УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Расследование СМИ: битва за "Житомирские ласощи". От 90-х до сегодня

9,0 т.
Расследование СМИ: битва за 'Житомирские ласощи'. От 90-х до сегодня

Депутат Верховной Рады от "Народного фронта" Сергей Пашинский начинает уже реально раздражать министров от "Народного фронта" своими неадекватными замашками и потребностями, считает председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин. Об этом говорится в расследовании вокруг попытки рейдерского захвата Житомирской кондитерской фабрики на ua1.

Согласно материалу, ситуация вокруг Житомирской кондитерской фабрики - не корпоративный конфликт, а рейдерство под политическим прикрытием.

С 1993 года Житомирская кондитерская фабрика была приватизирована работниками и оформлена в Закрытое акционерное общество "Житомирские ласощи". Тогда же появились и американские инвесторы. Юрий Лещинский, Роман Кацнельсон и Аркадий Половик поставляли сырье по завышенным ценам/

В 99-м они от имени некой компании Cobisco Union Inc получили 45% акций фабрики путем поставки оборудования по завышенной стоимости. Инвестировалось только устаревшее оборудование, которое через год было просто демонтировано. Пакет акций стоил 700 тысяч долларов, Лещинский и компания получили за старую производственную линию и несколько ржавых КАМАЗов. При этом, акционером фактически стала несуществующая компания, ведь она была создана на 2 недели позже, чем стала владелицей акций (Cobisco получила акции 2 февраля 1999 года, а саму компанию создали только 16 февраля).

Остальные акции постепенно скупалась. Фактически Лещинский и его партнеры занимались вымыванием средств фабрики и их выводом в оффшоры, на подставные компании в разных странах. Цель схемы проста - чтобы не платить налоги ни в Украине, ни в США.

В 2006 году одним из совладельцев фабрики стал американский инвестор Игорь Бойко. Как он рассказывает, Лещинский сам едва не уговаривал его зайти в бизнес. По словам Бойко, предприятие было в запущенном состоянии, практически вся работа была ручной, объем производства очень мал, а оборудование устаревшее.

В 2006-м Бойко регистрирует швейцарскую компанию "Delta Capital". Ее акционерами стали Бойко, Лещинский и Кацнельсон, распределив между собой по 33% акций. Далее, выкупив все акции фабрики, Бойко получил генеральную доверенность на управление предприятием.

По предложенной Лещинским схеме, Игорь Бойко официально перечислил за акции $1 млн. на Delta Capital. Другие же 19 миллионов были перечислены на различные оффшорные компании и частные счета Лещинского и Кацнельсона/

В конце 2009 года Игорю Бойко должны были передать все акции, однако в бизнес вмешалась политика. На тогдашних президентских выборах Бойко поддерживал Юлию Тимошенко и отличился тем, что не допустил на фабрику Януковича для агитации. После поражения Тимошенко началась атака на "Житомирские ласощи". Лещинский при поддержке регионалов решил просто "кинуть" бывшего партнера на 20 миллионов долларов.

Появление Пашинского

Возникает вопрос: к чему в этой истории нардеп Сергей Пашинский? Именно его руководство фабрики сейчас обвиняет в рейдерском захвате. Как оказалось, Пашинский в 2010-м защитил предприятие от регионалов. Однако - не бесплатно.

15% акций Житомирской кондитерской фабрики - столько захотел Пашинский за свою помощь. Вместо этого он пообещал предоставить своих юристов. Ими оказались Татьяна Этенко, сестра жены Пашинского, и ее муж Евгений Дорошенко. С ним и был подписан партнерский договор на те же 15%.

Пашинский потребовал, чтобы часть акций фабрики перевели из UniCredit Bank в АгроКомБанк. Его совладельцем была уже известная Татьяна Этенко - сестра жены Пашинского.

Читайте: Чорновол захватила авто с надписью "Пашинского – в тюрьму!": нардепу вызвали психиатров

Так, в реестре акционеров фабрики появилась компания "Крем-карамель Лимитед", которая принадлежит семье Пашинского. Именно ее по генеральной доверенности представляли родственники Пашинского - Этенко и Дорошенко.

В 2010 году новый закон требовал перевести закрытые акционерные общества в другие правовые формы. Такая юридически-правовая форма, как ЗАО, перестала существовать в Украине. На собрании акционеров "Житомирские ласощи" превратились в Общество с дополнительной ответственностью "ЖЛ" (ОДО "ЖЛ"). В это время родственники Пашинского работают в юридическом отделе фабрики.

