УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Убийство в центре Киева: во что обходится врачебное промедление

Убийство в центре Киева: во что обходится врачебное промедление

Убийство, произошедшее 23 апреля 2013-го на улице Саксаганского в центре столицы, взбудоражило не только Киев, но и всю Украину. И не столько потому, что человека убили среди бела дня на многолюдной улице, сколько из-за того, что эта трагедия обнажила проблемы, касающиеся значительно большего количества людей, чем все знакомые, друзья и родственники убитого. О подробностях шокирующего убийства, а также о клятве Гиппократа, превратившейся в пустой звук, пишет "Обозреватель. Кияни".

Убийство среди бела дня

"Час назад, идя по Саксаганского, стала свидетелем преступления. Прямо на тротуаре - окровавленный человек. С трудом дышит. Рядом валяются разбитые очки, бумажник... Редкие прохожие в недоумении останавливаются, кто-то спешит пройти мимо…". Так начинался пост на Фейсбуке, размещенный журналисткой Лизой Татариновой. Именно ее сообщение стало отправной точкой небывалого резонанса вокруг этой трагедии, которая уже два дня не сходит с экранов телевизоров и первых полос печатных СМИ.

Оказалось, что днем в центре Киева наберется не так и много людей, готовых откликнуться на чужую беду. В этом случае тех, кто не сделал вид, что ничего не заметил, оказалось аж трое: непосредственно сама Лиза Татаринова, еще одна девушка и сотрудник "Пивной на Саксаганского", возле которой и разыгралась трагедия. Свидетели сразу вызвали милицию и скорую помощь. Сначала они решили, что лежащего без сознания молодого мужчину ранили из огнестрельного оружия, которое валялось рядом.

В милиции говорят: сообщение о преступлении в Голосеевский райотдел поступило около 15.00. Правоохранители пока деталей шокирующего преступления не разглашают – ссылаются на тайну следствия. Известно только, что по факту случившегося открыто уголовное производство по ч.1 ст. 115 (умышленное убийство), которое совершили двое молодых людей спортивного телосложения.

"Были опрошены возможные свидетели. Был молодой мужчина, который сообщил, что он видел, как этот парень выходил из арки и ему навстречу шли двое юношей, на вид 20-25 лет, где-то 180 см ростом, спортивного телосложения. Подошли к парню, начали общаться. Все это быстро происходило. Началась драка. Один из двоих нападавших достал нож, ударил молодого человека в область сердца – и потом они убежали в неизвестном направлении", - рассказала "Обозревателю" пресс-офицер Голосеевского РУ МВД Юлия Мусташ. Информацию о том, что нападавшие скрылись на автомобиле, пресс-офицер не подтвердила.

Осторожно в милиции говорят и о личности убитого, хотя ее удалось установить сразу по обнаруженным при погибшем документам. В частности, правоохранители отмечают, что погибший был жителем Киевской области, и ему было 35 лет. СМИ назвали имя - Анатолий Валентинович Парфенюк. Он возглавлял строительную фирму "Термобуд-Украина", занимающуюся поставкой стройматериалов и оборудования, а также строительством складов и хранилищ. Как сообщает "Сегодня", некоторые работники фирмы утверждают, что в последнее время дела у "Термобуда" шли неважно.

Анатолий Парфенюк. Фото с Facebook жены - Ирины Парфенюк

Правоохранительные органы пока рассматривают все возможные мотивы преступления. Начиная от убийства из личной неприязни до разборок, связанных с бизнесом. По неподтвержденной информации, Парфенюка могли убить из-за долгов.

Не заплатишь – не выживешь?

Убийство – это всегда страшно. Но конкретно это преступление вызвало такое возмущение именно тем, что человека, возможно, можно было спасти.

Когда очевидцы вызывали милицию и скорую – раненый был еще жив. Однако к тому времени, когда к месту трагедии приехала скорая, медикам осталось только констатировать смерть пострадавшего от одного ножевого ранения в сердце. В милиции говорят, что когда на место прибыла следственно-оперативная группа (которая значительно опередила "скорую") мужчина был уже мертв, хотя очевидцы убеждают, что прощупывали его пульс уже после приезда милиционеров.

По словам Татариновой, медики из частной клиники "Healthy&Happy Украина", находящейся через дорогу от места преступления, отреагировали на призывы о помощи только после третьего обращения, подкрепленного демонстрацией журналистского удостоверения и обещанием созвать все каналы. До этого на все просьбы администратор отвечал, что, мол, все врачи на приеме.

В итоге врач из клиники таки кинулся на помощь, но парень уже был мертв.

"Когда к нам пришли и сказали, что на тротуаре лежит раненый человек, у меня на приеме был пациент с открытой раной. Я быстро ее перебинтовал, поменял перчатки и побежал к раненому. Прошло минут 10 с того момента, как к нам обратились. Мужчина лежал на животе, я его перевернул, начал делать реанимационные процедуры. Зрачки раненого не реагировали на свет, пульс не прослушивался ", - передает слова врача-травматолога клиники Евгения Барсука "Комсомольская правда в Украине".

Промедление ценой репутации

После появления в соцсетях упомянутого поста Татариновой на страничке клиники в Фейсбуке появились сотни гневных комментариев: от призывов бойкотировать клинику Healthy&Happy - до требований наказать забывших клятву Гиппократа медиков. Администрация клиники сначала пыталась бороться с народным гневом, попросту удаляя эти комментарии. Затем сайт вообще перестал работать.

Администрация выдержала паузу до 15.00 среды. Тогда главврач клиники Борис Коган вышел к журналистам. Промедление с официальными заявлениями он объяснил "служебным расследованием". Его версия события.

