УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Человек на органы

Человек на органы

Согласно данным Министерства здравоохранения Украины, ежегодно в трансплантации сердца нуждается около 2 тыс. украинцев, в трансплантации печени – 2,5 тыс. соотечественников, а в пересадке почки – более 4 тыс. человек. В 7-ми работающих украинских центрах трансплантологии выполняется, в среднем, 112 операций в год, из них около 90% - это операции по пересадке почек.

Закон "О трансплантации органов и других анатомических материалов" не менялся с 90-х, а те, чья жизнь зависит от донорских органов, ищут спасение на черных рынках.

"Обозреватель" выяснил, сколько стоит продать здоровые органы, какие цены установлены на проведение нелегальных операций по трансплантации и на что готовы простые украинцы ради денег.

Черные реалии

Существование в Украине черного рынка органов – уже давно не новость. Люди, нуждающиеся в трансплантации, годами стоят в очередях на "государственную пересадку", но, боясь потерять жизнь, идут на крайние меры и начинают искать нелегальных доноров.

На запрос в поисковой системе "Куплю органы Украина" выдает больше 1 млн результатов. Чаще всего украинцы желают продать\купить парные органы – почки и легкие. Не реже ищут и доноров, готовых отдать часть своей печени или поджелудочной железы. Меньше всего объявлений "Обозреватель" нашел по покупке\продаже роговицы глаза, крови или части костного мозга.

Цены в подобных объявлениях сильно разняться.

В объявлениях доноры, естественно, указывают, что все расходы по проведению операции, восстановительного лечения и, при необходимости, переезда, на себя берет человек, покупающий орган. Как правило, нелегальные операции по трансплантации на территории Украины не делают – нет специалистов, лекарств и клиник.

Зато в соседней России, судя по объявлениям, произвести пересадку любого органа можно, но…за большие деньги.

Эксперимент "Обозревателя"

Чтобы проверить, на что готовы пойти простые украинцы, ради денег, мы решили лично встретиться с теми, кто в сети предлагает продать свои органы. Объявление нашли в одной из групп социальной сети Вконтакте.

Девушка по имени Жанна на самом деле оказалась Андреем. Парень из Киевской области всерьез хотел продать нам почку. Согласно придуманной истории, орган ищем для себя, диагноз – хроническая почечная недостаточность, операция нужна в срочном порядке, платим 30 тыс. долларов наличными, все сопутствующие расходы – тоже берем на себя.

В 7-ми работающих украинских центрах трансплантологии выполняется, в среднем, 112 операций в год

Встречу назначаем в людной части города, в кафе недалеко от М. Крещатик специально приехавший парень без зазора показывает справки о том, что полностью здоров.

"Сейчас такое тяжелое время. Вы же понимаете, что перед операцией придется повторно сдавать анализы и есть вероятность, что Вы мне не подойдете", - говорим парню.

"Мне очень нужны деньги, так что я готов к любым процедурам. Резус-фактор и группа крови у нас совпадают, инфекционками я не болел, значит, все получится", - уверяет нас Андрей.

Парень говорит, что должен быть уверен в том, что мы его не "кинем" - он сразу же просит в течение нескольких дней передать ему наличными 5 тыс. долларов. Мы не соглашаемся, говорим, что это очень немалая сумма, и разговор в эту же секунду поворачивается в другое русло. Андрей резко встает и уходит из заведения. Догоняем его на улице, а он, раздраженно уходя, говорит:

"Нет диализа, у тебя нет диализа! Нет вены для прокапывания, а это же всем почечникам делают! Какой-то развод!"

Несовершенное законодательство

Развитию черного рынка органов в Украине содействует несовершенное отечественное законодательство. Закон "О трансплантации органов и других анатомических материалов человека" не менялся с 1999 года, а ведь он имеет сотни негативных отзывов от экспертов.

Первый и самый очевидный недостаток документа – отсутствие разрешений на посмертную трансплантацию: донором любого органа для больного может стать лишь кровный родственник или муж\жена. Этот факт порождает еще большую проблему – огромный спрос на донорские органы. По данным Министерства здравоохранения, из тех, чья жизнь зависит от трансплантации, на операцию ложатся лишь 2% людей, а оставшиеся 98% - умирают или, если позволяет финансовое положение, ищут легальных или нелегальных доноров за границей.

В лаборатории хронического гемодиализа Запорожской областной больницы очень обеспокоены несовершенным законодательством. Здесь живет 1,8 млн человек, 1600 из них – люди с хронической почечной недостаточностью. При этом коек для диализа в местном медцентре – не больше 300-та. Получается, что пациенты, нуждающиеся в пересадке почки, не могут найти донора, ведь этому препятствует закон, и не могут поддерживать свою жизнедеятельность, ведь у государства нет денег, чтобы открыть и содержать достаточное количество гемодиализных центров.

Запорожский хирург-трансплантолог Александр Никоненко рассказал, что много украинцев, ожидающих пересадку того или иного органа, становится в донорскую очередь в Белоруссии.

Фактически, Украина сама способствует развитию черного рынка донорских органов

"Все потому, что в Белоруссии закон о трансплантации органов предусматривает презумпцию согласия. То есть человек, имеющий карту донора, при жизни дает свое согласие на то, что после его смерти органы могут быть использованы для спасения жизни другого человека. В Германии, где действует презумпция несогласия, детям с детского сада вкладывают в головы информацию, что донором быть почетно. Канцлер Германии Ангела Меркель под прицелом телекамер подписала донорскую карту, в которой дала согласие, что после ее смерти у нее возьмут органы для пересадки больным людям. Даже при таком законе, в Германии очень высокий процент согласия при заборе донорских органов", - отметил Никоненко.

Состояние отечественной трансплантологии не может не огорчать украинских врачей, но повлиять на ситуацию, как признаются сами, они не могут. Открытые письма, публичные мольбы и тысячи украинцев, которые так и не дождались операции, - ничто до сих пор не смогло повлиять на украинских законодателей. Фактически, Украина сама способствует развитию черного рынка донорских органов.