутствием прямого самолетного сообщения это могут осуществить на автомобиле — привезти ее и передать в руки представителям Генеральной прокуратуры Украины где-нибудь на границе. Это уже техника.

Как вы рассматриваете перспективы помилования Надежды Савченко?

- Нет, это невозможно, потому что в России для помилования нужно, как минимум, от нее заявление. Она должна написать заявление на имя президента Владимира Путина с просьбой о помиловании.

По этому поводу в свое время была дискуссия в связи с Ходорковским — нужно ли для помилования признание вины? Вроде как это все-таки не нужно, хотя были дискуссии в Конституционном суде. Мы, как юристы, трактуем, что этого не требуется.

Но все равно обращение либо самого лица, либо его адвоката требуется. В исключительных случаях, когда подзащитный, например, больной, находится в больнице и не может сам подать прошение о помиловании, это может сделать адвокат. Тогда прошение может быть рассмотрено.

Но проблема в том, что Савченко не желает подавать такое прошение.

Как вы оцениваете условия, в которых сегодня содержится Надежда Савченко?

- Условия в тюрьме благополучные. Она не жалуется на них. Если бы она жаловалась, сторона защиты немедленно бы об этом сообщила. Она в одиночной камере. Более или менее ей поступают продукты, которые мы ей передаем. Так что с этой точки зрения все пока в порядке.