Через несколько лет семья Пашинского через Этенко и Дорошенко решает забрать свои деньги и выйти из бизнеса. За 15% фабрики они получают около 9 миллионов 800 тысяч долларов. В эту сумму вошли: транспортная компания "Ренессанс Логистик" стоимостью 4 млн 900 тыс. долларов, три квартиры во Львове стоимостью 1,5 млн долларов и 3 миллиона 400 тыс. долларов, которые перевели на счета Татьяны Этенко и выплатили наличными.

Накануне Пашинскому стало мало 15% и он захотел стать равноправным владельцем фабрики с 50% акций. Однако, получив отказ, Пашинский обиделся и решил во что бы то ни стало забрать кондитерскую фабрику у владельца.

Сама Татьяна Этенко и ее муж Евгений Дорошенко сейчас игнорируют все вопросы журналистов относительно этой истории и об их связи с Сергеем Пашинским. Не были рады журналистам и в имении Татьяны Этенко в поселке Гора под Киевом. В смс-переписке Этенко заявила, что отказывается от комментариев.

Читайте: Журналисты показали, в какой роскоши живет "фронтовик" Пашинский и его семья: опубликовано видео

По словам руководства фабрики, Пашинский и члены его семьи получили за 5 лет более 10 миллионов долларов.

После прихода к власти партии Пашинского в 2014 году нардеп начинает активно готовиться к рейдерскому захвату фабрики. Первым звонком было бесследное исчезновение юриста фабрики Александра Петренко 27 февраля 2015 года. Перед этим Петренко неоднократно звонил криминальный авторитет Саша Кот, угрожал и требовал определенные документы фабрики. Этого криминального авторитета связывают с деловым партнером Пашинского Сергеем Тищенко.

27 ноября 2015 года ОДО "ЖЛ" исчезает из реестра юридических лиц. Работа предприятия полностью блокируется.

Добилась отмены регистрации огромного предприятия пенсионерка Нина Грущак, которая была миноритарным акционером фабрики до 2003 года. При этом бабушка просто таки "на ходу" меняла прописки, подавая иски в суд сначала в Полтаве, а затем в Тернополе. Там и нашелся "правильный" судья, который на первом же слушании удовлетворяет иск об отмене регистрации ОДО "ЖЛ".

На первый взгляд, за фабрику, вроде бы, борется бывший акционер Юрий Лещинский. История его незаконного прихода на фабрику в далеком 1993 году также описана в расследовании. Юрий Лещинский стал акционером, инвестируя в производство несколько старых списанных линий для производства продукции, что подавалось как многомиллионные инвестиции.

Позже Лещинский попросту размыл акции коллектива, инициируя постоянные эмиссии акций и поставляя сырье через свои фирмы-пустышки по завышенным ценам. Когда с предприятия брать было нечего – Лещинский решил выполнить условия предварительных договоренностей с Бойко и продать последнему акции.

Но в результате, получив деньги за акции, переоформлять их Лещинский не спешил, а позже и вовсе отказался. Вышеуказанные действия Лещинского и стали причиной корпоративного спора в 2010 году. Так вот, информацию про борьбу Лещинского за предприятие распространяют сами рейдеры. Но в борьбе Лещинского за "восстановление своих прав" все суды странным образом выигрывает пенсионерка Грущак, которой никто не видел.

И самого Лещинского в Украине нет. Он только записывает по скайпу видеообращение, читая явно написанный кем-то текст с экрана компьютера. Создается впечатление, что в этой нечестной игре кто-то просто использует пенсионерку Нину Грущак и господина Лещинского для отвода глаз от реального организатора рейдерского захвата, а именно нардепа от "Народного фронта" Сергея Пашинского.

Читайте: Захват Пашинским "Житомирських ласощів": на предприятии заявили о ранениях сотрудников

Решение Тернопольского суда, которое даже не вступило в законную силу, выполняет государственный регистратор Вячеслав Лоханчук. Находясь на больничном, он будто по команде приходит на работу и удаляет из базы ОДО "ЖЛ".

Регистратор Лоханчук восстанавливает в реестре ЗАО "Житомирские ласощи" - правовую форму фабрики до 2011 года. То, что такой формы уже не существует - не беда. А дальше рейдеры "взломали" пароли доступа нотариуса в Днепропетровской области и перерегистрировали имущество ОДО "ЖЛ" на несуществующее ЗАО "Житомирские ласощи".

"Такой формы собственности как закрытое акционерное общество сейчас в Украине нет. И фактически такое юридическое лицо не является правосубъектным. Оно не может заключать сделки, выступать стороной в договорах, нанимать работников и т.д." - объясняет адвокат Андрей Левковец.