"Во вторник в 15.00 в клинику обратился взволнованный мужчина и начал говорить, что на противоположной стороне улицы находится человек с якобы огнестрельным ранением. Была только регистратор за стойкой. Как показывают ее объяснения, она растерялась и не знала, как поступить, хотя эти ситуации отрабатывались в прошлом. Она пыталась связаться со своим непосредственным руководителем. Через 3 минуты прибыл сотрудник милиции, который разъяснил, что это не огнестрельное, а ножевое ранение", - заявил Коган.

По его словам, в клинике тотчас "приняли меры": достали носилки, собрали бинты, подготовили комнату и дефибриллятор. Но пока все это делалось, никто так и не пошел посмотреть, в каком состоянии находится раненый. Дожидались врача-травматолога – "который единственный из специалистов хирургического профиля находился в клинике". "Он в это время оказывал лечебные мероприятия пациенту после вскрытия гематомы. После сообщения ему регистратором о том, что случилось, он взял перевязочный материал, дал команду готовить носилки и быстро направился через дорогу, останавливая транспорт. Когда прибыл на место, начал срочно реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца, дыхание рот в рот. Но он уже видел, что ранение было нанесено между 6 и 7 ребром, как ему показалось, посреди ключичной линии. Это был прямой удар в сердце. И поэтому признаков жизни достоверных он не отметил", - объяснил действия коллеги Коган. Хотя тот факт, что врач действительно сделал все, что мог, отмечают и очевидцы.

В Healthy&Happy свою вину признавать отказываются. Говорят, максимум, в чем можно их обвинить – это в "незначительном промедлении". По словам Когана, от первого обращения до начала реанимационных мероприятий прошло от силы 10 минут. Промедление объясняют то попытками растерявшегося регистратора "получить добро" у старшего администратора, то поисками свободного врача, то завершением срочной перевязки. Также в клинике заявляют: троим людям, получившим отказ, это просто показалось.

"Не было отказано в помощи. Регистратор не сработала – она сказала эту фразу. Но она тут же пошла к врачу, который был с окровавленными руками и в перчатках. Он сбросил эти перчатки, одел чистые и пошел с бинтами и со всеми материалами на ту сторону. Отказов в оказании помощи не было. Была, может быть, задержка во времени 10 минут. А отказа не было", - уверяет Коган, добавляя, что раз на то пошло, первую помощь могли бы оказать и милиционеры с очевидцами, которых, как любого гражданина, к этому обязывает закон.

Журналистка Лиза Татаринова, которая пыталась сделать все, чтобы спасти жизнь незнакомого человека, отнеслась к объяснению главврача скептически.

"Врач жжот, особенно говоря, что первую медицинскую помощь должны были оказывать прохожие… о 10 минутах речь не идет – прошло значительно больше, минут 25-30.. и, кстати, врач не выбегал из клиники с окровавленными руками. Бред!", - сообщила Татаринова в эксклюзивном комментарии "Обозревателю".

Упрекая милицию и прохожих в черствости, главврач оскандалившейся клиники забыл, что регистратор, которая дважды "отфутболила" просьбы о помощи, сославшись на плотный график и необходимость предварительной записи, имеет медицинское образование. Однако, "находясь в состоянии шока и растерянности", она даже не подумала попытаться помочь пострадавшему, пока освободится врач.

"Регистратор должна была обеспечить помощь. Если врач действительно не спешит, она сообщает, куда бежать - и бежит сама, естественно. Они вдвоем должны бежать. Она звонит врачу – это 5 секунд, сообщает – и бежит сама. Особенно если у нее есть медицинское образование", - убежден президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.

Сейчас милицией по факту непредоставления помощи пострадавшему медицинским работником открыто уголовное производство по ч.2 ст. 139 УК. Идет проверка.

"Если в данном случае будут усмотрены признаки преступления – это уже уголовная ответственность. Это может быть от лишения лицензии врача или клиники на проведение медицинской деятельности – до ограничения или лишения свободы", - отметила Мусташ.

А вот Виктор Сердюк убежден: в данном случае и расследовать-то особо нечего.

"На расстоянии, по сути, протянутой руки теоретически находился в помещении врач. Точка. Значит, там достаточно 30 секунд, чтобы преодолеть это расстояние . Все, что больше 30 секунд, - уже неправильно. Что здесь расследовать? В это время теоретически был оставлен человек в беспомощном состоянии с угрозой жизни. Поэтому вопрос - только в выяснении, будет ли это условный срок или реальные 1-3 года лишения свободы. Это должен решить суд", - говорит он.

Однако, судя по сайту клиники, ее президентом является первая супруга Сергея Тигипко Наталья. Что у многих людей вызывает сомнения в том, что кто-либо будет наказан за неоказание своевременной помощи умирающему человеку.

Скрин-шон с сайта Healthy&Happy

Сама Наталья Тигипко никаких заявлений по поводу скандала вокруг ее клиники не делала. И оказалась особой воистину неуловимой: мы караулили ее почти весь день, но она умудрилась покинуть клинику незамеченной. А никто из сотрудников, как ни странно, не имеет ни малейшего понятия, где ее искать и как с ней можно связаться.

Судя по страничкам Парфенюка в социальных сетях, он был женат и имел сына-первоклассника.

Жена и сын Анатолия Парфенюка. Фото с Facebook жены - Ирины Парфенюк

И вряд ли они когда-либо смогут принять подобные объяснения и простить, что их отец и муж погиб, потому что кто-то растерялся или пытался предоставить высококвалифицированную помощь.