Торговля совестью: откуда у прокуроров деньги на миллионные залоги
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Для внесения залога в размере 3,5 млн грн, заместителю прокурора Подольского района Алексею Белому, которого подозревают во взяточничестве, необходимо было работать почти 30 лет.
Об этом говорят открытые данные декларации о доходах, где указано, что за 2014 год зарплата прокурора составила 111 тыс грн или чуть более 9 тыс. грн в месяц. Откуда у прокурора с невысокой по киевским меркам зарплатой несколько миллионов гривень?
На днях СМИ облетела информация, что зампрокурора Подольского района Алексея Белого и бывшего прокурора этого района Сергея Нечипоренко, который, по слухам, является родственником народного депутата Сергея Кивалова, выпустили под залог в 3,5 млн грн для каждого. До этого оба были задержаны по подозрению в получении взятки в размере $157 тыс.
Читайте: Генпрокуратура арестовала скандальный дом Пшонки
По мнению председателя Международной лиги защиты прав граждан Украины Эдуарда Багирова, внести огромные залоги подозреваемым, скорее всего, помогли влиятельные друзья.
"Сумма залога очень большая, но нужно учесть, что у любого прокурора такого уровня есть большой круг друзей и знакомых, которые потенциально могут помочь им финансово", - рассказал "Обозревателю" Багиров.
Впрочем, Белый и Нечипоренко могли внести залог и собственными сбережениями. Учитывая, что официальные доходы прокурора Алексея Белого гораздо скромнее суммы внесенного им залога, финансовое состояние подозреваемых должны проверить соответствующие антикоррупционные службы. Но этого сделано не будет, уверен Багиров.
Читайте: Зампрокурора Белой Церкви попался на огромной взятке
По его мнению, между МВД, прокуратурой и судами существует круговая порука, поэтому "своих" там не сильно проверяют. Ситуация, считает Багиров, вряд ли сдвинется в правовую сторону, учитывая что Верховная Рада до сих пор не приняла законопроект, запрещающий выпускать под залог чиновников-коррупционеров, о котором не раз говорил президент Петр Порошенко.
"Депутаты никогда не примут законы, которые бы позволили реально бороться с коррупцией, поскольку 70-80% народных избранников сами являются коррупционерами. Как могут они принять закон, который не позволит их друзьям и подельникам не выйти на свободу под залог ", - считает Багиров.
Читайте: В Киеве задержали двух чиновников: брали взятки бензином
По словам столичного правозащитника Ярослава Дунаева, статья 368 Уголовного кодекса Украины (взяточничество) не относится к особо тяжким преступлениям, поэтому подозреваемых могут выпускать под залог. Впрочем, все это на усмотрение процессуального судьи.
"Есть несколько критериев, которые официально не оговорены. Например, может ли человек покинуть пределы страны, является ли он гражданином иностранного государства, может ли повлиять на свидетелей", - рассказал "Обозревателю" Дунаев.
Прокуроры и миллионы
Заместитель прокурора Киевской области Александр Корниец ("бриллиантовый прокурор"), который ранее был задержан по подозрению в вымогательстве взятки в особо крупных размерах и в кабинете и у которого были найдены бриллианты был отпущен под залог в размере 3,2 млн грн. Представитель обвинения просил увеличить размер залога до 15 млн грн. Сам экс-зампрокурора Александр Корниец назвал найденные у него дома бриллианты "микроскопическими".
Бывший сотрудник Генеральной прокуратуры Украины Владимир Шапакин, фигурант скандального дела о "бриллиантовых прокурорах", вышел на свободу под залог в размере 6,4 млн грн.
Старший прокурор Суворовского района Одессы Эмма Михайлова, которая 10 июля попалась на взятке в 5 тысяч долларов, вышла из СИЗО, внеся залог в размере 1,22 млн гривен.
Как сообщал "Обозреватель", президент Украины Петр Порошенко ранее заявил об отмене прокурорской неприкосновенности.