Сдержать Путина. Дадут ли США Украине оружие
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
С самого начала российской агрессии Соединенные Штаты помогают Украине. США оказывали и продолжают оказывать нашей стране помощь – начиная от армейского обмундирования и пайков и заканчивая финансами и санкциями против России. Не стоит забывать и про Акт поддержки свободы Украины, принятый американскими властями в декабре.
В условиях активизации боевых действий на востоке Украины в Штатах снова заговорили о поставках теперь уже летального оружия. 23 января глава комитета по вопросам вооруженных сил Сената США Джон Маккейн призвал президента Барака Обаму предоставить его Украине. Готовы ли США на такой шаг? Насколько существенной будет эта помощь для украинской армии? Спровоцируют ли поставки оружия неадекватную реакцию Кремля? На эти вопросы "Обозревателя" ответили генерал-лейтенант запаса Дмитрий Уманец, политические эксперты Тарас Чорновил и Павел Рудяков.
ДМИТРИЙ УМАНЕЦ, генерал-лейтенант запаса
-Если Украине будет предоставлено летальное оружие, насколько это усилит нашу армию? Не спровоцирует ли этот факт масштабную войну России против Украины?
-Нам уже нет смысла бояться того, что мы спровоцируем Путина. Мы видим, как накаляется обстановка, какие силы сосредоточены на границе в Донецкой и Луганской областях – порядка 10 тысяч человек, плюс еще 50 тысяч, плюс 40 тысяч бандитов. Посчитайте, какая это сила. Так что бояться провокаций смысла нет. Я как военный человек считаю, что Америка нам должна была бы оказать помощь сразу, потому что они нам с этим "Путлером" гарантировали независимость, неприкосновенность границ и прочее.
Какое оружие нам нужно прежде всего? Противотанковое, потому что Путин нагнал на Донбасс порядка 500 единиц бронетехники, возможно, больше, и нам надо с этим бороться. Это первое. Второе – США обещают нам беспилотники, которые не просто предназначены для разведки, анализа, оценки обстановки, но также могут нести соответствующее вооружение на борту и уничтожать и живую силу, и танки. Это бы значительно облегчило задачу нашим военнослужащим. Третье – это, конечно, средства ПВО. Пока авиация не применяется, но нам надо быть готовыми ко всему. Сегодня войны в основном ведутся в воздухе или с воздуха. У нас гибридная война, поэтому тут не разберешься, кто как воюет. Применяется все, что можно, и все, что нельзя.
Читайте: О планах Путина по оккупированному Донбассу
ТАРАС ЧОРНОВИЛ, депутат Верховной Рады Украины нескольких созывов, политический эксперт
-Сенатор Джон Маккейн заявил о том, что США пора предоставить Украине летальное оружие. Пойдут ли Штаты на такой шаг?
-Когда было сформировано новое большинство в Сенате и Конгрессе США, о таком даже и речи быть не могло – Обама был категорически против этого. Сейчас ситуация несколько иная. Обама стал условной "хромой уткой" - он потерял большинство в обеих палатах парламента. С этого момента Обаме приходится быть несколько более уступчивым. Он еще может показывать зубы, он еще может обижаться, он еще может противопоставлять себя, но в вопросе Украины не имеет серьезной продержки даже среди демократов. Поэтому вероятность того, что процедура предоставления Украине летального оружия сдвинется с мертвой точки, значительно возрастает.
Но есть несколько препятствий. Первое – Обама не сможет остановить этот процесс, но он сможет его достаточно серьезно затянуть, от нескольких месяцев до года. Сначала будут предоставлены определенные дополнительные технологии, контрольные средства, средства защиты и т.д. То есть, сначала будет предоставляться нелетальное оружие или – летальное оружие оборонительного характера. Давайте также не забывать, что определенные элементы вооружения в Украину уже поступили, и они уже применяются.
Второе препятствие – Обама очень не хочет окончательно сжигать все мосты с Россией. Он заложил для себя термин "перезагрузка отношений", и переступить через него психологически ему очень трудно. Он – очень редкий пример американского президента-пацифиста. Тем не менее, Америка в своих действиях оказалась намного более радикальной, чем весь Европейский союз вместе взятый, поэтому тут их не в чем упрекать.
Есть также проблема Сирии. Там сложилась неустойчивая ситуация, в которой появились новые угрозы. Пока там не появилась армия Исламского государства, там было противопоставление: правительство Асада, которого активно поддерживает Россия, и демократические повстанцы, которых поддерживают США и весь цивилизованный мир. Была достигнута договоренность о резком сокращении поставок оружия – и от России, и от США и союзников – как в Сирию, так и в другие страны, где возникают конфликты. Для США было важно, чтобы Асад не получил мощное российское вооружение, потому что это привело бы к колоссальным новым жертвам. Для россиян тоже было важно контролировать систему военной помощи, которую США предоставляет в разных частях мира. Но сейчас, когда появился фактор Исламского государства, эти договоренности становятся не совсем актуальными – там появился новый игрок, который начинает доминировать.
И третий момент – чисто финансовый. Всегда хочется немножко сэкономить. Нам никто не запрещает покупать оружие – против Украины санкций нет. Украина может покупать оружие, где только захочет, в том числе в США. Речь идет о предоставлении нам оружия в кредит, на льготных условиях или вообще бесплатно. Но никто особенно не рвется продавать оружие дешево или отдавать бесплатно, в том числе и США.
Помощь будет нам предоставляться, но рассчитывать на то, что это произойдет в ближайшие три месяца, которые определяют все, не приходится.
