УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Психи в Вышгороде?

Психи в Вышгороде?

4 января среди бела дня из кафе в Киевской области был похищен человек. Кому и зачем понадобилось исчезновение жителя Вышгорода, пишет "Обозреватель. Кияни".

Из кафе - в психбольницу

В тот день, 4 января, житель Вышгорода Сергей зашел в одно из городских кафе пообедать. Перекинулся парой слов со знакомой официанткой. Заказал борщ, чай. В этом кафе 27-летний парень договорился встретиться с другом. Но встреча так и не состоялась.

"Зашли двое мужчин в гражданке. Они сели, поели, увидели его. Вышли. Через несколько минут заходит его жена и эти двое мужчин. И выводят его на улицу. Ну, он вышел на улицу поговорить. Они что-то по ходу спорили, и эти двое мужчин его запихнули в машину и уехали. Он сопротивлялся", - рассказывает свидетель событий Аксения, работавшая в этом кафе официанткой.

Уже сам факт похищения человека среди бела дня взбудоражил небольшой городок. Когда же стало известно, кто и куда увез Сергея – история приобрела резонанс. "Похитители" оказались сотрудниками милиции. Личность одного из них удалось установить – им оказался участковый милиционер Вышгорода, лейтенант милиции Андрей Ярощук. Они без объяснений отвезли Сергея в областную психоневрологическую больницу №2 в Ворзеле.

Сергею удалось сохранить при себе телефон и связаться с президентом общественной организации "Институт современных проблем Украины" Татьяной Метелевой, которую он попросил о помощи. Ведь психиатры удерживают его взаперти против воли. "Это абсолютно нормальный человек. Это просто гражданин Украины, который попал в антиправовую ситуацию. Я общалась с ним уже неоднократно по телефону. Он лежит в больнице не по собственному желанию. Ответственно заявляю, что его просят, и принуждают, и заставляют подписать документ, что он прибыл по собственному желанию. Он отказывается это делать. Фамилия врача ему не известна - врач не представился", - рассказывает Метелева.

"Уголовная" психиатрия

Метелева убеждена: этот факт является вопиющим нарушением закона "О психиатрической помощи". Ведь объявлять Сергея психически больным врачи имели право только после осмотра комиссией врачей-психиатров больницы в течение 24 часов после поступления. Сергей находится взаперти уже почти две недели – и до сих пор никакой комиссии в глаза не видел.

Да и сам факт принудительной госпитализации нарушает главный для психиатров закон – ведь психиатрическая помощь в Украине теоретически должна предоставляться с согласия пациента. Принудительная госпитализация также возможна лишь в неотложных случаях, если человек "совершает или демонстрирует реальные намерения совершить действия, являющие собой непосредственную опасность для него или окружающих; или не может самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности" - гласит ст.11 Закона "О психиатрической помощи". К Сергею эти обстоятельства никакого отношения не имели. "Я за ним неуравновешенности не замечала. И друзья его говорят, что он абсолютно нормальный человек", - рассказывает Аксения.

Даже если бы мужчина был опасен для окружающих - доставлять его в больницу должны были бы санитары, а не милиция. "Милиция может принимать участие в принудительной госпитализации в психиатрическое заведение исключительно тогда, когда есть соответствующее решение суда. Без него милиция не может принимать участие. Возможна принудительная госпитализация силами санитаров. Но не милиции", - комментирует ситуацию Метелева.

В случае Сергея роль "суда", как говорят, исполнила его жена. "Жена с любовником сдали. У жены любовник участковый милиционер", - объясняет предполагаемые причины произошедшего координатор Форума спасения Киева Виталий Черняховский.

Операция "нет – карательной психиатрии"

Представители ряда общественных организаций развернули кипучую деятельность по вызволению находящегося против воли взаперти Сергея. Активисты ездили в Ворзель – но в больнице им отказали как в общении с мужчиной, так и во встрече с его лечащим врачом. Поскольку Метелева убеждена, что произошло уголовное преступление - она обратилась с требованием разобраться в ситуации и освободить "психбольного" в областное управление МВД и в прокуратуру Киевской области. "Мы подали 8 числа заявление и в прокуратуру областную, и в областное управление милиции о похищении человека и его незаконном удержании в психиатрической больнице. Заявлению дан номер, и оно включено в единый реестр", - сообщила президент "Института современных проблем Украины".

