"На ком вы силу свою показываете?!" Как полиция "избавилась" от избитого ребенка
Недавнее ЧП в Чернигове, где жестоко избили девочку, вызвало бурю возмущений в соцсетях. Появившиеся видеозаписи просмотрели сотни тысяч человек. Мой коллега в сердцах сказал: "Как представлю, что ТАК могут издеваться над моим ребенком - волосы дыбом!" Причины подростковой жестокости – отдельная тема, эту проблему с "наскока" не решить. Однако не менее страшно, когда взрослые вольно или невольно способствуют подобной дикости. Учителя, соседи или случайные свидетели - не реагируя в силу разных причин, а правоохранители – избавляясь от "лишних цифр" в статистике преступлений.
Думаете, преувеличение? Нисколько. А на ЧП, о котором пойдет речь, прокуратура просто обязана обратить внимание.
...Приехала в г. Васильков Киевской области по одному делу, а случай "подбросил" другой. В вестибюле местного отдела полиции услышала, как мужчина просил направление на прохождение судебно-медицинской экспертизы для его 13-летнего сына, которого избили более недели назад. Однако при мне ему выдали, по сути, отказ в регистрации уголовного производства. Но это только начало.
Васильковский отдел полиции Киевской области
Владимир согласился рассказать, что произошло.
- В воскресенье вечером, второго апреля, двое парней 17-18 лет на школьном стадионе в Глевахе избили моего сына. Шла обычная игра в футбол, но один из парней стал задирать моего 13-летнего сына. В общем, сначала Женя "получил" на стадионе, а потом, когда возвращался домой, второй парень подъехал на велосипеде и с размаху, без слов, ударил ногой в голову.
Ребенок пришел домой где-то с 19 до 20 часов. Примерно через полчаса мы с женой вызвали наряд полиции, они все оформили и сказали ехать в больницу - снимать побои. У сына было рассечение, ушибы, отеки... Женю осмотрели травматолог и невропатолог.
Обратите внимание: врач Васильковской ЦРБ указал дату и время осмотра пациента – 2 апреля в 23:55.
Повторно, во вторник, мы были на приеме у врача-травматолога, в среду - у невропатолога, который направил на МРТ.
Как установили медики, в результате избиения Женя получил черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, ушибы и др.
Во вторник, 4 апреля, я пришел в отдел полиции (принес заключение врача, – Ред.), но мне сказали подойти в четверг. В этот день не удалось отпроситься с работы - пришел в пятницу. В пятницу сказали прийти в субботу. Пришел – полицейские сказали прийти в понедельник.
По поводу тех, кто бил - нам сказали, что это местные парни. Сын их не знал, потому что они совсем старше, не из его круга общения. Другие подростки назвали нам номер телефона, имя и фамилию человека, который является другом избивавших - мы передали эту информацию полицейским, которые приехали на вызов
Читайте: "Конечно, мы быдло": участницы зверского избиения школьницы в Чернигове записали обращение
...В то время, когда Владимир рассказывал о случившемся, сотрудник Васильковского отдела полиции вынес ему "висновок" - заключение по материалам проверки. Если коротко - это отказ в регистрации уголовного производства. Какие же аргументы привел полицейский, который принял решение о "списании материалов в дело"? Ведь формально состав преступления есть, заявление пострадавшей стороны есть, родители избитого мальчика от проведения проверки не отказывались. А уголовного производства... нет. Полиция обязана была внести информацию об этом факте в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований, - Ред.) с предварительной правовой квалификацией "умышленное легкое телесное повреждение", предусмотренное ст. 125 Уголовного кодекса Украины, и провести досудебное расследование.
Для справки: согласно ст. 477 УПК Украины, умышленное легкое телесное повреждение является делом частного обвинения. И это дело не может быть зарегистрировано без заявления потерпевшей стороны, равно как и не может быть закрыто без такого заявления.
Сам по себе представленный "документ" (в кавычках - потому как язык не поворачивается назвать этот лист бумаги документом из-за его содержания), еще больше удивил. Почему?
Имея исходную информацию об обстоятельствах происшествия, полученную от отца избитого мальчика, давайте проведем быстрый анализ изложенного в заключении.
Невероятно, но факт: "документ" датирован тем же числом, что и принятое заявление! Напомним, что родители вызвали полицию около 20 часов вечера. От Василькова до Глевахи примерно 12 километров. Если на вызов откликнулись моментально (допустим), полицейские приехали минимум через 20 минут. То есть в 20:20. Как утверждает отец пострадавшего мальчика, правоохранители все оформили (опросили родителей, приняли заявление) и направили их в поликлинику снимать побои. В больницу родители с сыном приехали около 23:00, а в 23:55 врач завершил осмотр мальчика и написал заключение.
Каким образом сотрудники полиции успели за пару часов провести качественную и полную проверку, например, пообщаться с жителями поселка,чтобы найти свидетелей и установить лиц, причастных к данному событию - история умалчивает. Впрочем, как видно по "висновку", им не представилось возможным таковых установить. Напомню, отец мальчика рассказал мне, что передал полицейским контактные данные друга "хулиганов".
Есть веские основания предполагать, что никто и ни с кем не "общался", а принятое правоохранителями решение - ни что иное, как сокрытие преступления.
От пгт. Глеваха до г. Васильков - 12 километров
Но и это еще не все. В заключении указано, что материалы были переданы в следственный отдел Васильковского ОП, где их "изучили и вернули для принятия решения" - так как в них "отсутствуют признаки уголовного правонарушения" и, соответственно, "нет оснований для внесения информации в ЕРДР". Отсюда следует, что времени на проведение проверки было совсем мало, так как материалы до 23 часов 59 минут и 59 секунд 2 апреля успели еще якобы побывать и в следствии, где их успели "изучить" и "понять", что отсутствует состав преступления!
