УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Новая Каховка: люди бьются за завод

27,0 т.
Новая Каховка: люди бьются за завод

Уже два месяца рейдеры терроризируют местное градообразующее предприятие в Новой Каховке. Власти и правоохранительные органы бездействуют.

Хроника одного рейдерства

На Херсонщине есть своя "горячая точка". Каждый день, отправляясь на завод, триста рабочих "Энерджи продакт" готовятся к очередному вооруженному штурму и на всякий случай прощаются с домашними. Они готовы стоять за свое предприятие до конца – несмотря на то, что у нападающих наверняка вновь может быть оружие, и те, не дрогнув, могут его применить. В нынешние смутные времена этим уже никого не удивишь.

Один раз рабочие уже отбили атаку штурмующих. При этом вызванный наряд милиции стоял в стороне безоружный и явно не торопился вмешиваться в ситуацию.

"31 марта в 11-30 утра к территории завода подъехал автобус с кировоградскими номерами, откуда выгрузились люди в масках,- рассказывал журналистам сразу после события гендиректор завода Николай Шиян. Кто-то из них был вооружен арматурой и битами. Они назвали себя "Херсонской самообороной". Возглавлял группу Дмитрий Васильев – доверенное лицо бывшего директора завода, отстраненного от этой должности весной прошлого года за доведение предприятия до упадка. Васильев сообщил, что мол, сейчас "будет проводиться забор имущества". Заводчане побросали работу и не пропустили группу захватчиков к своим рабочим местам. Люди в масках вывезли оргтехнику и документы".

После этого к предприятию уже несколько раз намеревались доехать автобусы с вооруженными людьми, поэтому рабочие постоянно начеку. Горячее рвение коллектива защитить собственное предприятие объяснимо. Если завод остановится, без куска хлеба останутся не только семьи этих людей, но и тысячи других, причем не в одной лишь Новой Каховке.

Газобетонный завод "Энерджи продакт" (бывший "Завод строительных материалов №1") – одно из немногих ныне действующих и стабильно приносящих прибыль предприятий в регионе. В Каховке такое одно. Оно – в списке крупнейших в Европе по производству газобетона с мощностью 450 тыс. кубов в год. Предприятие постоянно загружено, у него стабильные заказы – причем не только из Украины, но и из стран СНГ, Восточной Европы. Благодаря заводу работу имеют представители двух десятков смежных отраслей – от поставщиков сырья (цемента, гипса или песка) до транспортников, от строительных компаний до монтажников оборудования.

Занять и поделить

Казалось бы, кому может прийти в голову идея "утопить" такое предприятие – да еще и сегодня, когда в Украине из-за разразившегося кризиса львиная доля производств прекратила свою работу? И почему местные власти смотрят на происходящее сквозь пальцы – ведь остановка завода-донора наверняка станет катастрофой для местного бюджета!

Чтобы ответить на эти вопросы, пора вспомнить краткую историю предприятия. Еще полгода назад завод был скорее мертв, чем жив. Предприятие погрязло в многомиллионных долгах перед кредиторами и партнерами и почти не работало. Задолженность по зарплатам достигала полутора миллионов гривен – люди по 2-3 месяца не видели своих кровных. Именно таким завод принял его нынешний генеральный директор Николай Шиян.

Он был назначен на эту должность собранием акционеров ООО "Завод строительных материалов №1" (позже переименованное в ООО "Энерджи продакт") еще в марте 2013 года – вместо отстраненного Ивана Винника. Но приступить к выполнению прямых обязанностей смог только спустя полгода – экс-гендиректор делал все, чтобы не допустить Шияна на законное рабочее место.

Новоназначенному руководителю приходится не только срочно поднимать из руин перспективное предприятие, но и вести постоянную борьбу. Кстати, сегодня завод уже рассчитался со старыми долгами, кредиты выплачивает досрочно, все договора с партнерами выполняются, зарплата людям платится исправно.

Почему же прежнее руководство, которое довело завод до развала, проявляет нынче столь бурную активность и во что бы то ни стало, пытается вернуть предприятие под свой контроль? Ответ прост. Все шесть лет своего существования предприятие было для Ивана Винника прекрасным орудием отъема денег – у кредиторов, партнеров, государства. Ну, и конечно, у коллектива, который, как мы помним, месяцами не видел заработанного.

Схемы, которые были использованы, стары как мир и не раз опробованы ловкачами-бизнесменами в Украине (особенно на заре независимости). Под некое многообещающее предприятие получают многомиллионный кредит. Предприятие сначала долго становится на ноги, потом внезапно банкротится. Разумеется, искусственно.

Занятые средства всеми возможными способами выводятся и оседают на счетах в иностранных банках, имущество распродается или оформляется на подставных лиц. Все.

