УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Почему горел Гостиный двор?

Почему горел Гостиный двор?

Гостиный двор на Контрактовой площади горел в ночь с пятницы на субботу. Пожарные боролись с огнем, который охватил крышу здания, более 8 часов.

После неожиданного пожара в здании, которое в течение последнего года охраняют от реставрации и превращения в торговый центр, защитники Гостиного двора начали говорить о возможном поджоге. О том, действительно ли Гостиный двор могли поджечь умышленно, кому и почему могло быть выгодно уничтожение "камня преткновения" между общественностью и бизнесом, пишет "Обозреватель. Кияни".

Это был ад

Уже 8 месяцев – в течение всего времени, пока длится беспрецедентная общественная кампания по защите Гостиного двора – в здании практически всегда ночуют активисты. Ночь с пятницы на субботу не стала исключением. Тогда в Гостином дворе дежурили 8 киевлян. Около двух часов ночи они услышали, что в подвальных помещениях здания работает бурильная установка. Когда активисты вышли на улицу, чтобы остановить работы, увидели вздымающийся над крышей здания дым.

"Вызвали пожарных, они приехали минуты через четыре. Это было два (часа – ред.) с копейками. Они пытались пройти наверх, но это было невозможно: все входы были заварены. Пока они добрались, огонь разгорелся не на шутку. Часа в четыре крышу объяло пламя. Пожарные по лестнице взобрались туда, но потом вынуждены были спуститься - там был ад. Восемь часов тушили", - рассказал "Обозревателю" Сергей Мельниченко, председатель КУПРа, организации, активисты которой выявили возгорание.

В ходе борьбы с огнем выяснилось, что Гостиный двор загорелся не в одном, а сразу в трех местах. Активист "Киевского вече" Вадим Торопов был свидетелем того, как пожарные выявили новые очаги пожара. "Мы потом вошли с пожарными на второй этаж, в помещение "УкрНИИпроектреставрации", и пока они тушили с одной стороны – я увидел что с другой, причем с той, откуда дул ветер, со стороны парка Сагайдачного, валит дым. Пожарные насчитали три точки возгорания. Вероятна версия поджога", - рассказал нам Торопов.

Неполадки в проводке или поджог?

Сейчас МЧС и милиция выясняют причины пожара. И от комментариев воздерживаются. Но среди активистов распространено мнение, что именно на них руководство фирмы-застройщика повесит всех собак. "Я лично с Яричем после пожара еще не пересекался, но другие активисты говорят, что в воскресенье он им заявил: что, мол, подмочена ваша репутация. То есть, он уже формирует такую точку зрения, что это активисты подожгли", - говорит Торопов.

Хотя активисты имели доступ только к первому этажу здания – в то время как пожар начался с чердака. К тому же, горело не над офисом "Укрреставрации" и не там, где ведутся работы, а над помещениями, в которых обосновались активисты и до сих пор находится библиотека и исследовательский институт. И самое главное: уже 8 месяцев киевляне отстаивают сохранность Гостиного двора – поэтому глупо было бы его сжечь, руководствуясь принципом "Так не доставайся же ты никому!".

Абсурдность подобных заявлений настолько очевидна, что даже застройщик отказался от такой соблазнительной версии. Дмитрий Ярич, директор "Укрреставрации", заявил "Обозревателю", что в пожаре винит старую проводку. "Предварительная версия – замыкание проводки в помещениях института. У института есть собственный электросчетчик и проводка, к которой мы не присоединены. Когда у них замкнуло проводку – ни в библиотеке, ни в нашей админчасти проводка и приборы не пострадали. Я сначала рассматривал вариант, что это активисты подожгли – ведь уже были с их стороны такие угрозы, о чем я заявил в милицию. Но сейчас склоняюсь к мысли, что дело таки в проводке", - утверждает Ярич.

Вместе с тем, застройщик косвенно обвиняет в случившемся активистов. Якобы именно они, включив обогреватели или электроплитку, спровоцировали замыкание. "У них также проводка и некоторые удлинители поплавились. Поэтому имеем предположение, что они, возможно, незаконно присоединились к электроснабжению государственного института. Особенно учитывая то, что это случилось ночью, когда сотрудники библиотеки и института отсутствовали, и никакие приборы не были подключены к сети", - предполагает Ярич. Хотя сами защитники уверяют: они берут электричество вовсе не у института. Да и обогреватели с плитками в ту ночь никто не включал.

