С судом, но без следствия. Кто же все-таки разгонял Майдан?
Двухмесячные поиски виновных в избиении студентов на Майдане Незалежности в ночь на 30 ноября, похоже, закончены. Во вторник, 13 февраля, в СМИ появилась информация, что с экс-главы КГГА Александра Попова и заместителя секретаря СНБО Владимира Сивковича сняты все обвинения. "Обозреватель" попытался разобраться в хитросплетениях правосудия по-украински и узнал, как отреагировали на оправдание суда представители оппозиции.
Подозреваемые "по назначению"
Практически через два месяца после отстранения от должностей подозреваемых в организации избиения "Беркутом" мирных митингующих на Майдане Независимости в ночь на 30 ноября информационное пространство взорвала новость: по крайней мере, двоих из пяти фигурантов возбужденного по этому поводу уголовного дела – Попова и Сивковича – Печерский районный суд полностью оправдал и закрыл уголовное производство. В Генеральной прокуратуре такое решение суда объяснили действием закона об амнистии для участников Евромайдана. Судя по всему, украинская Фемида по какой-то одной только ей известной причине причислила Сивковича и Попова к участникам Майдана.
Отстраненных Януковичем 14 декабря от занимаемых должностей главу КГГА Александра Попова, заместителя секретаря СНБО Владимира Сивковича и начальника столичной милиции Валерия Коряка злые языки сразу окрестили "козлами отпущения". Масла в огонь подлили и просочившиеся в сеть протоколы допросов подозреваемых, в которых они заявляли, что исполняли приказы вышестоящих чиновников.
Читайте: СМИ: Сивкович может возглавить СНБО
"Их сделали крайними. Истинные виновники остались вне рамок уголовного производства. Их просто сделали жертвами для того, чтобы просто успокоить определенные группы людей", - считает правозащитник Эдуард Багиров.
Он уверяет: в любой другой ситуации названные на допросах люди автоматически попали бы под следствие.
Несмотря на широкий резонанс, последняя информация об отстраненных президентом Попове, Сивковиче и Коряке прозвучала 16 декабря, когда Генпрокурор Виктор Пшонка пообещал "посадить" их под домашний арест. Но о том, действительно ли судом была избрана такая мера пресечения в отношении подозреваемых чиновников, общественность так и не узнала. Как и о том, на какой стадии пребывает расследование обстоятельств разгона.
Впрочем, особой заинтересованности в судьбе подозреваемых в лагере оппозиции также не наблюдалось. То ли из-за стремительного развития событий, когда новые столкновения митингующих и милиции оказались важнее, чем то, где именно ждут суда подозреваемые чиновники. То ли потому, что оппозиция изначально не особо верила в вину избранных властью "козлов отпущения".
О чем молчала прокуратура?
"Обозреватель" решил поинтересоваться ходом следствия в Генпрокуратуре. Мы отправили запрос с просьбой поделиться информацией о результатах расследования и избранных в отношении подозреваемых мерах пресечения еще 13 января. Но не получили не только ответа, но и отписки. По телефону же нам объясняли сначала, что над нашим запросом работают, потом – что "с того времени было уже много брифингов и пресс-конференций", что, по мнению сотрудников пресс-службы ГПУ, освобождало их от предусмотренной законодательством обязанности отвечать на журналистские запросы. Еще позже – что наш запрос попросту потерялся.
Сколько-нибудь внятной информации о ходе следствия не смогла добиться даже созданная 16 января временная следственная комиссия Верховной Рады, возглавляемая нардепом Геннадием Москалем.
"Противодействие сумасшедшее. Ежедневно по 10 раз обращаемся. Сегодня 5 запросов на имя генпрокурора написали. К слову, ответ на запросы временной комиссии ВР предусмотрен Уголовным кодексом и является обязательным. Если не отвечают - наступает уголовная ответственность. Мы же получаем формальные отписки и из ГПУ, и из МВД, где они ссылаются на большой объем работы. Вместо 10 дней, предусмотренных законом для ответа, продлевают на 30", - рассказывает Москаль.
Пока в ГПУ хранили гробовое молчание – подобную тактику избрали и подозреваемые. "Думаю, что тут некий паритет и со стороны следствия, и со стороны обвиняемых. И те, и те пока молчат, потому что это может затронуть интересы очень высокопоставленных чиновников в нашем государстве. А этого никто не хочет", - подозревает Багиров.
В ожидании суда
Мы попытались узнать, чем занимается в ожидании завершения расследования Владимир Сивкович. В его приемной нам в довольно резкой форме заявили короток: "Информации для вас нет". А вот в Апарате СНБО сообщили, что на рабочем месте Сивкович не появлялся с 13 декабря – последнего рабочего дня перед появлением Указа президента о его отстранении. Также добавили, что на время отсутствия Сивковича его обязанности были возложены на первого заместителя секретаря СНБО и что вопрос о возможном восстановлении Сивковича в должности будет решать президент.