То есть, если избили малолетнего ребенка, в результате чего он получил черепно-мозговую травму, сотрясение мозга – это означает, что нет состава преступления? Вы в своем уме, господа?
Факт избиения ребенка "очень вероятен" (если придирчиво относиться к терминологии). Этого более чем достаточно для внесения информации в реестр. Допустим, что у полиции не было на руках документов, подтверждающих характер или тяжесть телесных повреждений, но при чем тут это? Полицейские, когда принимали заявление родителей, не могли "не заметить" кровь, отеки и т.д. на лице мальчика.
Ну, а провести всестороннюю проверку заявления в течение каких-то пары часов - нонсенс. Каким образом в воскресенье минимум (!) после 21:00 материалы были предоставлены в следственный отдел, откуда, после изучения, они были возвращены? Ответ: это на грани фантастики Они там, судя по всему, и не были. И даже если дежурный следователь на них и "взглянул" (не факт, просто вероятно) - это совсем не так называется.
"Движение" материалов между подразделениями, даже в пределах одного отдела полиции, должно происходить по утвержденному порядку, который предусматривает сопроводительные письма, регистрацию в канцелярии подразделения (а она в воскресенье не работает), назначение руководителем исполнителя материалов и множество других ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ "моментов", соблюсти которые поздним вечером в выходной просто невозможно.
Что имеем в итоге? Судя по всему, полицейские совершили должностное преступление - служебный подлог (ст. 366 Уголовного кодекса Украины): они внесли заведомо ложную информацию в официальный документ. А вот с какой целью это было сделано (из-за личной выгоды или желания избежать проблем/не ухудшить статистику) должна установить проверка компетентными органами.
"Я не хочу, чтобы тех парней посадили - у них жизнь только начинается. Но они должны осознать, что нужно быть людьми, вести себя по-человечески. Зачем избивать ребенка, который ростом тебе по грудь? Ребенок явно слабее вас! На ком вы силу свою показываете? Вам не стыдно? Пусть родители обратят внимание на воспитание, пусть извинятся и сделают выводы на будущее. Именно с этой целью мы обратились в полицию, а тут такое. В голове не укладывается, как так можно? Мы еще из больницы не вышли, а полиция уже закрыла дело! Так меня после этого еще и неделю водили за нос: придите завтра, придите послезавтра, придите в понедельник", - горько подытожил отец пострадавшего мальчика.
Можно, конечно, сравнивать различные ЧП, кивать на "выяснение отношений" у подростков, мол, и такое бывает, но суть в другом: нельзя оправдывать беззаконие. И в первую очередь, со стороны полиции.
А если вы думаете, что вышеописанный случай редкость – ошибаетесь. Распространенная практика, когда следствие по такого рода делам затягивают и "сводят на нет". Когда родители устанут оббивать пороги правоохранителей в поисках справедливости. Когда сдадутся.
Читайте: Украина - поле боя: под Киевом задержали российских террористов
В декабре "Обозреватель" писал о том, что в Киеве старшеклассницы жестоко избили 13-летнюю девочку: в целях... профилактики. По мнению юных хулиганок, ученица должна была ответить за подружку, которая якобы оставила обидный комментарий в соцсети. В результате Мила попала в больницу с закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением мозга. Это ЧП не вызвало такого резонанса, как недавнее в Чернигове: наверное, потому, что не было видео. Но случай показательный.
Чтобы защитить свою дочь от возможной дальнейшей травли, мама обратилась в полицию. Впрочем, правоохранители не спешили расследовать дело.
"На пятый день после моего визита в полицию, мне позвонила девушка, представившаяся сотрудницей сектора ювенальной превенции. Девушка спросила, буду ли я писать заявление, потому как к ним пришло обращение врача, который обследовал дочь. Пять дней прошло с момента написания заявления, а они только сейчас спрашивают, буду ли я обращаться!" - негодовала Елена.
Начальник Соломенского управления полиции ГУНП в Киеве Павел Василенко, к которому дозвонился "Обозреватель", пообещал взять расследование под личный контроль. Напомню: разговор состоялся в декабре.
Сегодня я созвонилась с Еленой и поинтересовалась результатами. Мама избитой девочки рассказала, что около трех недель назад ей позвонила следователь и пригласила прийти: "Она напечатала какое-то заявление. Я спрашиваю: "А что это?" Оказывается, на судмедэкспертизу. Нужно мое разрешение на то, чтобы "поднять" документы из больниц, где лежала дочка. Говорю: "Так я же вам ранее все предоставила". Она: "Ну, этого мало". Знаете, я очень надеюсь, что все-таки лед тронется. Читаю в сети, смотрю сюжеты по ТВ: в последнее время то тут, то там похожие случаи с детьми. Может полиция зашевелится? Мою девочку избили в конце ноября - прошло уже почти пять месяцев".
Читайте: В Киеве "банда" девушек избила школьницу в парке
Любой материал, в котором допускается хоть малейшая критика полиции, воспринимается сотрудниками органов и их руководством очень болезненно и остро. Да, по одному, двум и даже трем фактам нельзя голословно обвинять всех и вся. Да, я знаю, что иногда не хватает рук, знаю о нагрузке. Но каждый раз я мысленно проговариваю: "Не давайте повода". А пока что без общественного резонанса и помощи журналистов многие вопиющие случаи попросту "хоронятся". Вспоминается черный юмор правоохранителей: "Нет тела - нет дела". Впрочем, бывает и наоборот. Но это уже другая история.
Далi буде.
P.S. Имена пострадавшей стороны изменены.