УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Память об Оксане Макар

Память об Оксане Макар

Ровно год назад, в ночь с 9 на 10 марта 2012 года, трое жителей Николаева изнасиловали, пытались задушить и заживо сжечь 18-летнюю Оксану Макар. После адских пыток девушка чудом выжила – вечером 10 марта в горе строительного мусора ее нашел случайный прохожий. Вскоре о николаевской трагедии узнали как в Украине, так и за ее пределами. 29 марта от полученных ран Оксана скончалась в Донецком ожоговом центре.

Судьбы убийц

Трое подозреваемых в насилии над Оксаной Макар были задержаны через несколько дней после трагедии. Сегодня имена зверских убийц девушки знает весь мир:

Евгений Краснощек

Максим Присяжнюк

Артем Погосян

Сразу после задержания против двоих задержанных возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 152 УК (изнасилование, совершенное группой лиц); в отношении третьего - по п. 9 ч. 2 ст. 115 и ч. 3 ст. 152 (убийство, совершенное с целью сокрытия другого преступления, сопряжённое с изнасилованием). В тот же день пострадавшая Оксана Макар дала показания следователю. Была проведена судмедэкспертиза. Ее результаты показали, что девушку насиловали все трое, в том числе и в неестественный способ.

Девушка скончалась 29 марта, а расследование резонансного дела закончилось в июне. Приговор Краснощеку, Присяжнюку и Погосяну Центральный районный суд Николаева вынес 27 ноября. Правосудие признало обвиняемых виновными по всем пунктам обвинения (изнасилование и убийство, совершенное с особой жестокостью группой лиц по предварительному сговору), и приговорило: Евгения Краснощёка — к наказанию в виде пожизненного лишения свободы; Максима Присяжнюка — к наказанию в виде 15 лет лишения свободы; Артема Погосяна — к наказанию в виде 14 лет лишения свободы.

Приговором суда обе стороны остались недовольны. Мама Оксаны Макар сообщила, что будет требовать пожизненного заключения для убийц дочери. А спустя год после трагедии адвокат Максима Присяжнюка Антон Долгов рассказал, что в апреле 2013-го по данному делу будет рассматриваться апелляция. Защита настаивает на смягчении приговора всем троим.

"Парни по-прежнему находятся в СИЗО Николаева. Здоровье, например, моего подзащитного Максима Присяжнюка неважное - у него больное сердце и повышенное давление", – совсем недавно заявил Долгов.

Мать или сутенер?

После смерти Оксаны Макар вокруг ее матери Татьяны Суровицкой вспыхнуло немало скандалов. Один из них касался нецелевой растраты денег, которые украинцы в свое время жертвовали на лечение Оксаны.

Николаевская правозащитница, руководитель приемной Украинской Хельсинской группы в Николаеве Елена Кабашная заявила, что Суровицкая приобрела в родном городе несколько квартир. Установить факт приобретения жилплощадей, по словам Кабашной, удалось с помощью проверки соответствующих документов в БТИ.

"Причем, не исключается покупка еще пары-тройки квартир, оформленных на бабушку-дедушку Оксаны Макар. А наши активисты в последнее время видели Суровицкую на ул. Южной (неподалеку располагается купленная ею квартира. – Ред.)", - рассказала Кабашная.

Руководитель приемной Украинской Хельсинской группы в Николаеве также сообщила: в квартирах Суровицкой уже сделан дорогостоящий ремонт. О наличии техники свидетельствуют чеки из магазина, где мать покойной Оксаны Макар якобы приобрела плазменный телевизор за 15 тыс. гривен.

Про одну из квартир Татьяны Суровицкой - шикарную "трешку" на ул. Николаевской, 5, Кабашная подробно рассказывала в СМИ.

"Татьяна купила ее недавно, уже сделала шикарный ремонт. Все за те деньги, что люди на лечение Оксаны собирали. Николаевские врачи потратили 27 тысяч гривен, а Татьяна вернула им 2 тысячи. Все лечение в Донецком ожоговом центре спонсировал фонд Рината Ахметова", - заявляла николаевская правозащитница.

