УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Куда уходят деньги от экскурсий в Межигорье?

23,9 т.
Куда уходят деньги от экскурсий в Межигорье?

Дом бежавшего в Россию экс-президента Виктора Януковича превратился в самую посещаемую туристическую достопримечательность страны. Об этом пишет газета "Новое время".

Видео дня

За 20 грн любой взрослый может прогуляться по огромному парку площадью 140 га. А за 200 грн – походить по хоромам Януковича. Или посетить ретро-музей. Полгода спустя после бегства хозяина на территории его бывших владений продолжает полноценно функционировать зоопарк и кинологический центр.

От прежнего пейзаж отличают, на первый взгляд, только киоски с напитками и сувенирами и стойки проката велосипедов. На второй – расквартированные в резиденции бойцы добровольческих отрядов и беженцы с Востока и Крыма.

Возмутившее многих решение сделать вход платным приняли автомайдановцы, взявшие Межигорье под опеку и охрану. Рабочие, обслуживавшие в прошлом Межигорье, поставили активистам ультиматум: либо им платят, либо они уходят.

"А у нас немеряно животных, которых надо кормить, две котельни и другие объекты. В общем, эти люди нужны были нам при любых обстоятельствах. Они выдрессированные – работу знают каждый отлично, - рассказывает комендант Межигорья автомайдановец Денис Тарахкотелик, которого уже порядком достали вопросы о том, почему за вход в "народное достояние" нужно платить.

"На Майдане для народа собирали, и здесь для народа. Никто ж не претендует на кусок земли или приватизировать комнату в Хонке", - резонно замечает комендант.

Межигорский бухучет

На территории Межигорья трудится в общей сложности 140 человек. На зарплаты этим людям уходит более полумиллиона гривен в месяц.

Еще 500 тыс. грн тратят на бойцов: в Межигорье базируются батальон К2, 1-й батальон Нацгвардии, 25-й батальон, батальон Сечь, а до недавнего времени – и 500 добровольцев батальона Правого сектора.

Еще около 100 тыс. грн в месяц в Межигорье уходит на бензин и солярку.

Трижды в день Межигорье кормит 220 человек, включая беженцев. Их тут уже 110 человек, преимущественно из Крыма и Донбасса. Из доходов от экскурсий для переселенцев обустраивают все новые помещения. Например, сейчас подготовили для нового заезда казармы под резиденцией, справа от входа, в которых при Януковиче жил охранявший его отряд Беркута.

Бывают и непредвиденные расходы: "Были грозы полтора месяца назад, - рассказывает Тарахкотелик, - погорела полностью проводка. Так на восстановление ушло 70 тыс. грн – мы все из своего кармана заплатили, нам никто ни копейки не дал".

Коммунальные услуги бывшие хозяева резиденции частично проплатили наперед. Например, за газ оплачено до середины зимы. А вот по электричеству у Межигорья накопился солидный долг – 700 тыс. грн.

Кто будет его погашать – неясно. Статус Межигорья все еще не определен.

Вещественное доказательство

Судьба земли обетованной в повестке дня правительства – не на первом месте. В стране – АТО, поясняет Тарахкотелик. Он знает, что говорит, поскольку лично ведет переговоры по этому вопросу с представителями КМУ.

"Был в Кабмине недавно. На устных договоренностях шла речь о том, что в ближайшее время мы таки поймем, что делать на государственном уровне", - говорит комендант.

Пока Межигорье – "вещественное доказательство". Так его статус определила Генпрокуратура. Причем, чтобы провести опись имущества, территорию нужно закрыть. Но тогда перестанут поступать деньги от туристов – не будет на что содержать беженцев, добровольцев и платить зарплаты работникам.

Разработать схему передачи Межигорья должен Кабмин. Но пока там так и не решили, что делать с бывшими владениями Януковича.

"Как это все урегулировать – не знаем, но мы найдем ответ, - говорит Остап Семерак, глава секретариата Кабмина. - Конечно же, имущество резиденции Януковича будет проходить через решения судов, следственные процедуры".

Без вердикта суда теоретически владельцем Межигорья, несмотря на принятое Радой решение о национализации поместья, все еще может считаться старый собственник – компания Танталит, и, собственно, Янукович.

Коллеги Тарахкотелика – активисты, охраняющие другую загородную резиденцию экс-президента, охотничью, в Сухолучье, полагают: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу Межигорья, поскольку в воздухе все еще витает ожидание того, что прежний хозяин – может вернуться.

Драгоценные пожитки

Пока решение вопроса откладывается, активисты борются за сохранение имущества диктатора.

"Туристы воруют, - говорит комендант. - Плитку вытягивают – и себе в карман на память. Женщины цветы вытягивают – и в коляски засовывают. Люди…"

Охранять Межигорье – то еще удовольствие. Приходилось, например, отбиваться от попытки "рейдерского захвата".

"Была тут "Свобода", - рассказывает Тарахкотелик, - но благодаря дипломатическим разговорам не дошло до физических действий. Нашли общий язык".

Были проблемы и со своими, активистами. Тарахкотелик вспоминает ночь накануне самого первого открытия резиденции, 23 февраля.

"Ночью 22 февраля Самооборона – в пепле все ребята, с касками, со щитами – сидели на балконе Хонки, взяли по бутылке очень дорогого коньяка, курили кубинские сигары и любовались видом, - вспоминает он. - Я им сказал: пацаны, если до 7 утра не будет порядок, мы опозорим всю революцию. Мы ж не мародеры".

Нынешние резиденты Межигорья считают, что здесь нужно обустроить национальный парк и музей коррупции.

"Мы достаточно вещей и имущества сохранили – на сумму больше 1 млрд грн, - говорит Тарахкотелик. - Очень дорогие экспонаты тут, имеют культурную ценность, это вполне может быть уникальный музей".

Вопрос в том, кто будет содержать наследие диктатора, включая уникальные теплицы, лабораторию и кинологический центр: уж больно оно дорого в обслуживании.

"Нужно иметь огромные доходы, - говорит Семерак. - Нормальному человеку вряд ли нужно такое, а для государства это дорого".

Пока Семерак предрекает Межигорью судьбу прикарпатской Гуты, бывшей президентской резиденции: "Вспомните, когда Ющенко стал президентом, он пытался продать Гуту, но так и не смог. Кому такое надо? Разве что шейхам".