УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Герои живут на соседней улице

Герои живут на соседней улице

Тема героизма раскрыта

Тема героизма – одна из самых интересных в печати. Героям поют оды, героев награждают медалями и орденами, правда, иногда посмертно, героев ставят в пример подрастающему поколению. Но вот каково это – быть героем – доступно, слава Богу, не многим. По сути, что такое героизм? Это когда человек жертвует собой во имя чего-то или кого-то, не думая о последствиях. Закрыть своей тушкой вражеский пулемет, отвести от города падающий самолет, не успев катапультироваться, понимая, что упавшая в населенном пункте махина непременно повлечет жертвы и разрушения. Тут надо понимать, что тебе грозит в подобной ситуации и делать нелегкий выбор – жить или нет. Скажите честно, положа руку на мочевой пузырь, кто из вас смог бы пожертвовать ради кого-то или чего-то самым ценным, что у него есть – жизнью?

Было другое время

В подобных беседах мне часто говорили, что было другое время, более благоприятное для героизма – голова забита великодержавными идеями, любовь к Родине и все такое… Да, честно говоря, какая родина, когда речь идет о тебе любимом? Впрочем, теперь это понятие совсем нивелировалось – можно ли реально гордиться тем, что мы называем Родиной? Ее и так рвут на части те, у кого и так кошельки лопаются (естественно, фигурально выражаясь) от добытого различными методами бабла. Я хочу видеть того, кто захочет за них положить на хоть какой-нибудь алтарь свою драгоценную жизнь!

Шахиды и камикадзе

А еще есть, вернее, были – камикадзе, взлетавшие на самолетах, которые в принципе нельзя было посадить, самураи, которые относились к собственной смерти, как к неизбежному и почетному завершению пути. Есть, в конце концов, шахиды, которые уверовав, что их ждет рай за правое дело, добровольно уходят за предел, унося за собой максимальное количество жизней неверных. Можно ли их считать героями? В какой-то мере, наверное, можно. Вот только что об этом думают те, кого они угробили, не спросив, и их родственники? Им-то никто не обещал райских гущей с девственницами за проявленный героизм.

Жизнь ценою жизни

Впрочем, как оказалось, герои есть и в наше время. Собственно, к написанию этого материала меня и подвиг случай, когда молодой человек в Севастополе, фактически, закрыл своим телом ребенка от мчащейся на него машины. Очевидцы говорят, что двое восьмилетних детей и молодой человек стояли на обочине, когда появилась "Хонда", мчащаяся на огромной скорости. Вроде бы, водитель потерял управление автомобилем. 24-летний Павел успел откинуть мальчика в сторону, а девочку, буквально, загородил собой, чем спас ей жизнь. Сам, правда, не выжил – умер в больнице от полученных травм. Правда, дети тоже пострадали, у мальчика – переломы, девочку вообще, говорят, буквально вернули с того света. Возникает вопрос – мог бы спастись наш герой ценою детских жизней? Наверное – да. Успел бы отбежать, отпрыгнуть. А вот как жить дальше, думая о том, что мог бы спасти двух детей, но не стал этого делать? Наверное, он сделал то, что было естественно для него именно в этот момент, надеясь, что пронесет. Но в этом-то и есть тот самый героизм – поступать по совести и вопреки инстинкту самосохранения. А лихач за рулем, оказывается, тоже вез ребенка в школу! Ему грозит восемь лет - немалый срок, но окупит ли он человеческую жизнь и здоровье детей?

Грудь в крестах или голова в кустах

Возникает сакраментальный вопрос – а если бы парень выжил? А еще лучше – спас детей и спасся сам, раскидал их в стороны и сам отпрыгнул. Вызвала бы эта ситуация такой резонанс? Боюсь, что нет. Смерть – чуть ли не единственная причина, способная всколыхнуть людей. Так что, уж извините, настоящими героями становятся, как правило, посмертно. Да оно и проще – никаких проблем со льготами и так далее, выдали семье орден или медаль, ну, в лучшем случае, материальную помощь – за то, что воспитали героя, а потом лишились его. Да и, скорее всего, сам герой даже не успел толком подумать о том, что ему грозит – он делал то, что подсказывали ему в данный момент совесть и принципы. Впрочем, первая реакция, как правило, и является истинной и настоящей. Дать время на раздумья и, возможно, не было бы никакого героизма, сплошной расчет. Да и вообще, если кто-то из вас увидит тонущего ребенка или женщину в горящем доме – неужели не возникнет желания помочь? Почти уверен, что многие хоть попытаются это сделать, а насколько глубоко они увязнут в помощи и чем все закончится – это уж как карта ляжет. Или грудь в крестах, или голова в кустах. Как вариант – и то и другое.

Пока свежи литературные примеры

Вообще, случай-то не единичный. Если поскрести по сусекам, можно нарыть десятки ситуаций, где кто-то кого-то спасал, иногда рисковал собой, иногда даже жертвовал. Причем, что характерно, очень часто в ситуации героев оказываются подростки. Видимо, они пока совсем не верят в то, что жизнь конечна, а в памяти слишком свежи литературные примеры – практически все литературные произведения в той или иной степени о героизме. А ведь хочется, особенно в юности, чтобы о тебе написали хорошую книгу. Это потом придет понимание – лучше, чем сам о себе, никто о тебе не напишет. А, чтобы писать о себе, желательно все же быть живым и здоровым. Был пример Николая Островского, но пожелать себе такой доли – даже не героизм, а глупость. Просто, прыгая в ледяную воду, подросток, к примеру, не знает, как подействует холод на его реакции, а опытный человек может и знать, поэтому замешкается, взвешивая варианты исхода, а все молодые и горячие уже попрыгали спасать.

