УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Чай из коки - не наркотик, но под запретом

Чай из коки - не наркотик, но под запретом

Одна из сторон реальности, с которой неизбежно столкнется европеец или украинец, побывавший в Латинской Америке - это свободное выращивание растения кока и торговля его листьями, а также продуктами, изготовленными из коки.

Например, в Перу листья коки свободно продаются на рынках - смуглые тётки пригоршнями зачерпывают из больших мешков серовато-зеленые листики, кладут в кулечки и отдают покупателям.

Фото автора

Как их используют дальше? Самое распространенное применение листьев коки - это жевание. Точнее, подсушенные (но не сухие) листья кладут в рот и в течение часа рассасывают. Это "лакомство" особо популярно среди шахтеров и водителей в Андах, да и вообще среди тех, кто вынужден много и тяжело трудиться, чтобы прожить, а таких в Латинской Америке много. Они с помощью листьев коки справляются с усталостью и чувством голода. Также жевание коки помогает преодолеть "горную болезнь", что весьма актуально в высокогорных районах Анд.

Как рассказывают те, кто пробовал листья коки, после 10-15 минут рассасывания листьев поднимается настроение, увеличивается работоспособность, притупляется чувство голода - то есть, алкалоиды, в сочетании с питательными веществами и витаминами, которые также в изобилии содержатся в листьях, действуют как мягкий стимулятор. Разумеется, эффект этот временный, и через час чувство голода вернется, и усталость навалится с новой силой.

Физической зависимости листья коки не вызывают. Разве что психологическую - кому не хочется вновь почувствовать себя энергичным и бодрым?

Но в Перу есть не только рынки, но и супермаркеты. А в супермаркетах свободно продается чай из коки, пакетированный подобно обычному чаю в пакетиках по 1г. Этот чай в Перу пьют везде и все - хотя в продаже, разумется, полно и обыкновенных чаев. На собственном опыте мы убедились, что чай этот - mate de coca - по своему воздействию ничем не отличается от обычного крепкого чая, он явно слабее, чем кофе. Но при этом он довольно вкусный, и - надо отметить - обладает легким анастезирующим свойством: боль в простуженном горле на время стихала. Впрочем, возможно, это было самовнушение.

Фото из Интернет

Кроме чая, в тех же супермаркетах продаются несколько видов печенья и леденцов с кокой - также достаточно вкусных и также не имеющих никакого особого воздействия на психику и нервную систему. Лакомство как лакомство, не более того. Ешьте на здоровье.

Фото из Интернет

И чай, и конфеты можно не только свободно покупать и употреблять, но и вывозить из страны. Да, из Перу строжайше запрещено вывозить местные фрукты - собаки, обнюхивающие вас в аэропорту Лимы, натасканы на запах фруктов, а не коки. Если же перуанские таможенники у вас обнаружат кока-содержащие продукты, то лишь вежливо предупредят, что с этим товаром могут быть проблемы по ту сторону границы.

Вот об этом и поговорим.

Из Перу всю эту кока-развлекаловку вывозить можно, но ввозить, как правило, почти никуда нельзя. В Украине среди предметов, запрещенных к ввозу, значатся куст коки и листья коки. Конечно, ни чай, ни тем более конфеты и печенье "листом коки" и тем более "кустом коки" назвать нельзя. Но на практике, как пояснили "Обозревателю" украинские таможенники, это означает, что если во ввозимой продукции будет экспертиза выявит содержание кокаина, то перемещение такой продукции запрещено и является предметом ст. 305 Уголовного кодекса ( Контрабанда наркотичних засобів, психотропних речовин, їх аналогів чи прекурсорів або фальсифікованих лікарських засобів) и карается лишением свободы на срок от 5 до 8 лет с конфискацией вашей пачки чая или пакетика леденцов.