В то же время, в СНБО подчеркнули, что он именно отстранен, а не находится, к примеру, в отпуске. Сам же Сивкович, уже после обнародования решения суда, заявил журналистам, что сейчас "на больничном" и что о дальнейших своих действиях подумает после выздоровления.
О том, чем занимается во время вынужденного "прогула" Валерий Коряк информации еще меньше. Никто не смог с уверенностью подтвердить, что Коряк находится в Киеве. В главке столичной милиции его не видели со дня обнародования указа о его отстранении. Интересно, что даже спустя два месяца, в течение которых обязанности начальника киевской милиции исполняет начальник МВД Киевской области, на сайте как столичного ГУ МВД, так и МВД Украины Коряк до сих пор значится как начальник главка.
Геннадий Москаль делится собранной информацией с "Обозревателем": "Мы написали к господину Захарченко, уволен ли вообще Коряк из органов, потому что мне говорят работники, что он не уволен, а просто отстранен от должности. Нет ответа. Сивкович выполняет функции заместителя председателя СНБО. Федчук, который находится под подозрением, зам по общественной безопасности (отстраненный от должности) – с 19 января по сегодняшний день руководит на Грушевского "Беркутом", охраной общественного порядка".
Единственный, кто в этой ситуации действительно уже поплатился должностью, – это Попов. О нем удалось собрать больше всего информации. Рождественские праздники провел в родном Комсомольске на Полтавщине, где был замечен за покупкой подарков. Остальное время Попов проводил либо в Киеве, либо на даче в Пуще-Водице, а также лечил зубы.
Сейчас Попов крайне неохотно дает комментарии.
"Мы приняли решение не комментировать ничего. Единственное, что могу сказать, у Александра Павловича все хорошо. Он в Киеве, проводит много времени с семьей, встречается с друзьями, читает и играет в футбол", - рассказала нам пресс-секретарь Попова Алла Козакова. А за комментариями по поводу решения суда, снимающего с ее начальника все обвинения, Козакова посоветовала обращаться в Печерский райсуд.
Оппозиция определяется
В оппозиционном лагере с отношением к решению Печерского районного суда пока не определились. Хотя оно никого особо не удивило. Так, Геннадий Москаль заявил, что возглавляемая им временная комиссия никогда и не воспринимала Попова и Сивковича как виновников разгона Майдана – ведь, согласно Закону "О милиции", ни первый, ни второй никаких распоряжений Коряку отдавать не могли. Более того, Москаль пророчит скорое освобождение от обвинений и самому начальнику столичной милиции.
Согласно имеющейся в распоряжении временной комиссии телеграмме, прибывшие из регионов "беркутовцы" в распоряжение киевского главка не поступали. А значит, и не должны были выполнять команды Коряка.
В том, что как минимум Попов должен ответить за избиение студентов, уверен председатель киевской городской организации ВО "Батьківщина" Юрий Одарченко.
"Мандат на избиение студентов был от КГГА. Попов, как председатель администрации, его спровоцировал, когда обратился от имени киевлян в суд с требованием запретить проведение мирной акции протеста. Пусть он и не основной, но и не последний виновник случившегося", - считает Одарченко.
Его коллега по партии Андрей Павловский добавляет: на Майдане известие об амнистии для Попова и Сивковича вызвало бурю недовольства. И "Батьківщина" будет настаивать на наказании виновных.
"Если Попов, Сивкович не виновны, то кто виноват? Тот, кто им приказывал, чью волю они исполняли – Захарченко, Андрей Клюев? Значит, будем требовать наказать именно этих людей", - заявил "Обозревателю" нардеп.
В "Свободе" решением Печерского суда также не удивлены .
"Это вполне в стиле власти: отпускать тех, кто избивал, и сажать невиновных. Мы настаивали на том, что ни "Беркут", ни люди, виновные в массовых избиениях протестующих, не могут подпадать под влияние амнистии, но мы, к сожалению, не имеем большинства и нас не услышали", - говорит Сергей Рудык, руководитель секретариата фракции ВО "Свобода" в ВР.
А представитель партии УДАР, Андрей Хищук, возглавляющий Институт развития гражданского общества и демократии, уверен, что если "жертвенных агнцев" из Попова и Сивковича власть сделала для того, чтобы успокоить людей, то их оправдание – результат желания Януковича показать, что "он своих не бросает".
"Реакция будет. И она будет для власти не очень приятной. 12 февраля анонсировался на четверг предупредительный страйк. Думаю, во время этого страйка будет определенным образом обозначена позиция, а после него, по результатам, скорее всего, это решение суда будет также внесено в перечень требований Майдана, который только расширяется", - прогнозирует Хищук.
А рядовым украинцам остается только в очередной раз "оценивать красоту игры" власти, умудрившейся снова обвести Майдан со всеми его требованиями вокруг пальца.