Основатель УБОП Валерий Кур об отборе в Бюро расследований: я увидел и страшно обрадовался
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Кто возглавит Государственное бюро расследований, которое уже называют "украинским ФБР" - горячая тема для обсуждений. Новый правоохранительный орган Украины будет расследовать уголовные производства, в которых фигурируют должностные лица высшего уровня (бывшие президенты, члены правительства, руководители правоохранительных органов и различных ведомств, судьи и т.д.).
Руководитель Бюро будет избран независимой конкурсной комиссией и назначен Президентом Украины. Двух заместителей глава ГБР назначит сам, но тоже после избрания конкурсной комиссией.
Как сообщал "Обозреватель", 5 декабря 2016 г. комиссия отобрала 19 кандидатов из 50 на должности директора и замов директора Бюро.
Это Александр Буряк, Ольга Варченко, Алексей Горащенков, Василий Вовк, Роман Голобутовский, Олег Григоров, Виктор Клименко, Роман Гупал, Анатолий Корж, Юрий Македон, Анатолий Матиос, Сергей Палатов, Вадим Теличко, Владимир Трофименко, Роман Труба, Григорий Усатый, Алексей Харкевич, Александр Чурсин и Богдан Чобиток.
Из максимальных девяти баллов 8 набрал помощник президента Алексей Горащенков. Глава Управления процессуального руководства, поддержки гособвинения и представительства в суде Департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики ГПУ Ольга Варченко набрала столько же, а заместитель генпрокурора – главный военный прокурор Анатолий Матиос на один балл меньше.
Анатолий Матиос, Ольга Варченко и Алексей Горащенков
"Обозреватель" поговорил с Валерием Куром - одним из основателей УБОП, организатором и экс-руководителем Управления криминальной разведки в составе МВД Украины, почетным членом Международной ассоциации полицейских IPA. Валерий Степанович известен не только своим профессионализмом, но и резкой критикой правоохранительных органов. В отличие от многих других - не голословной, а по делу. Потому его мнение насчет претендентов на пост главы Национального бюро расследований имеет вес.
- Валерий Степанович, кто, по вашему мнению, должен возглавить Бюро? Какими качества должен обладать этот человек, что уметь?
- Я не могу каким-либо образом давить на комиссию, потому говорю "в целом". Идут процессы, которые изменяют наше мышление, приходят молодые люди. И один из показателей в последнее время, пусть и не сильно верю в результат, но это хоть какой-то своеобразный "тендер" в отношении выбора руководителя Национальной полиции. Но лучше всего мы видим изменения, как мне кажется, на отборе руководителей Государственного бюро расследований.
Это не административный орган, тут нет необходимости в опыте управления тысячами людей (это, как правило, бюрократия). Здесь надо работать "в тиши". Должны быть знания современной европейской методологии расследований, умение контактировать, общаться с Европой и миром и, конечно же, должны быть хорошие навыки именно в юридической сфере.
Ладно, расскажу (смеется – прим. Авт.) В списке претендентов на должность директора Бюро я с удивлением заметил молодого человека из династии юристов – Алексея Горащенкова. Честно скажу: страшно обрадовался. Я знаю его отца - одного из самых молодых начальников уголовного розыска в столице.
- Николай Горащенков? Это же легендарный сыщик, он дважды возглавлял УГРО.
- Именно. Это очень неординарный человек, который всю жизнь сам ходил на задержания, никогда не отсиживался в кабинете. На то время он очень выбивался из системы. Я многому у него научился. Когда в конце 80-х мне пришлось возглавить подразделение по борьбе с организованной преступностью (еще в составе уголовного розыска), я перенял его стиль управления. Хотя Николай младше меня.
Его сын, Леша, как и все дети в нашей среде, получал меньше отцовской "опеки", потому быстро повзрослел и стал самостоятельным. Я видел, как он рос. Серьезный, вдумчивый, скромный. Поступил в Институт международных отношений – не по блату! И во время учебы уже работал.
Представьте послужной список: Миграционная служба, Минюст, Министерство иностранных дел… Проходил и курсы за рубежом: подготовки миротворцев, ООН, НАТовские. Знает несколько иностранных языков.
...Дети превосходят своих родителей, и я этому рад. Потому желаю всем молодым ребятам, участвующим в подобных конкурсах - прорваться. Это важно.
На примере Алексея, которого я знаю лично (других – не так хорошо), у меня есть надежда. Я думаю, что это начало тех изменений, о которых мы постоянно говорим, в которые верим. И потому думаю, что дела чиновников высочайшего ранга будут расследоваться без давления. Мне нравится, что на таких, как Алексей Горащенков (и обязательно будут другие ребята), не сильно надавишь. Конечно, будут пытаться, но мы и защитим, и поддержим.
- Что-то все-таки сдвигается с мертвой точки.
- Да, тот же отбор в Национальную полицию. Но конкурсный отбор в Государственное бюро расследований, мне кажется, важнее.
Как сообщал "Обозреватель", Закон Украины о Государственном бюро расследований вступил в силу 1 марта 2016г. Срок "запуска" - до 20 ноября 2017г.