Кто у нас герои

Но все это случаи, так сказать, истинного героизма, а многие "дипломированные" Герои Украины ныне живут и здравствуют. И тут не стоит иронизировать над причинами, по которым они получили это звание. К примеру, тот же Кличко, я считаю, получил его заслуженно – это реальный всемирно известный брэнд, которым страна может гордиться. Он много работал и не раз был крепко бит. За деньги – скажете вы. А кто вам мешает сделать то же самое? Первый космонавт Украины – Леонид Каденюк – тоже. Космос – не игрушки. Как бы там ни было, это серьезный риск и испытание для человеческого организма. То есть – этому риску человек подвергает себя сознательно, знает на что идет. Скажете – высоки ставки? Так с другой стороны они не менее высоки – жизнь как ни как! То же касается деятелей науки, медицины, даже культуры. Академик Патон, кардиолог Любовь Малая, даже Вячеслав Черновол – человек, имеющий четкие принципы, от них не отходивший, понимавший, что ему грозит. Андрей Шевченко тоже прославил Украину, чего хитрить, жители многих дальних стран узнали об Украине лишь в контексте наличия в ней столь выдающегося футболиста. И то, что при произнесении фамилии Шевченко, у иностранцев возникают отнюдь не ассоциации с украинским поэтом, тоже не анекдот – сам сталкивался. Василий Стус, Георгий Гонгадзе и Богдан Ступка, думаю, тоже мало у кого вызовут нарекания.

Подмоченная репутация

А вот во время президентства Виктора Ющенко репутация звания "героя" была несколько подмочена. Президент раздавал ордена направо и налево, руководствуясь, разве что, своей никому не понятной логикой. Присвоения звания Герой Украины Степану Бандере и Роману Шухевичу не могли не вызвать, по меньшей мере, недоумения. Первый был профессиональным террористом, работавшим, кстати, сначала за деньги НКВД. Затем советские власти зачем-то вырезали поголовно его семью, основательно подпортив себе этим жизнь. Естественно, он стал мстить! Я на его месте поступил бы точно так же! Шухевич тоже – крайне неоднозначен, слишком велико количество тех, кто считал его врагом. А ему – звание героя. Да еще с формулировкой "За выдающийся личный вклад в национально-освободительную борьбу за свободу и независимость Украины"!

Классик украинской литературы

Немудрено, что классик украинской поэзии – Лина Костенко – отказалась от почетного звания. Причем, оповестить ее об этом приехал лично Ющенко с целой шоблой журналистов. Президента Лина впустила, а журналистов – нет. Напоила Виктора Андреевича чаем, а затем вежливо сказала, что это, несомненно, не ее дело, кому присваивать звание героя, что она лично уважает Ющенко, как президента, но вот быть в одном списке с теми, кого она никак не может считать героями, отказывается. Смелый и нестандартный ход, тем более, что звание героя дает очень серьезные льготы, материальные прибыли и прочие ништяки. Кстати, таким же образом Лина Костенко отказалась от звания Почетного Гражданина Киева. Киевсовет, зная о ее принципах, пытался поступить хитро, присвоив, как положено, звание заочно, а потом прислав к Костенко домой кого-то из работниц, которая, уходя, как бы случайно "забыла" пакет с дипломом, значком и прочей мишурой. Показательна реакция поэтессы – она отослала пакет назад с курьером, приложив записку с содержанием, типа "вы это забыли". Я лично просто был восхищен этой женщиной, ибо не уверен, что у меня хватило бы духу отказаться от такой сладкой подачки. Хотя, уж на мой-то взгляд, Лина Костенко точно заслуживает обоих званий и статуса классика и главного поэта Украины.

"Истинный Герой Украины"

Попробуем вывести образ еще одного "героя", правда прекрасно себя чувствующего и находящегося в добром здравии. Владимир Литвин стал Героем в самом конце 2004, то есть на заре правления Ющенко. Формулировка героизма весьма туманна, судите сами – "За выдающиеся личные заслуги перед Украиной в развитии государственного строительства, реформирования политической системы, утверждение идеалов гражданского единства и согласия в обществе". Такой себе реформатор политической системы и гражданский идеалист. Есть подозрение, что именно с такими героями и не хотела быть в одном списке поэтесса, впрочем, там есть и более загадочные личности, Литвин попал сюда просто в качестве хрестоматийного примера и в силу личной известности. Просто он, почти как Брежнев, собирает звания, льготы, значки и т.д. В последнем выступлении перед львовянами коллегу отчаянно валил Яценюк. Арсения возмущало, что нынешний спикер Литвин, "сидит на государственных дачах пожизненно". Также, он рассказал о закрытом распоряжении Президента, согласно которому "истинный украинец" Владимир Литвин не платит коммунальные услуги за проживание в государственной резиденции. Кроме этого, государство дало Литвину одну-две горничные. "Для чего?", - риторически спросил Яценюк. Также в распоряжении Литвина машина с водителем, самолет для перелетов, час полета которого стоит минимум 100 тыс. грн.

P.S.

Уж не знаю, чем продиктованы все эти откровения, но, кроме этого, Владимир Литвин является участником боевых действий, где он провел несколько дней, уж не знаю в каком качестве. Короче, тылы себе спикер подготовил серьезные – даже в случае полного ухода с политической сцены, очевидно, пенсия у него будет такая, что "вам и не снилось". Так что быть героем не только почетно, но и выгодно, особенно, если героизм не сопряжен с риском для здоровья.