Для того, чтобы узнать, содержится ли в продукции кокаин, таможенники используют экспресс-тесты. Для этого продукция изымается, и в случае, если ничего крамольного экспресс-тесты не обнаружат, возвращается владельцу.

В связи с этим, уточним кое-что.

Является ли чай из коки наркотиком? Однозначно, нет - он не оказывает наркотического действия на организм.

Содержит ли чай из коки алкалоид кокаин? Скорее всего, да - хотя, говорят, есть и mate de coca без содержания кокаина, но нам чай с соответствующей маркировкой не встречался. Листья коки, как правило, содержат от 0,5 до 1,5% кокаина - но в связанном состоянии. Так что чашка mate de coca (пакетик в 1г весом) вовсе не равнозначна употреблению соответствующего количества алкалоида - если бы его можно было извлекать обычным завариванием, мир был бы устроен чуточку иначе. Процесс экстракции кокаина - это процесс сложный и многоэтапный, требующий специальных условий и особых химикатов.

С учетом сложности процесса, попытку извлечь кокаин из пачки mate de coca (20 пакетиков по 1г) можно сопоставить с попыткой сварить чайную ложку борща. А если принять во внимание, что только билеты в Перу для украинца обходятся в минимум в 1,5-2 тыс. долларов США, помножить на риски и учесть мизерное количество чая, которое чисто физически влезет в ваши чемоданы, не привлекая внимания таможенников... Словом, при всем желании такой метод поставок сырья для получения кокаина себя абсолютно не оправдывает.

И тем не менее, сам факт наличия злополучного алкалоида в составе изделий из коки согласно украинскому законодательству уже является основанием для изъятия продукции и уголовного преследования. То есть, законодательство наше загодя подозревает граждан в злом умысле.

Нарколог, с которым побеседовал "Обозреватель" - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии Национального медицинского университета им. Богомольца, врач-психиатр высшей категории Павел Дупленко одобряет запрет на ввоз изделий из коки:

- Кока - это сырье для производства кокаина, который считается наркотиком во всех странах мира - и достаточно серьезным наркотиком. Конечно, листья коки оказывают более слабое воздействие, чем конечный продукт - кокаин. А в принципе - это мощный стимулятор, и при наличии предрасположенности... Ну, во-первых, он может использоваться наркоманами - кокаинщиками или, например, эфедронщиками. Но и может привести к состоянию зависимости.

- Даже употребление леденцов с измельченным листом коки?

- Честно говоря, я не готов ответить - надо смотреть количество действующего вещества, хотя не уверен, что это вообще будет указано на упаковке (действительно, на упаковке указан только состав: эссенция коки, порошок коки, рафинированный сахар, маисовый сироп, красители и ароматизаторы натуральные - автор). Пакетированный чай тоже представляет большую опасность: зависимость и возможность использования наркоманами кокаиновой группы. Я не сомневаюсь в том, что будет использоваться.

- То есть, Вы считаете, что все дело - в дозировке?

- Да. Например, недавно был запрещен ряд противокашлевых препаратов. В той дозировке, в которой они используются для подавления кашля, они опасности не представляют. Проблема в другом: в больших дозах они употребляются с целью наркотического воздействия. Все зависит от дозы и от цели: если кому-то нужно будет употреблять эти вещества как наркотик, он просто будет употреблять их в больших дозах.

- Значит, запрет на ввоз изделий из коки в свете сказанного Вами оправдан? Даже в небольших, "розничных" количествах?

- В принципе, да. Ведь, к примеру, даже те препараты, которые у нас разрешены , они запрещены в других странах мира. Тот же корвалол - он запрещен в штатах и некоторых европейских странах.

- А как Вы объясните тот факт, что в том же Перу все перечисленные продукты - леденцы с кокой, чай и печенье из коки - находятся в свободной продаже в супермаркетах?