В милиции, как оказалось, в ситуации не видят не то что злоупотребления служебным положением со стороны своих сотрудников, но и проблемы вообще. "Если это по просьбе жены, как мне сообщили в главном управлении милиции – ну жена позвонила, попросила участкового – что тут такого... Что тут такого? Это уголовное преступление!" - возмущается Метелева.

Прокуратура области же пока давать оценку произошедшему не спешит. Поэтому защитники Сергея пришли 18 января, когда истекли положенные для рассмотрения заявления 10 дней, под стены прокуратуры с требованием немедленно освободить жителя Вышгорода из психбольницы и возбудить уголовное дело в отношении как милиционеров, так и врачей.

В прокуратуре отбиваются от обвинений в бездействии. Говорят: сейчас по фактам, перечисленным в заявлении о преступлении, идет проверка. Как в отношении правомерности действий милиционеров, так и по основаниям, по которым мужчину удерживают взаперти. Ведь оба обвинения слишком серьезны, чтобы принимать решение в спешке. И в этом случае требование о предоставлении ответа на заявление в течение 10 дней не действует.

"Сейчас идет проверка. По тому заявлению, которое они подали, недостаточно фактов, чтобы уже принять решение – законно или незаконно. С одной стороны законно ли этот мужчина находится в больнице, с другой – законны ли действия сотрудника правоохранительных органов. Оно слишком эмоциональное. В любом случае, прокуратура проверяет факты", - рассказала "Обозревателю" пресс-секретарь прокуратуры Киевской области Светлана Судак.

Преступление, которого "не было"

По словам активистов, Сергей рассказывал, что после того, как история с его похищением приобрела резонанс, ему позвонил участковый и убеждал подписать документ о том, что в психбольнице он находится по собственному желанию. Подписать такую бумажку заставляли мужчину и в больнице. Но он категорически отказывался. До недавнего времени.

"Пару дней назад я подписал документ о том, что нахожусь здесь добровольно. Меня вынудили это сделать. Сказали, что все будет хорошо. Мама сказала, что все будет хорошо – подпиши, и ты сразу сегодня выходишь. Я должен был сегодня выходить. Мне лечащий врач сказал, что сегодня последний день. А тут приехал с прокуратуры человек – и как бы они мне назло еще дают 10 суток здесь лежать. В наказание за то, что я поднял такой бунт. Я хочу выйти. Я пойду сейчас на любое. На все пойду, чтобы только выйти отсюда", - рассказал Сергей по телефону в разговоре с Метелевой.

Также мужчина сообщил, что его усиленно "лечат" лекарственными препаратами – например, азолептином, который относится к разряду нейролептиков. Эти препараты, которые широко используются в психиатрии для лечения психозов, делают пациентов вялыми, апатичными – и, к слову, готовыми подписать что угодно. По мнению некоторых специалистов, вред, приносимый нейролептиками, значительно выше, чем польза: "гася" психоз, они вызывают значительно более серьезные патологии, а также могут вызвать у человека депрессию и суицидальные настроения.

Как сохранить семью – рецепт "по-вышгородски"

Но самым удивительным во всей этой истории остаются мотивы жены Сергея. Особенно учитывая, что в такие "ролевые игры" она играет с мужем уже не первый раз. "1,5 года назад она уже поставила меня на учет у психиатра в Вышгороде – я его даже не видел ни разу. Все без меня сделала", - говорит незадачливый молодой человек. Зачем его "половинка" проделывает с ним такое – он сказать не может. Допускает, что таким образом она пытается удержать мужа в семье – ведь более месяца назад Сергей ушел из дома и собирался разводиться.

А знакомые Сергея допускают, что таким образом женщина пытается сохранить источник доходов, ведь семья жила исключительно на средства Сергея. Справка из психбольницы станет весомым аргументов на бракоразводном процессе в пользу того, чтобы оставить 1,5-годовалую дочь с матерью. "В решении суда определяется, видеться ему с ребенком или нет. Она предоставит бумажку, что Сергей психически неуравновешен. И суд запретит видеть ребенка. Тогда она сможет требовать, возможно, деньги - и так только давать ребенка. Или шантажом удержать в семье", - озвучивает версию знакомых Сергея Аксения.

Насколько законно то, что произошло с жителем Вышгорода, будет устанавливать прокуратура. Там обещают: в зависимости от результатов проверки всех виновных привлекут к ответственности. Вот только не факт, что к уголовной. Люди, сломавшие человеку жизнь клеймом "психически больной", могут отделаться штрафом или выговором.

Фото автора