История о том, как коррупция пытается обогнать люстрацию
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Мелекино – небольшое село, расположенное в 20 км от Мариуполя (Донецкая область), ежегодно принимает туристов, предпочитающих недорогой отдых на берегу Азовского моря, именно предоставление туруслуг является основным источником доходов для полуторатысячного поселка.
Большинство жителей Мелекино - пенсионеры (молодежь разъехалась в города), они владеют земельными участками в непосредственной близости от моря, которые десятки лет назад получили под застройку от сельского совета, в соответствии с нормами законодательства, действующими на тот момент. Ни для кого не секрет, что единственным способом заработать прибавку к пенсии в таких районах является сдача комнат в летние месяцы. Даже в этом году здесь можно было снять дешевые комнатушки по 20-30 грн за сутки: и небогатым туристам выгодно, и мелекинцам подработка.
Но жилье на берегу моря имеет не только преимущества, но и проблемы. Ежегодно море "съедает" часть песчаного пляжа и приближается к домам, образовывая обрывы и обвалы. Механическое разрушение грунта волнами, течением и прибоем называется абра?зией, и этот процесс уже давно волнует местных жителей. Но из-за скудного бюджета, местная громада не может самостоятельно остановить уменьшение береговой линии, так как возведение берегоукрепляющих сооружений требует колоссальных затрат.
За десятки лет море подошло к домам ближе, чем разрешено законом. Ну не знало оно, что на расстоянии в 100 метров нужно остановиться… И сотрудники прокуратуры Донецкой области решили воспользоваться этой возможностью, чтобы выселить мелекинцев из домов, в которых они проживали по несколько десятков лет. Осенью 2014 года жители поселка получили повестки в суды и копии исков, в которых прокуратура просит суд признать выделение земель под засстройку незаконным, поскольку участки, находящиеся на расстоянии менее 100 метров от моря, относятся к водному фонду, где нельзя ничего строить, и тем более жить.
Примечательно, что у областной прокуратуры возникло желание выселить только владельцев домов, находящихся в хорошем состоянии, с убранной территорией, собственникам ветхих домов повестки не прислали.
Желание уберечь водный фонд от живущих там десятки лет людей оказалось у сотрудников прокуратуры настолько сильным, что затмило у них понимание элементарной логики. Абразия ежегодно "съедает" около 3-5 метров пляжа, то есть за 20-30 лет берег естественным образом уменьшился на 60-150 метров, приблизив воду к домам. То есть, в момент выделения участков это решение было вполне законным, а за много лет природа помогла прокурорам выискать фантастический повод для попытки "отжима" земель.
Таким образом, прокуратура Донецкой области умело перекрутила проблему, пытаясь возложить ответственность за действия природы на владельцев домов, и совершенно игнорируя тот факт, что берегоукрепляющие сооружения не были установлены по вине правительства, которое занимается распределением госсредств и не посчитало нужным профинансировать борьбу с абразией.
Проблема усугубляется тем, что у жителей Мелекино нет возможности отстоять в суде право жить в своих домах, так как иски были поданы в Запорожский окружной административный суд, находящийся в сотнях километров от поселка. При нынешних пенсиях владельцы участков не могут позволить себе ездить в другую область на неоднократно переносимые судебные заседания.
Но опасаться в данном случае стоит не только за жителей маленького поселка на берегу Азовского моря, их выселение, если суд примет такое решение, станет прецедентом, на основании которого прокуратура сможет в дальнейшем беспрепятственно отбирать у людей участки по всей Украине, включая побережье Черного моря.
Одно судебное решение, направленное на "защиту" 100-метровой зоны, может повлечь за собой прокурорские "отжимы" участков в Одессе или Конча-Заспе. На худой конец, такой прецедент подарит прокурорам на местах отличный источник коррупционного дохода: богатым владельцам участков в элитных прибрежных зонах можно будет предложить оплатить свое спокойствие и право остаться в своем же доме.
Сейчас жители Мелекино с опасением ждут решений судов, но сдаваться не собираются. Они призывают Президента, его администрацию, а также Генерального прокурора обратить внимание на чрезмерную активность прокуроров на местах, большинство из которых пока не успели поменять. Активность эта, по старой привычке, направлена не на защиту прав граждан, а на собственное обогащение. Мелекинцы надеются, что глава государства и Генпрокурор, услышав о сложившейся ситуации, ускорят процесс люстрации силовиков и правоохранителей на уровне среднего звена.
"Обозреватель" продолжит следить за развитием ситуации в Мелекино.