УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Зарплата шахтеров - жертва борьбы за власть в Минэнерго?

Зарплата шахтеров - жертва борьбы за власть в Минэнерго?

Минэнерго не сможет вернуть 240 миллионов гривен, перечисленные в банк "Киевская Русь" и предназначавшиеся на зарплату шахтерам. По словам директора Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в последнее время юрлицам не удавалось получить возмещения ни по одному из проблемных банков. "Шансов практически нет, - отметил эксперт. – У банка могут быть достаточно большие активы в залоге, если их продать, появляется возможность рассчитаться по долгам. Таким образом, можно было бы решить и проблему шахтерских зарплат. Но, как правило, от продажи активов временная администрация получает лишь 10-15 процентов от оценочной стоимости".

Зависшие в "Киевской Руси" деньги шахтеров далеко не единственный случай пропажи крупных вкладов. Скажем, в "Брокбизнесбанке", по данным генерального директора Украинской федерации страхования Галины Третьяковой, в начале прошлого года оказалось заблокировано почти 300 миллионов гривен, принадлежащих МТСБУ. Попытки спасти средства закончились ничем: на уровне Верховной Рады прорабатывались даже варианты присоединения финучреждения к одному из госбанков, вхождения МТСБУ в число акционеров банка. Но в результате было принято решение его ликвидировать. Эксперты не исключает, что такая же печальная судьба постигнет и крупные вклады в "Киевской Руси".

Каким же образом зарплата работников углепрома очутилась в банке, который уже давно испытывал проблемы с ликвидностью и затягивал выдачу вкладов? По словам министра энергетики Владимира Демчишина, решение о переводе зарплатных средств через "Киевскую Русь" принималось еще при прежнем руководстве министерства.

Как отмечает экс-руководитель госпредприятия "Уголь Украины" Сергей Стародубцев, сотрудничество с "Киевской Русью" началось весной прошлого года, когда банк работал в обычном режиме. "Счет и зарплатный проект "Угля Украины" были открыты в "Проминвестбанке, но с учетом того, что банк принадлежит российскому Внешэкономбанку, были рекомендации из него уйти", - отметил он.

Почти год в "Киевской Руси" благополучно обслуживалась счета и зарплатные проекты "Угля Украины": деньги уходили и приходили. Сотрудничество с банком велось прямо скажем в сложным условиях. Ведь, не секрет, что кредиторы давно вели за госпредприятием охоту. В тридцати банках были арестованы счета "Угля Украины", задолженность по кредитам, выданным в прошлые годы, составляла больше 3 миллиардов гривен. О причинах создавшейся ситуации можно говорить долго: по данным "Экономической правды", дебиторская задолженность госкомпании значительно превышала кредиторскую, так как основные покупатели угля хронически отставали в расчетах за потребленную продукцию.

Очевидно, что решением проблем "Угля Украины", создававшемся с целью дотирования нерентабельных шахт, должно было заниматься государство. Ведь именно его стараниями госпредприятие превратилось в огромную "черную дыру", которая авансом оплачивает шахтерам еще не добытый уголь, набирая для этого кредиты. Увы, задачу удержать предприятие на плаву по сути "сбросили" на прежнее руководство министерства и самого "Угля Украины". В итоге вариант сотрудничества с "Киевской Русью" стал единственной реальной возможностью вести переговоры с кредиторами, и одновременно не останавливать работу шахт, обеспечивая выплату зарплаты шахтерам.

"Несмотря на то, что происходили банкротства ряда банков и были трудности в "Угле Украины", мы находили способы, чтобы деньги шахтеров не были арестованы, и выплачивалась заработная плата", - заявил экс-замминистра Юрий Зюков в комментарии "Украинским новостям".

Почему же в министерстве не обратили внимания на тот факт, что ситуация в "Киевской Руси" становится все более угрожающей? Глава независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец уверен, что всему виной кадровая чистка, которую затеял Владимир Демчишин. По утверждению профсоюзного лидера, зная, что "Киевская Русь" испытывает проблемы с платежеспособностью, ставленник министра – новый заместитель генерального директора "Угля Украины" Андрей Полторак дал добро на перечисление ему 200 миллионов гривен.

"Замдиректор ГП "Угля Украины" Андрей Полтора - это "смотрящий" от министра, он привел его из системы "Макдональдс", - утверждает Михаил Волынец. - Вся ответственность за финансы лежит на нем. Это он дал указание туда (в банк "Киевская Русь" - ред.) деньги загнать. Зная, что уже есть проблема, и в банке "Киевская Русь" зависли 40 миллионов гривен, он дает указание перечислить еще 200 миллионов. Таким образом, зависли уже 240 миллионов".

По словам сотрудников госкомпании, "Полторака на совещаниях не раз просили начать переводить счета в другой банк, так как проблемы у "Киевской Руси" были очевидны, ранее зашедшие на счет 100 миллионов банк сразу выплатить не смог, списывал по 20 миллионов в день, но по какой-то причине он этого так и не сделал".

В середине марта в угольной отрасли происходит смена руководства: 11 числа уходит в отставку курировавший углепром замминистра Юрий Зюков. На его место назначен луганский бизнесмен Игорь Мартыненков. Глава "Угля Украины" Сергей Стародубцев пишет заявление об уходе "по собственному желанию", передает все рычаги управления компанией представителям нового замминистра.

А 15 марта происходит катастрофа: ДТЭК погашает задолженность перед "Углем Украины", перечисляя деньги в уже фактически неплатежеспособную "Киевскую Русь", а всего через четыре дня - 19 марта в банк вводится временная администрация.

"Деньги, тем более в таком объеме господину Пивтораку нужно было 10 раз проверить, перед тем как отправлять, - считает Юрий Зюков. - В его прямые функциональные обязанности входит выбор банка, гарантия того, чтобы в этот банк попали деньги, и чтоб ушли оттуда шахтерам".

По версии источников в Минэнерго, перечисление шахтерских денег могли банально "прохлопать". Министр довольно тепло отозвался о своем новом заме – "молодом, активном, с экономическим образованием", однако попытка "новой метлы" взять ситуацию в "Угле Украины" под свой контроль сразу же вызвала обеспокоенность. Ведь оба руководителя назначены по разным политическим квотам. В итоге непродолжительного противостояния все ключевые департаменты возглавили люди главы ведомства, что сразу поставило под сомнение возможность нового зам оказывать реальное влияние на угольную отрасль. К сожалению, в ходе активной "дележки" мест и сфер влияния риску потерять шахтерские зарплаты просто не придали должного внимания.

Однако в парламенте уверены, что виновные в пропаже денег так или иначе должны быть наказаны. В частности, председатель подкомитета по вопросам угольной промышленности парламентского комитета по вопросам ТЭК Михаил Бондарь потребовал увольнения Владимира Демчишина, в том числе, по причине перечисления средств на счет банка "Киевская Русь".

Между тем, по данным профсоюзов, долги по зарплатам на госпредприятиях углепрома уже достигают миллиарда гривен. Минэнерго пытается решить проблему, предлагая внести поправки к госбюджету, которые позволят перенаправить на выплаты 400 миллионов гривен, взятые с программы реструктуризации отрасли. Увы, средства могут быть высвобождены не раньше конца апреля – к тому времени сумма задолженности может вырасти еще на 30-40 процентов.