УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Чудесное спасение

Чудесное спасение

"Заведующий отделением трансплантологии сказал, что операция планируется длительностью 7-8 часов. Сказал, что это очень серьезная процедураи предупредил, что может возникнуть кровотечение. Потом меня положили на каталку и повезли в операционную", - такими словами историю своего чудесного спасения вспоминает 23-летняя киевлянка Иванна Дудник. Почти два месяца назад в соседней Белоруссии девушке пересадили целую печень от трупного донора, а до этого Иванка из всех сил боролась с циррозом печени неизвестного происхождения.

О силе воле, чудесном спасении и жажде к жизни пишет "Обозреватель".

Сложная операция

Жизнь студентки Института журналистики КНУ им. Тараса Шевченко круто изменилась летом 2012 года - девушке поставили страшный диагноз "цирроз печени неизвестного происхождения". Как следствие, жизнь Иванны стала зависеть от дорогостоящих медикаментов, появилось также постоянное ожидание единственного шанса вернуться к нормальному существованию – пересадки целой печени.

"Врачи сказали, что мне лучше будет пересадить целый орган, а не половину. Поскольку в Украине подобные операции не делают – запрещена трупная трансплантация, операцию решено было делать в Белоруссии", - рассказывает свою историю Иванка.

День, когда ей позвонили из Минска, чтобы сообщить: "Есть донор" - девушка не забудет никогда. После долгих месяцев ожидания, у нее наконец появилась реальная надежда на выздоровление.

"8 августа в 22:00 мне позвонил заведующий отделением трансплантологии. Он сообщил, что для меня есть донор и я могу выезжать. За неделю до этого у меня был ложный вызов - я уже подъезжала к Минску, но мне позвонили и сказали, что, к сожалению, отмена, - поэтому все вещи были собраны и лежали в машине, спустя 7 минут я уже была в дороге. На границе мы объяснили ситуацию и нас пропустили вне очереди, а в6 утра я уже была в Минске", - говорит Иванка.

Девушка вспоминает, что в день операции все ее чувства и эмоции сильно смешались – с одной стороны, Иванка радовалась возможности выздороветь, с другой - как и любой человек, сильно боялась возможных последствий серьезной операции.

"Забор органов производится у донора с мозговой смертью - человек мертв, но какое-то время функции его органов поддерживаются при помощи аппаратуры. Его обследуют, подбирают кандидата на пересадку (например, меня) и вызывают его. Но сказать, что орган подойдет, врачи могут лишь после того, как непосредственно "достанут его и возьмут в руки". На забор моей печени бригада выехала в 10 утра, а меня, тем временем, продолжали готовить к операции. Вернулись они где-то в час дня, а период ожидания для меня был невыносимым", - продолжает Иванка.

Киевлянка вспоминает, что после подписания всех необходимых разрешительных документов, ее сразу же перевезли в операционную. Последним этапом перед операцией стал наркоз и слова анестезиолога: "Иванна, привет!"

"Во время операции у меня открылось кровотечение. Плюс мне дополнительно потребовалось хирургическое вмешательство по гинекологии, так что операция затянулась на 11 часов. Родители, конечно, чуть с ума не сошли: все были заняты, им никто не звонил, чтобы сообщить, что операция будет не 7 часов, а 11", - рассказывает о пережитой процедуре девушка.

Период восстановления

Иванка вспоминает: самым тяжелым был первый день после операции. Дальше – четыре недели восстановления в больнице и долгожданная выписка.

Второй день после операции. Фото Иванны Дудник

"Мой трансплантат немного повредился из-за лежания в холоде, после операции были плохие анализы, но их быстро исправили, и печень восстановилась. Я не помню, когда и как пришла в себя, помню, что все кружилось, я не могла понять который час (там были часы, но я не могла сфокусироваться). У меня также достаточно тяжело прошло первое время после операции: был очень сильный болевой синдром, хотя первые два дня меня постоянно накачивали наркотическими обезболивающими, но те что-то не сильно помогали, я постоянно была в отключке. На второй день я покушала, меня понемногу начали сажать. На третий день заставили встать и немного потоптатися, а на четвертый - перевели в отделение", - говорит киевлянка.