- Это национальная особенность. Там кока применялась издавна и вошла в их национальную культуру. Вопрос законодательного запрещения или разрешения - это вопрос каждой конкретной страны. Например, в некоторых мусульманских странах - таких как Иран и Пакистан - опийсодержащие препараты находятся в свободной продаже, тогда как у нас они запрещены. В Голландии можно марихуану достаточно свободно купить - наркотик, запрещенный во многих странах мира. Но здесь надо учитывать еще один момент: за любые незаконные операции с той же марихуаной в Голландии предусмотрено очень жесткое наказание. Они рассматривают это со своей структурной точки зрения. У них есть определенный подход и многовековой опыт употребления данных веществ.

- Возможна ли и нужна ли либерализация украинского законодательства в этой сфере?

- У нас и так самые либеральные законы в отношении различных операций с наркотиками. К сожалению, это так. Например, в Англии за незаконные операции с таблетированными препаратами могут дать 9 лет. По нашему законодательству, человек получает столько же за операции с героином или с сырьем для него.

Совсем иной точки зрения придерживается общественный активист, участник Марша Свободы (не ультраправой партии, а движения за декриминализацию курения конопли) Александр Володарский:

- Украинская наркополитика жестока и иррациональна. Но это особенность не только нашей страны, многие "цивилизованные" государства Европы, да и ряд штатов США показывают не меньшее мракобесие.

Причин несколько. Во первых, "война против наркотиков" - это бизнес. Огромный бизнес в котором вращаются миллиарды, который даёт работу тысячам и миллионам специалистов (в первую очередь, силовикам и работникам репрессивных органов). Я даже не касаюсь огромной теневой и коррупционной сферы - ведь наркомафия по сути является порождением как раз "войны против наркотиков".

И дело не только в неадекватном отношении к листьям коки или каннабису. Вопрос в самом подходе к понятиям "наркотик" и "наркомания". Существует огромное количество веществ, которые могли бы использоваться в медицине. И использовались до запрета, потом они превратились в нелегальные "уличные" наркотики. К примеру, MDMA и LSD терапия достигали в 60-70 годы очень интересных результатов в деле лечения психических заболеваний. Но для того, чтобы поддерживать бессмысленную, неэффективную и разорительную "войну против наркотиков" власти вынуждены нагнетать иррациональную истерию в адрес всех веществ из определённого списка. По сути, культивируется отношение к этим веществам и их потребителям, которое нельзя назвать иначе как фобией. Обыватель, как правило, не знает принцип действия той или иной субстанции на психику и на тело, не представляет последствий его употребления, но твёрдо уверен, что любой, кто попробует наркотик станет чудовищем. При этом слово "наркотик" используется не в медицинском, не в фармакологическом, а исключительно в юридическом понимании.

У нас практически нет незаангажированных медицинских исследований на этот счёт, решения принимаются чиновниками и силовиками, а не врачами и учёными.

Важно также то, что репрессивная наркополитика ничуть не решает самой проблемы наркомании. К примеру, модный среди беднейших слоёв наркотик "крокодил", убивающий человека в течение года, получается из самых элементарных аптечных обезболивающих, которые можно купить без рецепта. И введение рецептов не решит проблемы, вместо одного лекарства будет найдено другое - дающее ещё больше побочных эффектов. В то же время, просвещение с одной стороны, и заместительная терапия в сочетании с программами снижения вреда, проблему вполне решает. Но это невыгодно для раздутого паразитарного репрессивного аппарата.

Любая война - это бизнес. И нарковойны - не исключение.

Вот так, из-за государственной политики украинцам, чтобы полакомиться mate de coca, придется искать две тысячи долларов для поездки в Перу или Боливию. Там все это разрешено, а в Боливии так и вообще в президенты избрали бывшего лидера профсоюза производителей коки Эво Моралеса, который уверен, что проблему кокаина следует решать на стороне потребления, а не там, где кока является частью многовековой культуры. А нам остается утешаться, что наше государство защищает народ от экзотического чая и конфет.