УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Борьба с коррупцией: семеро на одного, или Как власть плодит бойцов со взятками

Борьба с коррупцией: семеро на одного, или Как власть плодит бойцов со взятками

Борьба с коррупцией - это дело благородное и нужное. И следуя этой логике, украинские власти решили создать множество специальных органов, которые должны бороться с нечистыми на руку чиновниками.

"Надо больше органов по борьбе с коррупцией!", - примерно так можно объяснить создание и параллельное функционирование совершенно разношерстных с разной компетенцией и полномочиями государственных органов.

Так, знамя борьбы с взятками высоко над своей головой должны нести сразу семь государственных органов, а в целом борьба с коррупцией обойдется Украине больше одного миллиарда гривен бюджетных средств.

"Обозреватель" задался вопросом, а даст ли наконец результат борьба с коррупцией при таком количестве борцов, параллельно узнав, когда же антикоррупционные структуры, о которых так много говорят, заработают в полную силу.

Семеро на одного

"Вы не можете найти ни одной демократии в мире, где раковая опухоль коррупции так процветает", - именно такими словами пытался отрезвить украинскую власть, прилетевший в конце прошлого года в Украину вице-президент США Джо Байден.

Изменить мнение вице-президента США не смогли ни рассказы о реформах, которые, по словам властей активно воплощаются в жизнь, ни принятие антикоррупционных законов, ни широкий список борцов с этой "раковой опухолью".

Читайте: Коррупция в Минобороны: кто ответит за тендеры?

Вся программа создания полного комплекса всех соответствующих государственных органов рассчитана до 2017 года, когда в стране должно появиться Государственное бюро расследований.

Но пока в Украине, согласно закону "О предотвращении коррупции", принятом еще в октябре 2014 года, бороться этим общественным пороком должны четыре органа: Национальное агентство по предотвращению коррупции, Национальное антикоррупционное бюро, специализированная антикоррупционная прокуратура и Национальная полиция.

Кроме того, в законе не указано, но за борьбу со взятками получает бюджетные деньги еще и Служба безопасности Украины. А также еще одно агентство, одно название которого должно вызывать трепет у коррупционеров: Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. А к 2017 году в Украине должно быть создано Государственное бюро расследований.

Итого, если посчитать все инстанции, выходит, что по плану коррупцию в Украине должны будут истреблять сразу семь органов. На 2016 год Кабмин выделил 1,15 миллиарда гривен на борьбу с коррупцией.

Узкая специализация

Разумеется, такое количество государственных органов позволит распределить задачи по узкой специализации, что должно повысить эффективность работы, во всяком случае, в этом уверены на Банковой. Или породит необходимость дальнейшей "оптимизации", еще большее затягивание дел и их потерю в хитросплетениях бюрократической машины, как опасаются критики.

В свою очередь соавтор антикоррупционных законов, менеджер группы "Реанимационный пакет реформ" Александр Леменов уверен, что заниматься "перебрасыванием дел" в системе не получится. Более того, по его словам, такая специализация характерна для Европы.

"За рубежом существует аналогичное дробление - каждая отдельная структура занимается определенной проблемой. Такая схема гораздо эффективнее прошлой, когда у нас была милиция, которая вела дела, при этом процессуальное руководство прокуратуры было мало эффективным. Упомянутая связка успешно затягивала дела в силу своей постсоветской сущности. Дробление функций с четким определением полномочий каждого из новосозданных органов даст нужный толчок и дела начнут реально расследоваться", - считает он.

Читайте: Семь главных реформ для Украины в 2016 году

Например, специализированная прокуратура, согласно закону "О прокуратуре" занимается тем, что надзирает за "соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования Национальным антикоррупционным бюро Украины".

А вот широко известное Национальное агентство по предотвращению коррупции будет проверять чиновников. При этом способ проверки, как признался Арсений Яценюк, отличается невероятной эффективностью.

Агентство по предотвращению не имеет права расследовать дела. А решать, кто коррупционер, а кто чист перед законом, будет с помощью анализа стиля жизни "слуг народа", а также мониторинга новостей в СМИ, сообщений от общественных организаций и данных деклараций чиновников.

Такой анализ обошелся сразу в 486,2 миллиона гривен в год, по крайней мере, такие цифры указаны в бюджете-2016. Для сравнения, все руководство и военное управление Вооруженными силами Украины получило в этом году 334,8 миллиона гривен.

Кроме того, вопрос, сможет ли Национальное агентство по предотвращению коррупции освоить эти деньги, остается открытым.

