Пожар в аграрном университете Киева: ищите… землю?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Из админкорпуса столичного аграрного университета еще выносят поврежденную масштабным пожаром мебель – а в обществе продолжают появляться все новые и новые версии происшествия. Большинство сходятся в том, что университетский корпус №3 по ул. Героев Обороны, 15, загорелся неслучайно. Рознятся только мотивы поджога и фамилии его организаторов.
Недавно во время пресс-конференции в Киеве группа журналистов объявила, что к пожару в НУБиП причастна секта Аделаджи. Подробности гипотетической связи единоверцев Леонида Черновецкого и пожара в одном из крупнейших университетов страны узнавал "Обозреватель. Кияни".
Владения, вызывающие зависть
К пожару в аграрном университете могут быть причастны последователи Аделаджи. По крайней мере, в этом уверена группа столичных журналистов и общественных деятелей, которые провели собственное расследование пожара. Он, по предварительным подсчетам, обойдется университету в почти 70 млн.грн.
Однако ставки в этой истории значительно более высокие, ведь речь идет о тысячах гектаров бесценных земель, принадлежащих НУБиП во многих областях Украины. В том числе, и на Киевщине. "Чтобы подготовить инженера лесного хозяйства нужен ботсад с богатой коллекцией деревьев. Для зоотехника нужна корова, ферма. В связи с этим в состав университета входит множество структурных подразделений за границами Киева и по всей Украине", - рассказывает Павел Попович, бывший преподаватель кафедры лесного менеджмента университета.
Среди владений университета – Никитский ботанический сад в Ялте, а также дорогостоящие земли в Киево-Святошинском районе. Именно из-за земель руководство университета не первый год подвергается мощному давлению, которое ни для кого из рядовых сотрудников НУБиП не является секретом. Ректорат стал местом "паломничества" для политиков и бизнесменов, возжелавших построить собственный "домик на природе".
"В хозяйственную, научную деятельность университета происходит вмешательство посторонних лиц, в том числе из политикума. Народные депутаты, бизнесмены крупные приходят. На одном из ученых советов я слышал, как ректор Мельничук прямо сказал, что к нему приходила Татьяна Засуха и говорила: "Отдай землю". Он ей начал объяснять, что это студенты, что не можем же мы первокурсников возить в Черниговскую область, что им надо выехать за околицы Киева и так далее. Она говорит: "Не дашь землю – пожалеешь". Давление было настолько большим, что эти вещи прорывались открыто", - вспоминает Попович.
От студентов - Лесниковскому сельсовету
Ректору НУБиП Дмитрию Мельничуку пока удавалось отбивать большинство нападок. Исключением стал только лакомый кусок размером в 10 га в Чернечем лесу, часть Боярской лесной исследовательской станции университета, от которого университет отказался сам – решением Ученого совета.
По данным журналистов, загадочные обстоятельства передачи этой земли Лесниковскому сельсовету (с последующим его распределением на частные участки) заинтересовал даже Верховную Раду. "За 4 дня до пожара должно было состояться заседание комиссии по вопросам коррупции под председательством Чумака по рассмотрению одного из вопросов по выделению земли аграрным университетом. И есть там определенный бартер. Оказалось, что там есть ненадлежащее выполнение инвестиционного проекта и так далее. Но на заседание не пришел прокурор Киевской области, поэтому рассмотрение этого вопроса перенесли на следующее заседание", - рассказал "Обозревателю" журналист Виталий Ищенко.
Вот только следующему заседанию состояться было не суждено – в университете вспыхнул пожар.
Документы на университетскую землю могли сгореть
Никто пока не может с уверенностью сказать, сгорели ли какие-либо документы во время пожара. Люди, знающие расположение кабинетов в админкорпусе, допускают: такое вполне вероятно. "Архив находится слева, фактически на 5 этаже. Возможно, он также сгорел. Где находятся документы на землю - мне сложно сказать. Но юридический отдел находится напротив кабинета ректора. Насколько мне известно, кабинет ректора выгорел. Бухгалтерия вроде уцелела, она на первом этаже – но вряд ли такие документы хранились в бухгалтерии", - говорит Попович.
В сохранности документов сомневаются и в комиссии ВР – так заявлял журналистам вскоре после пожара глава комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктор Чумак. Но если документы на университетские земли погибли в огне, следом за ними может отправиться и само имущество.