Сейчас Иванна все еще в Белоруссии. Девушка, хоть и не лежит в больнице, но находится под постоянным наблюдением врачей. Возвращаться к жизни ей помогает поддержка родителей, друзей и любимого человека, который во время страшной болезни находился рядом с ней.

В Минске девушку навещают друзья. Фото Иванны Дудник

"Восстановление занимает год. Первые полгода нельзя никаких физических нагрузок, ведь в этот период заживают внутренние швы. И еще нужно очень беречься: после операции нужно всю жизнь принимать препараты, которые подавляют иммунитет, чтобы организм не отторгал трансплантат. Также я сижу на диете, положенной для людей с больной печенью: нельзя жаренного, жирного, острого и т.д. Постепенно ввожу новые продукты, если чего-то очень хочется – можно съесть, но чуть-чуть. Сейчас уже можно точно сказать и о стоимости операции – она обошлась в 104600$. Обследование перед операцией, которое мы делали в прошлом году – 4500$. После операции все консультации, анализы и т.д., - платные. И стоят они достаточно дорого: например, за анализ на концентрацию лекарства в крови я плачу 76$", - говорит девушка.

Иванка убеждает: период восстановления во многом зависит от самого пациента, его рвения и желания жить. Роль хирургов заканчивается на этапе пересадки и выписки из больницы, дальше – дело рук больного.

"Мне было очень больно ходить в первые дни, но это было жизненно необходимо. Очень важно не лениться и следовать всем рекомендациям врачей. Важно не заболеть ничем дополнительным, надевать маску, если попадаешь в места скопления людей, в общем, беречь себя. Кстати, диета для меня, можно сказать, будет пожизненной. Дело в том, что, "в пересадочном комплекте" идет только печень, желчного пузыря у меня нет, так что нужно будет себя несколько ограничивать в еде", - отмечает девушка.

Иванна Дудник – на удивление позитивный человек. Она искренне радуется, что ей удалось получить новую печень и отдельно от рассказа об операции и своем восстановлении говорит:

"Белорусские врачи сделали невозможное! Обычно хирурги немного угрюмые, чересчур серьезные люди, но мне попались настоящие душки! Я даже иногда скучаю по ним, и все, что могу добавить – большое им спасибо за все, что они сделал для меня! Низкий поклон за возможность жить полноценной жизнью!"

Медицинский резонанс

Трупная пересадка органов в Белоруссии спасает сотни жизней в год. Здесь действует презумпция согласия - каждый человек после собственной смерти может спасти жизнь кому-то другому.

Иванне Дудник пересадили печень в 9-й Городской клинической больнице (г. Минск). Для здешних врачей операция девушки является привычным явлением: 2013 год еще не закончился, а белорусские специалисты уже успели провести 87 операций по пересадке почки, 21 - по пересадке печени и 11 - по пересадке сердца. В 2012 году в Белоруссии сделали всего 274 трансплантаций органов: была пересажена 201 почка, 20 из них - иностранцам.

Себестоимость операции по пересадке почки - 8 - 10 тысяч долларов плюс 5 - 8 тысяч на последующее наблюдение и лечение, печени - 15 тысяч долларов плюс 5 – 7 тыс. долларов на потом. По словам главного внештатного трансплантолога Белорусского Минздрава Олега Руммо, для государства трансплантация в любом случае выгоднее, чем содержание человека на диализе.

Есть в Минске расценки и для иностранцев. Трансплантация печени стоит 110 тысяч долларов, почки - 55 тысяч, сердца - около 70 - 80 тысяч. Все деньги перечисляются 9-й Городской больнице и тратятся на закупку лекарств, оборудования и на органные операции для белорусов.

На один миллион населения в Беларуси делают 29 трансплантаций, в России - 9, в Украине - 2,2.