Так, постановление о создании агентства было принято Кабмином еще в марте 2015 года. И, как заявлял министр юстиции Павел Петренко, новый орган должен был появиться до Нового года. Но "под елку" была выбрана лишь часть членов агентства. Всего удалось назначить трех из пяти.

Причем, новые борцы с коррупцией тут же оказались в центре большого коррупционного скандала. Так, как считают гражданские активисты из "Реанимационного пакета реформ", отбор был проведен с нарушениями. Все представители от общественности были "завалены", а вместо них прошли люди Яценюка.

Читайте: У станка: НБУ напечатал для Кабмина астрономическую сумму

"Представители власти протянули косвенного подчиненного Арсения Яценюка - заместителя председателя Нацгосслужбы Александра Скопича и экс-преподавательницу премьера - Наталью Корчак", - писали в своем открытом письме активисты. Добавив, что трех выбранных человек из нужных пяти - недостаточно для выбора главы агентства, а значит вся работоспособность органа под вопросом.

Проблема с кадрами

По сути, самым успешным в Украине специализированным борцом с коррупцией является лишь Национальное антикоррупционное бюро, которое было создано весной 2015 года.

На бюро возложена ответственность проводить "оперативно-розыскные мероприятия с целью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия уголовных преступлений" на ниве коррупции.

Кстати, несмотря на задекларированный в законе принцип независимости, в случае спорного вопроса, должно ли преступление расследоваться бюро или нет, решение будет принимать генеральный прокурор Украины или его заместитель.

Как признался сам директор бюро Артем Ситник, полноценно работать новосозданный орган так и не начал. Сейчас идет лишь назначение сотрудников на должности, которое затянется до февраля.

Читайте: Старт работы Госбюро расследований отложен, Яценюк назвал причину

"Старших детективов мы назначаем в конце января, других детективов - в феврале и выйдем на 90% готовность", - заявил Ситник 18 января, передает пресс-служба бюро.

В других отделах антикоррупционного бюро тоже проблемы с кадрами. На 60% сформирован отдел, отвечающий за безопасность детективов, на таком же уровне и отдел оперативно-технического управления.

В целом в антикоррупционном бюро, как сообщили "Обозревателю" в пресс-службе, по состоянию на середину января работает лишь 260 человек, в то время, как полный штат до 700.

Еще немного борцов

Летом 2016 года на поле боя с коррупцией должно выйти еще одно агентство с самым длинным названием - Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.

Заниматься это агентство, как понятно даже из его названия, будет розыском активов, которые были заполучены коррупционным путем. А также управлять ими, пока они находятся под арестом.

Под эту важную задачу в бюджете предусмотрено 25,5 миллионов гривен. За эти средства, как и в случае с Бюро расследований, которое получило в этом году в 20 раз больше денег, планируется создать центральный аппарат и региональные отделения.

Читайте: Кадровые чистки: Кабмин Яценюка вскоре ожидают серьезные перестановки - СМИ

Учитывая количество совершенно специализированных государственных органов, полиция, по задумке властей, будет заниматься лишь мелкими коррупционными правонарушениями. Также на 2016 год функцию борьбы с коррупцией сохранила СБУ, которая на обеспечение мероприятий специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью и коррупцией получила в 2016 году 29,5 миллионов.

Кроме того, 4 миллионов гривен госсредств ушли на научное и информационно-аналитическое обеспечение мероприятий по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

А в 2017 году список антикоррупционных органов должен пополниться еще одним - Государственным бюро расследований, которое будет заниматься той коррупцией, которую не взялось расследовать Национальное антикоррупционное бюро. Одним из главных критериев будет сумма взятки. Так, все преступления на сумму свыше 25 тысяч долларов будет брать на себя антикоррупционное бюро, все что меньше - бюро расследований.

К списку борцов с коррупцией стоит добавить еще и Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики, который функционирует при президенте. А также Комитет Верховной Рады по вопросам противодействия коррупции, который должен готовить законодательные решения. И Минюст, на который возложена задача вести реестр коррупционеров.

В целом, по состоянию на начало 2016 года, в Украине так и не сформировалась полная система борьбы с коррупцией. Задекларировано создание целой сети разнообразных бюро и агентств, каждое из которых будет занимается своей сферой. Предполагается, что ждать полностью функционирующей системы украинцам придется до 2017 года. Собственно, только тогда и станет ясно, насколько работоспособной окажется такая антикоррупционная реформа.

Напомним, что руководителя пенитенциарной службы уличили в родственных связях с Яценюком. В госслужбе в течение многих лет выстроена система коррупции, воровства и кумовства, которой сейчас руководит человек, состоящий в родственных отношениях с премьер-министром.