Кредитор – сколько ни бейся – уже назад ничего не получит: ни прибыли, ни самих денег. При этом судебная и правоохранительная системы, чьи представители на местах энергично простимулированы лже-банкротом все теми же деньгами из недавнего кредита, упорно ничего не замечают и выносят странные решения – разумеется, никак не в пользу кредитора.

Эти схемы, получившие в народе емкое название "кидалово", уже давно разогнали из Украины многих весьма перспективных инвесторов (кому охота связываться с потенциальными мошенниками?). А отечественных финансистов научили быть предельно осторожными и выдавать деньги под невиданные проценты – своего рода плата за риск. В результате украинские заемщики – будь то предприятия или физлица – вынуждены брать кредиты на драконовских условиях. Но это так, к слову. Вернемся к господину Виннику.

Итак, в 2007-м году он в партнерстве с другими бизнесменами создает ООО "Завод строительных материалов №1". Общая стоимость проекта – 24 млн долларов. Дальше – все по схеме. Средства занимаются и – не возвращаются.

Вот лишь несколько интересных эпизодов, связанных с экс-гендиректором "Энерджи продакт". "Приватбанк" кредитует связанную с Винником компанию "Глобал Концентрейт" на 10 млн грн (фирма затем "успешно" банкротится). Компания "Чумак" доверяет "ЗСМ №1" на ответственное хранение газобетон общей стоимостью 8 млн грн, однако забрать его уже не может. Россиянка Зыкова В.К., одалживает деньги для покупки земли (на строительство завода) – около 7 млн. дол. США. Деньги "уходят в песок". Наконец, главный финансовый партнер предприятия – Альфа-Банк – выдает кредит в 321 млн грн на развитие завода. И – оказывается перед фактом, что предприятие не может обслуживать кредит. Мало того – оно вот-вот полностью "ляжет на лопатки".

Все активы завода Винник выводит на новое предприятие "Бетон-Таврии". Личное имущество – переводит на бывшую жену, оформив для удобства фиктивный развод. После того, как факты злостных нарушений становятся видны невооруженным глазом, Винника и его команду отстраняют от исполнения служебных обязанностей. Возбуждаются уголовные дела – в частности, следственным управлением УМВД Херсонской области.

Схема "под прикрытием"?

Кстати, "правая рука" Винника – упомянутый господин Васильев, гражданин РФ, у себя на родине уже проходил по статьям уголовного кодекса как мошенник и вымогатель. Сейчас он находит себе новое применение: именно Васильев, по словам заводчан, руководит рейдерскими атаками. Маленькая война в Новой Каховке не прекращается.

Против нынешнего руководства завода используется весь арсенал приемов: раздувается грязная PR-компания, подаются иски в суды, привлекается исполнительная служба, подключаются "свои" люди из числа действующих народных депутатов и авторитетных бизнесменов.

Интересный момент: накануне мартовской атаки с участием так называемой самообороны из Херсона территорию предприятия внезапно покинула его охрана – завод по контракту охраняли ГСО и частная фирма. Гендиректор Шиян предполагает, что госохране пришло указание из Киева оставить объект, поскольку к тому времени в скандал вокруг завода бывшими топ-менеджерами были втянуты, по его словам, чиновники из МВД и народные депутаты.

Итак, ответ на вопрос, почему господин Винник и компания любой ценой пытаются вернуть себе предприятие, вроде бы очевиден.

Непонятно иное: странная роль во всей этой истории местных – и не только местных – властей и правоохранительных органов. Почему уголовные дела по очевидным фактам мошенничества и разворовывания в особо крупных размерах против бывшего руководства завода идут ни шатко ни валко? Почему нет адекватной реакции правохранителей на рейдерский налет и на повторные его попытки? Может быть, кому-то очень хочется, чтобы бывшая команда заводского руководства вновь оказалась "на коне"?

В таком случае, самое время вмешиваться власти центральной. Понятно, что нынче ей, может быть, и не до того – в стране идет антитеррористическая операция, где масштабы боевых действий гораздо мощнее.

А может, причина в другом и господин Винник, привыкший, как говорят, хвастать своими связями "в верхах", вовсе не блефует?

Если это действительно так, напрашивается неутешительный вывод. Стало быть, все разговоры об улучшении инвестклимата, упрощении бюрократии и победе над коррупцией во власти и правоохранительной системе по-прежнему остаются лишь разговорами. И – если эту схему не сломать – не видать Украине золотого дождя инвестиций еще многие и многие годы.

Новая Каховка: люди бьются за завод
Новая Каховка: люди бьются за завод
Новая Каховка: люди бьются за завод
Новая Каховка: люди бьются за завод