Защитники Гостиного двора уверены: в ту ночь было совершено уголовное преступление – поджог. Первый и основной аргумент – то, что горело сразу в трех местах. "Почему в трех местах? Причем очень далеко одно от другого. Довольно глупо звучит объяснение, что вследствие открытия прохода загорелось. Это как? Сквозняком занесло искру из одного конца здания в другой? Я никак не могу себе представить, как такое возможно", - поделился подозрениями Мельниченко.

Нет здания – нет проблемы?

Правоохранители знают: там, где поработал поджигатель, еще долго в воздухе ощущается запах горюче-смазочных материалов, которые использовались для поджигания. Но его отсутствие отнюдь не означает, что обошлось без криминала – есть множество других способов спровоцировать пожар. Например, повредив ту же проводку. Что и могло случиться – житель одного из домов по соседству рассказал Сергею Мельниченко, что рабочие днем в субботу сбивали на крыше Гостиного лед с помощью ломов и топоров. Брошенная на чердаке тлеющая тряпка или пакля также могла стать причиной пожара – причем, в отличие от бензина, до момента возгорания в этом случае была бы масса времени.

Если кому и был выгоден пожар – то только застройщику – считают активисты. Ведь, во-первых, теперь у "Укрреставрации" есть основания выгнать их из Гостиного – для их же "безопасности". Пожар также решает проблему с остающимися в здании библиотекой и институтом. "Интересно, что огонь был не с той стороны, где стройплощадка, офис Ярича, а с той стороны, где институт, активисты и библиотека. Мотив на лицо. Ему же надо, чтобы люди освободили помещение, которое ему уже предоставлено в аренду. Но для библиотеки не могут еще подыскать помещение, которое подходило бы по всем техническим параметрам, поэтому очень тяжело избавиться от библиотеки и НИИ. И вот он таким образом, подозреваю, решил избавиться от проблемы", - убежден Торопов.

Но Ярич заверил "Обозреватель" в том, что библиотеку никто пока выселять не будет – "Укрреставрация" уже получила предварительное разрешение "Киевэнерго" для подключения библиотеки к электроснабжению. А вот у "УкрНИИпроектреставрации" дела куда хуже. "Со слов "Киевэнерго" и пожарных я делаю вывод, что мы, возможно, уже не сможем подсоединить к сети эти помещения. Слишком пострадала проводка, а в процессе тушения были залиты перекрытия, что может привести к новым замыканиям. Поэтому я считаю, что разрешения на это уже никто не даст, хотя мы и будем об этом просить "Киевэнерго", - сообщил Ярич.

Поджог давно уже стал быстрым и безболезненным способом "вывести" здание из перечня памятников. Как говорится, нет здания – нет и охранного статуса. В свое время так же горела усадьба Мурашко, исторический дом на Андреевском спуске, 34. Гостиный двор загорелся не только в "нужном" месте, но и в нужное время. "Вследствие общественного давления Александр Попов во время встречи с общественными активистами 7 февраля сказал, что он дал распоряжение своему заму Пузанову подготовить проект отмены разрешения проведения в Гостином дворе любых работ. Попов в любой момент мог это подписать. Застройщик мог об этом узнать – и решить действовать", - заявила "Обозревателю" активистка "Киевского вече" Елена Ескина.

Жизнь после пожара

Пожар в Гостином стал толчком для активистов ко входу в новую фазу противостояния. Они вновь захватили и удерживают помещения, откуда их выдворили в ночь пожара. От мирных, но малорезультативных акций, активисты планируют перейти к активным действиям.

КУПР отправится к главе КГГА с требованием инициировать передачу Гостиного двора из государственной в коммунальную собственность. И обратится в прокуратуру в связи с тем, что застройщик не выполнил взятых на себя обязательств по сохранению Гостиного двора – что может являться основанием для расторжения договора аренды в одностороннем порядке. Активисты также требуют, чтобы Киевсовет отобрал у "Укрреставрации" выделенную под реконструкцию здания землю и принял меры, чтобы ни у кого и никогда больше не возникло намерений заполучить столь лакомый кусочек, как Гостиный двор.

Директор "Укрреставрации" Дмитрий Ярич, в свою очередь, планирует пожаловаться в милицию, что активисты разгуливают по Гостиному до завершения следствия, уничтожая возможные улики. Поэтому, в отличие от пожара, страсти вокруг Гостиного только разгораются.

Почему горел Гостиный двор?
Почему горел Гостиный двор?
Почему горел Гостиный двор?