Кроме того, регистратор незаконно назначил директором ЗАО "Житомирские ласощи" Александра Рогаля, несмотря на то, что такой должности в ЗАО даже не существовало. До этого Рогаль работал директором близкого к Пашинскому предприятия "Житомирторф". Сейчас он спокойно разгуливает с фактически поддельными документами. Он не может объяснить, как стал директором ЗАО, ведь решения собрания акционеров у него просто нет.

Местное управление юстиции и Минюст признали незаконность действий своего подчиненного регистратора, однако это не помогло. Сам виновник уже исчез, а полиция его искать не спешит.

Читайте: Пашинский подарил: в сети высмеяли дорогую сумку Чорновол

Между тем, юристы фабрики получили решение суда, который постановил вернуть ОДО "ЖЛ" в Единый госреестр юридических лиц. Однако добиться этого так и не смогли - все регистраторы области внезапно "заболели". Около госрегистраторов были замечены "титушки", которые "фильтровали" посетителей.

Руководство и работники фабрики обивали пороги Минюста в Киеве. Даже были у дома самого министра Павла Петренко. Не увидев реакции, они заподозрили его самого в покрытии незаконных действий.

Апогей конфликта произошел под Новый год. 30 декабря на фабрику напали около 400 "титушек" в масках, с арматурой, щитами и свето-шумовыми гранатами. Бандиты разгромили лабораторию, разворовали склады, поломали оборудование. Только через 3 дня работники фабрики сами выгнали их с территории. Полиция полностью бездействовала. А порой даже помогала преступникам.

Сотрудники полиции охраны по-приятельски общались с "титушками" и не прекращали их противоправные действия. Как оказалось позже, был подписан договор на охрану с фиктивным предприятием ЗАО "Житомирские ласощи" и его псевдодиректором Рогалем.

В центральном же Департаменте полиции охраны не видят проблем в заключении договора с фиктивным предприятием. Для этого вполне достаточно незаконной записи в реестре. В то же время там признали, что полиция охраны должна пресекать противоправные действия. Почему же этого не было сделано - ответить не смогли.

В полиции Житомирщины также не могут адекватно прокомментировать свое бездействие. Во время нападения неизвестных на фабрику полиция не обнаружила противоправных действий. Видео нападения "титушек" на фабрику тоже не смущает полицию. При этом руководство фактически признает, что это "титушки" со стороны Александра Рогаля.

В ночь с 4 на 5 января фабрику снова атакуют 300 бандитов. На этот раз у них еще больше оружия. Здесь правоохранители сработали четко и арестовали 134 нападающих. По версии полиции, у большинства - криминальное прошлое. Но есть и другие данные. За несколько минут до нападения работники фабрики видели, как из милицейского автобуса "титушкам" выдавали помповое оружие.

Председатель правления фабрики Игорь Бойко утверждает, что на этот раз фабрику захватывали не титушки, а переодетый в гражданское бывший "Беркут". За это спецназовцам пообещали легкую переаттестацию и перевод в новую полицию. Может, именно по этой причине задержанным приписывают просто "хулиганство" и отпускают, несмотря на очевидные признаки разбоя с целью завладения имуществом в крупных размерах.

Читайте: Раскрыта роль Пашинского в преступной схеме по продаже "нефти Курченко"

Нацполиция и МВД игнорирует запросы журналистов и просьбы оценить работу житомирского управления и их бездействие. Направляют за комментариями туда же, в Житомир. Председатель Нацполиции Хатия Деканоидзе три недели не могла найти время для комментария. Хотя в то же время радостно встречалась с зарубежными журналистами.

В материале подытоживается, что единственная надежда - это Национальное антикоррупционное бюро. Сейчас там расследуют причастность к рейдерскому захвату нардепа Пашинского и министра юстиции Петренко. Однако удастся ли привлечь Сергея Пашинского к ответственности в этом деле - эксперты настроены скептически. В то же время, по прогнозам, Народный фронт будет избавляться от Пашинского из-за его "неадекватных замашек".

"По нашему мнению, это один из самых неприятных парламентских депутатов, который влияет на принятие решений сейчас в коалиции. Я думаю, он начинает уже реально раздражать также министров от "Народного фронта" своими неадекватными замашками и потребностями. Пашинский переоценивает свою неприкосновенность, он менее умный, чем был Клюев и компания, и более наглый. Если "Народный фронт" вынужден был избавиться от Мартыненко, то, я думаю, Пашинский очень скоро вылетит из этой обоймы также", - рассказал председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.

Сейчас имя Пашинского фигурирует в нескольких рейдерских скандалах: кроме Житомирской фабрики, сообщалось о его участии в захвате Одесского НПЗ, Украинской национальной лотереи, кировоградской сельхозкомпании "Ассоциация "Южная" и рынка "7 километр".

Читайте: "Фронтовика" Пашинского поймали на кнопкодавстве: фото- и видеофакт