"Мы ездили на Боярскую лесохозяйственную станцию. Ее директор сказал, что станция не является юрлицом. У него, вроде бы, есть акты на право постоянного пользования 18 000 га (в Киевской области только!), а распоряжение делается определенной выпиской. Но мы знаем этих людей – они задним числом подделывают определенные решения. А вы потом годами доказывайте в судах, подделанные они или нет. А они за это время уже сделали свои определенные дела и получили это как имущество. Поэтому сейчас есть опасность, что аграрный университет как имущественный комплекс может быть разорен", - считает Ищенко.
"Бендериада" в селе Лесники
То, что происходит в небольшом селе Лесники, сельсовет которого заполучил 10 га университетской земли, может стать темой отдельного разговора. Там, по информации журналистов, с 2008 года бесперебойно действует схема, которой бы позавидовал сам Остап Бендер. Местный сельсовет во главе с председателем Ольгой Сагач после пропажи из госкомзема Киево-Святошинского района земельной документации умудрился повторно раздать участки, уже находящиеся в собственности. Бывшие владельцы пытаются вернуть свое имущество через суды – но пока безуспешно.
Читайте: Университет в Киеве подожгли специально – милиция
Махинации с землей, тем более на Киевщине, где цена за сотку достигает нескольких десятков тысяч гривен, дело само по себе неудивительное. Только какое отношение к этой истории имеет секта Аделаджи – спросите вы. Самое непосредственное – уверены столичные активисты. В качестве "связующего звена" между "маленьким бизнесом" Сагач и пожаром в университете они называют зама ректора НУБиП Ларису Усаченко.
Ее фамилия, уверяет руководитель проекта "Коррупция по-украински" Наталья Сидорова, уже не раз всплывала в не очень привлекательных историях, связанных с землей. Раскопали журналисты и факты, связывающие Усаченко с происходящим в Лесниках. "Ее фамилия странным образом всплыла, в частности, в распределении 10 га Чернечего леса на территории Лесниковского сельсовета, в некоторых других населенных пунктах. Не только ее, а и ее родни. У нас возник логичный вопрос: почему эта фамилия всплывает в разных местах при получении земель, в то время когда для тысяч других граждан земли давно нет?", - заявляет Сидорова.
Кто-то хочет сменить ректора?
Кроме Усаченко, особой лояльностью Лесниковского сельсовета, как следует из копий решений этого органа местной власти, уже несколько лет пользуется София Жукотанская, теща экс-мэра Киева Леонида Черновецкого, а по совместительству – влиятельная последовательница Сандея Аделаджи. "28 февраля 2008 года было принято решение о передаче земли (которая уже принадлежала частному лицу) в собственность 14 человек, среди которых были госпожа Усаченко и госпожа Жукотанская. И именно в этот день, после принятия такого решения, Ольга Сагач, председатель Лесниковского сельсовета, вступила в секту "Посольства Божьего", - говорит Сидорова.
Пожар в университете, допускают журналисты, вполне может стать попыткой внедрить проверенную в Лесниках схему в значительно более широких масштабах. "Мы считаем, что этот поджог произошел потому, что очень заинтересованные лица хотят сменить руководителя университета. И мы считаем, что таким лицом может быть вот такая дама", - объясняет свою заинтересованность личностью Ларисы Усаченко Сидорова. В том, что диверсия направлена против неуступчивого ректора НУБиП, уверен и бывший сотрудник университета Попович. Ведь более лояльный человек на посту руководителя вуза мог бы избавить заинтересованных в овладении университетскими землями от излишних хлопот. "Если сменить ректора, то он может вести совершенно другую политику. И тогда, в общем-то, не сильно надо менять документы на землю или еще что-то", - предполагает Попович.
Читайте: Пожар в аграрном университете Киева: ректор в шоке
Все изложенное – только версия группы журналистов и общественных деятелей, затеявших собственное расследование пожара в НУБиП. Однако авторы этой версии уверяют: их обвинения – не голословны. "У нас есть подтверждающие документы, которые доказывают нашу версию о возможной причастности госпожи Усаченко, влиятельной в решении земельных вопросов личности. Они будут нами переданы в правоохранительные органы с требованием открыть уголовное производство и объединить его с уже открытым производством по ст.194 ч.2 УК о поджоге с целью завладения имуществом. Это очень серьезная статья, и мы всеми силами будем помогать правоохранителям, если они действительно хотят установить истину", - резюмировала Сидорова.