Новая квартира Суровицкой. Фото Надежды Штупун

Жители первого подъезда дома на ул. Николаевской, 5 неоднократно подтверждали в СМИ, что Суровицкая действительно является их соседкой.

У Татьяны, по их словам, есть молодой сожитель и легковая машина марки "Дэу".

Сама Суровицкая слухи о покупке недвижимости, как и наличие молодого любовника, всегда отрицала.

"Это заявление с квартирами кому-то выгодно. Не знаю, кому. У меня есть квартира в городе Луч, где живет мама и брат", - сообщала николаевским журналистам мама Макар.

По словам Татьяны, почти все деньги, которые украинцы пожертвовали на лечение ее дочери, после смерти Оксаны были переданы для восстановления сил еще одной жертвы насилия Александры Поповой. Почти 4 тыс. долларов из благотворительной суммы Суровицкая оставила себе.

"3700 долларов я оставила себе на сигареты и на жизнь. Я нигде не работаю, и мне нужно за что-то жить. А остальные - 80 тысяч долларов - отдала немецком меценату Райке Опитц. Он приложил свои деньги и купил аппарат для Саши Поповой. Правда, говорят, тот аппарат стоит 20 тысяч гривен", - комментировала Татьяна.

После смерти Оксаны, помимо судьбы денег, которые вся Украина собирала для спасения жизни девушки, в СМИ также всплыл факт причастности Татьяны Суровицкой к разгульной жизни дочери.

Толчком для массового осуждения Суровицкой стало заявление директора школы-интерната, где содержалась Макар. Педагог заявила, что в феврале 2007 года обращалась в милицию с просьбой расследовать факт интимной связи девочки, которой тогда не было и 13 лет, со взрослыми мужчинами. По словам директора интерната, 13 февраля 2007 года Оксану передали матери, а уже 24 февраля девочка сбежала от нее. По мнению педагога, Суровицкая не занималась воспитанием дочери, и рассказала, что, как ей стало известно, "дядя Володя" (отчим Макар. – Ред.) часто насиловал Оксану. Сама Суровицкая этому, якобы, не препятствовала.

Информацию о ранних половых связях дочери Татьяна неоднократно отрицала. На одном из судов, Суровицкая заявила, что, живя в Киеве, Оксана два года встречалась с парнем, но и с ним "редко вступала в половые отношения".

Так Татьяна Суровицкая выглядит сегодня

Ровно через год после смерти Оксаны Макар Татьяна Суровицкая сообщила журналистам газеты "Сегодня", что хочет родить еще одного ребенка. Женщину больше не интересуют разнообразные обвинения в ее сторону. Татьяна призналась, что хочет начать жизнь заново.

"Я собираюсь родить ребенка, сейчас пью лекарства, чтобы забеременеть. Все сделаю ради этого, ведь, потеряв ребенка, я потеряла будущее. Сейчас заказала своей дочери памятник. Он будет в виде плащаницы с Божьей матерью из черного мрамора, будет установлен между 20 мая и 1 июня", — сообщила Суровицкая.

Также Татьяна добавила – ей, как и раньше, нужны деньги.

"Сейчас мне нужны деньги, реквизиты карточки остались прежними и не буду против, если мне будут присылать деньги, ведь я в долгах, как в шелках. Да, поменяла номер мобильного, но из-за того, что старый кто-то прослушивал. Вы знаете, за этот год милиция даже открывала на меня два дела (якобы втягивала Оксану в проституцию. — Ред.), но потом закрыла", – сказала она.

Несмотря на материальные сложности, нынешние дела у Татьяны Суровицкой идут вверх. Недавно все 5 уголовных дел (торговля людьми, сутенерство и тд. – Ред.), открытых против мамы покойной Оксаны Макар по инициативе правозащитницы Кабашной, милиция г. Николаев закрыла.

Мама Оксаны, как и трое убийц девушки, ожидает апрельского слушанья в Апелляционном суде.

Активисты защиты Оксаны Макар обещают устроить громкие митинги и акции протеста в случае, если правосудие смягчит приговор Краснощеку, Присяжнюку или единственному так и не признавшему свою вину Погосяну.