-Допустим, завтра Украина получает летальное оружие из США. Насколько серьезно это усилит нашу армию? Спровоцирует ли это Путина на полномасштабное вторжение в Украину?
-Нет, это как раз немного сдержит Путина. Он наткнулся на сопротивление в Украине и на такое соотношение военных потерь, на которые он абсолютно не рассчитывал. Путин думал, что население в Украине будет радостно приветствовать российских военных, а тут оказалась совсем другая ситуация. Дополнительное вооружение, которое еще серьезнее изменит соотношение потерь, кардинально все изменяет. Поэтому, я думаю, в России будет много жестких заявлений на этот счет, но вряд ли это станет фактором провокации.
Весь вопрос сводится к тому, о каком именно летальном оружии будет идти речь. Мы заявили о том, что мы хотим получить. Получим ли мы то, что хотим, или что-то другое – вопрос. В принципе, ничто не будет лишним, но если речь идет о стрелковом вооружении – его у нас и так достаточно. Если речь идет о танках, БМП, БТР и всем остальном, что США выводит из Афганистана и других точек и списывает – это тоже полезно для нас. Но помощь, которая может очень серьезно беспокоить Россию – это беспилотники высокого горизонта, которые могут нести ракетное оружие. Такие в США есть, потолок – 18 километров, точность попадания – до нескольких метров. Это остановка российских колонн, которые входят в Украину, ракетных установок и прочего. И колоссальные жертвы для них.
ПАВЕЛ РУДЯКОВ, директор информационно-аналитического центра "Перспектива"
-Дадут ли Штаты Украине летальное оружие?
-Я думаю, рано или поздно дадут, но это будет не раньше конца лета или осени.
-Почему так поздно?
-То, что озвучивает Маккейн – это радикальная позиция, и он имеет на нее право. Но есть и другая позиция, более нейтральная – результирующая позиция государственного руководства во главе с президентом США. Эта позиция проукраинская в своей основе. Тем не менее, она должна быть безукоризненной с точки зрения мнения американского политического класса и общественности. Для общественности Америки всегда была важна аргументация того или иного шага. Кроме того, этот шаг для США все-таки серьезный.
Неофициальные поставки летального оружия в Украину, как я понимаю, либо уже начались, либо вот-вот начнутся. Это отдельная история.
Читайте: В США обеспокоены российской угрозой: с бандитами вроде Путина вежливо не общаются
-Можно поподробнее о неофициальных поставках?
-Это мое предположение. Мне кажется, что такое оружие у украинской армии или уже есть, или вот-вот будет - идет подготовка к тому, чтобы личный состав имел возможность воевать с обновленным вооружением. Но для того, чтобы такие вещи пошли публично, чтобы американское руководство могло объявить, что мы идем на этот шаг, должен быть повод. Единственный повод – это доказательство пребывания российских войск на территории Украины. Пока стопроцентного доказательства с нашей стороны и со стороны американских разведывательных служб не будет, такой шаг не будет предпринят.
-Вы считаете, что еще мало доказательств присутствия российских войск в Украине?
-Тех доказательств, которые можно предъявить американцам на своем уровне, явно недостаточно. Оружие рано или поздно будет предоставлено, но для этого должна быть проведена подготовительная работа, прежде всего, со стороны США.
-Штаты чего-то ждут, мы тоже чего-то ждем, в это время Россия ничего не ждет, а активно наступает. Что мы можем делать в этой ситуации? Сможем ли мы справиться с проблемой до того, как нам на официальном уровне будет предоставлено летальное оружие?
-У Украины позиция с точки зрения ее активности, безусловно, уязвима. Мы лишены возможности предпринимать какие-то самостоятельные активные действия, поскольку для этого у нас не хватает ресурсов – ни военно-технических, ни внутриполитических, ни, тем более, геополитических.
Вместе с тем, с точки зрения оборонительной тактики у нас достаточно ресурсов – для этого не нужно пересчитывать единицы бронетехники, анализировать подготовку личного состава и т.д. Чтобы удерживать статус-кво с тем расчетом, что ситуацию надо финансировать, обеспечивать, поддерживать и организовывать до конца 2015 года - для этого ресурсы есть. Но, мне кажется, в общественном мнении господствует уничижительная оценка того, чем мы располагаем, в том числе по линии министерства обороны, министерства внутренних дел.
То есть удерживать позиции мы могли бы, но для этого нам не хватает одной очень важной составляющей: единства политического класса и государственного руководства. Плюс в скобках идет коррупция. Тут у нас есть пробел, который не дает в полной мере использовать ресурсы, которые есть в наличии. Один из наших недостатков – слабая работа внешнеполитического ведомства и спецподразделений, которые сопровождают работу дипломатов. Тут есть возможности для усиления.
Читайте: Обострение в зоне АТО: пойдет ли Путин в наступление
-Какой может быть реакция официального Кремля на поставки в Украину летального оружия из США?
-Есть модель присутствия РФ во всей истории, которая происходит на востоке Украины. Вариант-максимум – это "Новороссия", которая значительно могла бы превосходить по территории то, что сегодня ограничено зоной АТО. Минимальный вариант – Россия остается великой региональной державой, но не более того.
Поэтому тут реакция России прогнозируема: РФ должна будет стать более осторожной в действиях, которые могут быть квалифицированы как предоставление "ДНР" и "ЛНР" военно-технической помощи, и активно настроиться на поиск компромиссов. Как я понимаю, в настоящий момент Россия не против того, чтобы ситуация, которая сейчас сложилась на Донбассе, тянулась без каких-то резких движений.