УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украли телефон: почему нельзя найти воров?

Украли телефон: почему нельзя найти воров?

По данным столичной милиции, у киевлян ежедневно крадут в среднем 15 мобильных телефонов, и только каждый третий из них возвращается в руки хозяину. В период с 1 января по 1 сентября 2013 года в столице было совершено 14 тысяч краж сотовых. Некоторые примеры подобного воровства по-настоящему вопиющие: милиция разводит руками, а люди из-за карманников теряют тысячи гривен и конфиденциальную информацию, закатанную в мобильное устройство.

Видео дня

В том, как на самом деле правоохранители должны расследовать факты телефонных краж, и что делать, если не досчитались мобильника, разбирался "Обозреватель".

Двойная потеря

Меньше недели назад в столичном ресторане недалеко от М. Дворец Спорта у киевлянок Насти и Алины украли мобильные телефоны. Девушки обнаружили отсутствие дорогостоящих устройств еще будучи в заведении и, как в детективных фильмах, не выпускали никого из кафе, пока не приедет вызванный ими наряд милиции.

"Между моментом, когда я последний раз держала в руках телефон, и моментом, когда обнаружила, что его нет, прошло совсем немного времени – за этот период в заведение никто не приходил и никто не уходил из него. Мы потом объяснили, что произошло, и вместе со всеми посетителями и администрацией дожидались приезда правоохранителей. Милиция приехала довольно быстро, осматривать никого не стала, так как не было соответствующих разрешений, а у нас просто приняла заявления о краже", - рассказала одна из пострадавших Анастасия.

Девушка говорит, что на следующий день после кражи они с подругой пошли в милицейскую дежурную часть №2806118, что на ул. Московской, 30. Там им сперва не сказали, кто следователь в их делах, а потом, все-таки назначив ответственного, заявили, что правоохранитель заболел.

"С момента кражи каждый день, кроме воскресенья, мы ходим в отделение. И каждый раз нам говорят одно и то же: следователь заболел, как поправится – возьмется за ваше дело. И мне непонятно, почему нельзя дать другого человека, если кто-то болен? Я, например, с помощью специальной программы нахожу свой телефон – знаю, в каком городе и по какому точному адресу он находится, но обратиться с этими данными мне не к кому. Мы с подругой надеемся вернуть мобильные, поэтому процедуру взаимодействия с правоохранителями выдержим полностью – ни в коем случае не махнем рукой и будем продолжать обращаться, пока дело не сдвинется с места", - подытожила киевлянка.

Руководитель пресс-службы столичной милиции Ольга Билык, в свою очередь, объясняет, что девушкам необходимо делать в сложившейся ситуации. "Действительно, на назначение следователя необходимо некоторое время. Кроме этого, следует учесть человеческий фактор – все люди иногда болеют. Если же нет времени ждать, можно обратиться к начальнику следственного отдела, чтобы он поменял следователя", - отметила Билык.

Она также уточнила, что данные программы, которая нашла телефон Анастасии в другом городе, не являются основанием для того, чтобы приступать к активным действиям. "В подобных случаях у правоохранительных органов есть определенный порядок действий. Программа, которой воспользовалась девушка, не дает права милиции начинать разбирательства. Правоохранители должны иметь специальные документы на руках, чтобы отследить телефон", - подчеркнула представитель столичной милиции.

В сговоре с милицией?

Киевлянка Ольга стала жертвой карманников больше года назад. Недалеко от парка им.Шевченко у девушки увели мобильный телефон, вернуть который так и не удалось.

"Телефон у меня украла группа цыган, которые постоянно ошиваются возле парка. Причем, это было довольно наглое ограбление: мобильник вытащили из сумки, чуточку приоткрыв замок – я, как раз, покупала что-то в ларьке, и пока рассчитывалась, дело уже было сделано", - рассказала девушка.

Ольга уверяет, что пропажу обнаружила практически сразу же, через пару минут после того, как отошла от ларька. "Я поняла, что телефона нет, когда клала обратно в сумку кошелек. Естественно, сразу осознала, что цыганка в очереди не просто так прижималась. Со мной была подружка, мы взяли ее телефон и стали набирать мой номер. Удивительно, но были гудки. Более того, толпа цыган осталась стоять возле ларька, и я даже слышала, как с их стороны раздавались звуки моего рингтона", - продолжила киевлянка.

Девушка утверждает: подойти к цыганской группе сама так и не решилась - их было много, а простого народу, несмотря на разгар трудового дня, возле М. Льва Толстого, - практически не наблюдалось.

"В метро есть милиция, некоторые из них также стоят возле пешеходного перехода. Я подошла, объяснила ситуацию, но вместо того, чтобы мне как-то помочь, ведь я же указала на тех, кто украл мой телефон, правоохранитель сказал, что не имеет права никого обыскивать и просто ушел. Вызывать наряд я, конечно же, не стала – написала заявление в ближайшем отделении. Естественно, мобильный найти не удалось", - рассказала Ольга.

Она говорит, что возле М. Льва Толстого эта самая группа цыган продолжала орудовать еще долгое время – буквально каждый день у одного или нескольких студентов КНУ им.Шевченко, главный корпус которого находится поблизости, пропадал телефон. Схема, как и исполнители, оставались прежними: ларек-очередь-кража.

"При этом милиция ни разу даже не подошла к этим цыганам. Я не знаю, как так можно: только на моем факультете мобильный украли в тот период где-то у десяти людей. Практически все они сразу же обращались за помощью, которую им так и не предоставили. Цыгане действовали открыто, на одном месте и почти каждый день, а это наводит на мысли, что милиция сама их "крышевала". Иначе, как можно объяснить явное бездействие правоохранителей", - подытожила девушка.

Официальная статистика

По данным пресс-службы столичной милиции, ГУ МВД Украины в Киеве ежедневно возбуждает около 15 уголовных дел по ч. 1 ст. 185 УК Украины (кража), в которых объектами посягательств являются мобильные телефоны.

Большую часть из свежеукраденных телефонов правоохранители в течение нескольких дней находят в привычных местах сбыта наворованного – ломбардах, на радиорынках и т.д. Остальное – приходится искать сложнее и дольше. В милиции уверяют: если мобилку не удалось найти в течение одного-двух месяцев, то вернуть телефон уже вряд ли удастся.

В целом, по данным пресс-службы ведомства, найти удается около трети украденных в Киеве мобильных устройств.

В милиции также уверяют: нередки и случаи, когда заявитель указывает в обращении, что он "выявил отсутствие телефона", что может означать не грабеж, а случайную потерю техники. Тем не менее, в официальных документах это фиксируется как кража.

"В общей сложности количество раскрытых случаев, связанных с кражами мобильных телефонов, по сравнению с количеством зарегистрированных заявлений - около 30%", - говорят в ведомстве.

К слову

Как бы там ни было, шансы самостоятельно найти украденный телефон - практически равны нулю. Поэтому, как только вы обнаружили, что мобильного нет - обязательно обратитесь в отделение милиции по месту кражи. Учтите: заявление следует писать не по месту прописки, а в отделении того района, где состоялся инцидент. Для дальнейшей подачи заявления вам надо будет обязательно предъявить права на телефон, указав его IMEI-код, который написан на коробке от мобильного.

И, как говорится, доверяй, но проверяй - не забудьте записать фамилию сотрудника милиции, который принял у вас обращение, и регистрационный номер вашего заявления. Это поможет узнавать информацию о ходе следования и не даст заявлению потеряться.