УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Солдатские матери: в России нет военных, желающих воевать в Украине

Солдатские матери: в России нет военных, желающих воевать в Украине

Российские солдаты, отправленные "на учения", не знали, что им придется убивать украинцев

Видео дня

На востоке Украины гибнут российские солдаты. Большинство из них даже не знали, что отправляются на войну, и погибать за мифическую "Новороссию" не собирались. Сегодня российские военнослужащие делают все, чтобы покинуть зону вооруженного конфликта. Об этом в интервью "Обозревателю" рассказала председатель Союза солдатских матерей (г.Саратов, Россия) Лидия Свиридова.

Предлагаем вашему вниманию полный текст интервью.

-Официальный Кремль отрицает участие российских военнослужащих в военном противостоянии на востоке Украины. Тем не менее, имеется множество доказательств обратного. Обращались ли к вам матери солдат, которые воюют, воевали или собираются воевать в Украине?

-На сегодняшний день, благодаря нашей с вами совместной акции по прорыву информационной блокады, в России из числа военнослужащих желающих воевать в Украине нет. Это я вам достоверно говорю.

В России несколько сотен комитетов солдатских матерей, и они очень разобщены. Поэтому у нас нет возможности слить воедино всю информацию. Я вам скажу только за себя. На сегодняшний день нам известно о двух случаях участия военнослужащих в вооруженных действиях на территории Украины. Это десантник Илья Максимов – у вас он значится в списках погибших. Но мы питаем слабую надежду, что он жив, потому что нам позвонил некий неизвестный гражданин и сказал, что Илья арестован и находится в СБУ. Правда это или нет, мы не знаем.

А второй – это Петр Хохлов, мальчик из Саратовской области, который сказал, что он сбежал из воинской части, чтобы присоединиться к ополченцам. Но в побег мы не верим – это сказка из разряда, когда у нас военнослужащие в отпуске или заблудились. За Петра Хохлова у меня вся душа изболелась. Дело в том, что этот мальчишка – сирота. Помочь ему, кроме меня, некому, а я не знаю, могу ли обращаться к украинскому народу – отдайте мне этого заблудшего мальчишку.

Что мы делаем сейчас? Мы обратились к матерям российских солдат, чтобы те позвонили сыновьям в армию с целью узнать, где они находятся.

-Хорошо, мать узнала, что сын находится на территории Украины. Ее дальнейшие действия?

-Во-первых, обращение к командиру части за официальным подтверждением, что он действительно находится в Украине или что он находится в отпуске. Сегодня я предложила всем матерям: если ваш сын находится в отпуске в Украине, вы можете ехать и забирать его – отозвать его из отпуска. Если же сын направлен командованием, он может оспорить решение командования, поскольку военнослужащий не давал согласия на службу на территории Украины. Я на сто процентов уверена: ни один военнослужащий не давал такого согласия.

-Когда матерям возвращают тела убитых сыновей, пишут совершенно фантастические причины смерти. Это правда?

-Псковским десантникам, которых удалось привезти в Россию и похоронить, была указана причина смерти – инфаркт и инсульт.

-Родители не настаивали на судмедэкспертизе?

-По непонятным для нас причинам, родители сейчас не выходят ни на какие контакты с общественностью и с юристами.

-Вы сказали, что сегодня желающих воевать в Украине нет. Военнослужащих в принудительном порядке отправляют в Украину?

-Я вас уверяю: тем солдатам, которые в середине августа были отправлены на учения, не было объявлено, что эти учения будут с последующим вводом на территорию Украины. Других сейчас туда не направляют.

Сейчас в Ростовской области солдаты уже проинформированы. Во всяком случае, нам рассказывали, что, когда полковник в одной из воинских частей выстроил свой личный состав, прибывший на учения, и сказал, что вы должны сегодня подписать приказ, ему сказали: мы ничего подписывать не будем. Тогда он сказал: я сам за вас подпишу. И разразился огромный скандал.

В некоторых случаях до 90% личного состава срочников отказываются подписывать контракт.

-Они имеют такое право? Закон их защищает?

-Юридически закон защищает даже контрактника. Дело в том, что воевать на территории другого государства можно только с личного согласия военнослужащего. Все они находятся там как раз потому, что не были проинформированы.

Для вас, конечно, очень тревожен тот факт, что там практически нет срочников, а все -профессионалы и десантники. Они умеют воевать. А для нас тоже страшно, что наша элита – здоровые, сильные, способные к воспроизводству здорового населения люди, будут убиты в этой войне. Поэтому мы сейчас объединяем усилия с украинскими матерями, совместно с украинскими женщинами мы создали в Facebook проект "Матери мира против войны". Мы решили так: либо мы будем предъявлять друг другу претензии, а война будет продолжаться, либо мы забудем претензии и будем принуждать правительства двух стран прекратить эти военные действия.

-Из ваших слов я поняла, что мобилизация на войну в Украину сегодня не носит массовый характер?

-Нет. Она и не носила. Когда у нас 15 тысяч человек отправлены на учения в Ростовскую область, это не выходит за рамки обычных мероприятий. Там и в других регионах ежегодно проходят учения, привлекается даже большее количество войск.

Кроме того, сейчас по большей части родители начали обращаться к командованию частей о предоставлении доказательств, что сына из воинской части никуда не направили. Это касается не только срочников, но и контрактников.

-Вы сказали о принуждении правительств двух стран. Вы обращались к президенту России, в Госдуму?

-Я не вижу в этом смысла. Я считаю, что сейчас мы должны проинформировать как можно больше людей, чтобы снять эту пелену с глаз. Мы должны в российском обществе пробудить совесть, потому что там гибнут россияне. Я считаю, что после этого мы сможем просить россиян о поддержке в массовых акциях протеста. Иного способа отрезвить нашу российскую власть, кроме как выйти на улицы, я не вижу.

-Как рядовые россияне относятся к такой вещи, как "Новороссия"? Они действительно считают, что "Новороссия" должна иметь место быть?

-Вы поймите – у нас такая информационная блокада, что 99% населения не знают, что такое "Новороссия" и не имеют представления, где в Украине идут бои и идут ли вообще.

Спросите меня – как я отношусь к "Новороссии". Я не знаю и знать не хочу, что это такое. Как гражданка России я оскорблена, что слово "Россия" употребляется в названии какого-то другого населенного пункта.

Мы делаем большую ошибку, что все стрелы негодования мы отправляем к одному Путину. Но ведь в Донецкой и Луганской области есть люди, им поставленные, которые позиционируют себя как лидеры этой самой "Новороссии". Мне кажется, что мы позором должны клеймить и их тоже.