УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как убивали Щербаня. Реконструкция

Как убивали Щербаня. Реконструкция

"Самое сенсационное убийство в Донбассе", "Кровавое воскресенье в Донецком аэропорту", "Люди гибнут за метал. И за газ". Подобными заголовками пестрели газеты в понедельник, 4 ноября 1996 года, да, собственно, и несколько следующих недель.

Накануне – 3 ноября – в Донецком аэропорту расстреляли народного депутата Украины, президента транснациональной корпорации "Атон", члена управляющего совета Либеральной партии Украины, одного из самых богатых украинцев того периода – Евгения Щербаня.

Для Донецка – это было не первое заказное убийство, но, наверное, самое громкое и наглое. Депутата расстреливали средь бела дня, на глазах у свидетелей, на территории охраняемого летного поля. Вместе с Щербанем убили его жену и случайно оказавшихся рядом работников аэропорта. Целым остался только сын Щербаня - Руслан. Действовали быстро, так же быстро покидали место преступления – пока никто ничего не успел сообразить.

Попробуем восстановить картину произошедшего 3 ноября 1996 года в аэропорту Донецка.

Евгений Щербань с женой Надеждой Никитиной и сыном Русланом возвращались из Москвы с празднования серебряной годовщины свадьбы известного певца и друга семьи Йосифа Кобзона. Самолет ЯК-40 "Донецких авиалиний", выполнявший рейс "Москва (Внуково) – Донецк", приземлился в аэропорту в 12.15.

Как рассказал "Обозревателю" Руслан Щербань, самолет, как всегда, остановился на первой стоянке, расположенной ближе всего к аэропорту – випы ей отдавали предпочтение потому, что сюда можно было подогнать к трапу машину.

Киллеры заехали на территорию летного поля на 99-ой "Ладе". Как потом выяснило следствие, это были члены так называемой банды Кушнира, которая промышляла разбоем и убийствами в середине 90-х и славилась своей жестокостью. К убийству они готовились несколько месяцев.

Охраннику на въезде одетый в форму капитана милиции водитель машины – Валерий Пушкарев – показал фальшивое удостоверение. Вохровец пропустил девятку.

Двое исполнителей заказа – Вадим Болотских и Геннадий Зангелиди – вышли из машины и пешком пошли к самолету. Они были одеты в форму работников гражданской авиации. Водитель остался ждать их в машине.

Сам Евгений Щербань "Ладу" увидел из самолета. "Лишь бы без наручников", – еще пошутил по этому поводу политик.

Когда самолет остановился, Щербань с женой и сыном спустились по трапу и подошли к "Шевроле", которое их встречало. Из самолета начали выгружать багаж. Щербани стояли рядом с машиной.

Болотских с ТТ в руках появился из-под левого крыла самолета, из-под правого – вышел Зангелиди.

Болотских сделал несколько шагов по направлению к Евгению Щербаню, тот повернулся. Жертва и киллер оказались лицом к лицу. Болотских через секунду дважды выстрелил Щербаню прямо в лоб.

Жена Надежда с криком: "Помогите!" - бросилась на убийцу. Болотских застрелил и ее (хотя во время следствия это отрицал). Руслан Щербань в это время пытался оттащить тело отца за автомобиль.

Тут не выдержали нервы у Зангелиди и он открыл беспорядочную стрельбу из пистолета-пулемета "Аграм-2000" по всем, кто оказался рядом. Под его шальные пули попали авиатехник аэропорта Гапчич, бортмеханик Кировоградского предприятия Шеин, инспектор таможенного поста Радченко и даже его подельник Вадим Болотских. Первые два – погибли. Зангелиди сделал попытку догнать спрятавшегося за машиной Руслана Щербаня, но бросил эту затею. Оба киллера развернулись и побежали к машине.

Доехав до запасных неохраняемых ворот аэропорта, преступники подожгли авто и перелезли через ограждение. Там их уже ждали другие члены банды. Раненого Болотских буквально перетягивали через забор. В Донецке ему оказали медпомощь, через две недели перевезли в Луганск, и уже оттуда он переехал в Москву.

Двое из трех киллеров не надолго пережили свою самую известную жертву. Тело Зангелиди с двумя огнестрельными пулями обнаружили в Пуща-Водице под Киевом в 1998-м. Погиб и Пушняков. Непосредственный убийца Евгения Щербаня – Вадим Болотских – был задержан и приговорен в 2003 году к пожизненному заключению.

В начале апреле 2012 года Болотских по просьбе прокуратуры этапировали из Славяносербской исправительной колонии Луганской области, где он отбывал срок, в Киевское СИЗО. Генпрокуратура готовится предъявить обвинение Юлии Тимошенко и Павлу Лазаренко в причастности к убийству Евгения Щербаня. Единственный доживший до сегодняшнего дня киллер в этом деле оказывается особо важным источником информации. Но захочет ли он что-то говорить? Или жизнь – пусть даже в тюрьме – ему будет дороже?

Читайте все материалы по расследованию дела Евгения Щербаня.