Вдова: вбивці Небесної Сотні кричать "Слава Беркуту!" і вважають, що вони мають рацію
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
В апелляционном суде города Киева рассматривается жалоба по делу Олега Янишевского, подполковника милиции из "Беркута", подозреваемого в расстреле 39 активистов Евромайдана. Он был арестован Печерским райсудом, но защита подала апелляцию.
На Майдане Янишевский командовал подразделением харьковского "Беркута", на момент задержания находился на службе в органах МВД и принимал участие в АТО. Подполковник отрицает, что стрелял в евромайдановцев, а его защита утверждает, что нет доказательств того, что он производил выстрелы. Однако, родственники бойцов "Небесной Сотни" считают, что все командиры "Беркута", которые участвовали в событиях на Майдане зимой 2013-2014-го, должны быть наказаны максимально строго.
Олег Янишевский командовал одним из подразделений на Майдане. Его защита просит изменить меру пресечения.
Киевлянка Тамара Васильевна Швец, которая создала общественную организацию "Объединение семей "Небесной сотни" и является вдовой убитого Виктора Швеца, не знает – от пуль ли, выпущенных подсудимым Янишевским, или кем-то другим - погиб ее муж. Но она уверена, что командиры должны отвечать за своих подчиненных.
Заседание по жалобе Олега Янишевского в апелляционном суде г. Киева 14 сентября сорвалось из-за болезни одного из судей.
Тамара Швец ходит на все заседания судов, связанных с убийствами людей на Майдане и полагает, что это ее гражданский долг – добиваться справедливого возмездия не только ради мужа, но и ради памяти всех погибших.
Тамара Швец ходит на все заседания по делам майдановцев, и считает, что суды намеренно затягивают процесс.
"Они охотились! И если их выпустят, они снова будут охотиться!" - кричит Тамара Васильевна, обращаясь к судье, услышав, что адвокат Олега Янишевского предлагает выпустить арестанта. По мнению защиты, Янишевский всего лишь "охранял общественный порядок".
Вдова бойца "Небесной сотни" настаивает, что "беркутовец" Олег Янишевский должен содержаться под стражей.
Опираясь на инвалидную палку, женщина с трудом поднимается и делает шаг вперед, не обращая внимания на реплики председательствующего, обращенные к сторонам по делу. Выясняется, что суд не состоится - заболел кто-то из "судебной тройки".
Олег Янишевский не считает, что на нем есть какая-либо вина за события на Майдане.
"Генерал-майор СБУ говорил в суде: "Мы охотились на тех, кто был в Доме Профсоюзов!" - взволнованно говорит женщина, вспоминая показания, которые звучали в другом процессе (все дела "беркутовцев" почему-то рассматриваются порознь, даже те, в которых речь идет об одних и тех же событиях).
Пытаясь объяснить, чем "беркутовцы" опасны для общества, вдова приводит новые аргументы: "Этих людей подбирают, они проходят спецподготовку, и если их выпустят - они и дальше будут охотиться! Сейчас у нас тут хуже, чем на войне – там хлопцы хотя бы видят своего врага".
Тамара Швец уверена, что в мирном Киеве сейчас не менее опасно, чем на фронте.
Судебные распорядители просят покинуть зал, и мы с Тамарой Васильевной выходим на свежий воздух. Вдова рассказывает, что Виктор Швец погиб 18 февраля 2014 года на улице Институтской, хотя вовсе не был сторонником радикальных мер. Вместе супруги ходили на вече, носили теплые вещи протестующим и угощали их чаем с бутербродами. Когда убили Сергея Нигояна, они восприняли это как личную трагедию, так как тоже пережили потерю сына.
Читайте: В Киеве начался суд по фактам расстрела людей на Майдане
"Это было шоком – потому, что родители его вывезли, спасли от одной войны и потеряли тут, в Киеве, на другой войне, - со слезами вспоминает Тамара Васильевна. – И это состояние родителей, которые утратили сына - это состояние нас сопровождало".
Вдова показывает фотографии погибшего героя "Небесной Сотни". Виктор Швец был крупным мужчиной и довольно сильным человеком, мастером спорта по гребле и подводником. На акции протеста он был без защиты и без оружия. 18 февраля получил две пулевых ранения и скончался от потери крови, оставив жену, дочь и внучку без мужской поддержки.
Посмертно Виктору Швецу присвоено звание героя Украины.
Виктор Швец погиб 18 февраля 2014 года. Он не участвовал в радикальных действиях на Майдане.
По информации Тамары Швец, Олег Янишевский командовал бойцами, которые расстреливали, в его подчинении было 180 человек.
"Там были специфические ранения – смертельные: под ключицу, в сердце, в шею, в голову. Он учил – подсказывал, как и куда стрелять, ему дали команду сверху, а он руководил на месте. Даже если сам не стрелял, он взял на себя обязанность отвечать за всех, кем руководил", - говорит потерпевшая.
Она считает, что силовики, которые побывали на Майдане в составе "Альфы" или "Беркута", не могут раскаяться, и не могут служить народу.
Читайте: Суровая прокурор-"няша" решила посадить майдановца на 4 года
"Эти люди подняли руку на наш народ, они получают зарплату из наших денег, дают присягу народу и убивают народ. Мне страшно, что они среди нас ходят. Их привозят в суд по 150 человек охранников из "Беркута", и они спокойно себя ощущают, они кричат в суде: "Слава "Беркуту!" И они считают, что они правы. У меня первый следователь по делу мужа спросил около морга: "Почему ваш муж пошел на Майдан - за деньги или за идею? Я сказала: "Там детей убивали, и он пошел, чтобы защитить". А он ответил: "Но там были и наши дети", - говорит Тамара Васильевна.
Как писал "Обозреватель", подполковник милиции, заместитель командира полка милиции спецназначения главного управления МВД Украины (бывшее спецподразделение "Беркут" - прим.ред) Олег Янишевский был задержан 26 июня. Его подозревают в совершении убийств 20 февраля (а не 18-го, когда убили Виктора Швеца). Речь идет о расстреле 39 учасников акции протеста, как раз когда Олег Янишевский руководил отрядом "беркутовцев".
Читайте: "Беркут" раздает террористам "ДНР" ордена со свастикой: фотофакт
В день ареста Янишевского Генпрокурор Виктор Шокин поспешил заявить, что задержанный заместитель командира подразделения "Беркут" лично стрелял в граждан.
Как известно, в феврале 2014 года во время столкновений в Киеве между протестующими и силовиками погибли более сотни человек, сотни были покалечены, десятки умерли в больницах со временем и десятки остались инвалидами. Большинство погибших лишились жизни 20 февраля и погибли от пуль снайперов, которые целились преимущественно в голову, сердце и шею. Организаторы этой расправы до сих пор не установлены. В то же время в Генпрокуратуре утверждают, что все бойцы спецподразделения "Беркут" (которое не было расформировано, а лишь переименовано), принимавшие участие в расстреле мирных митингующих, установлены. В сентябре минувшего года одному из задержанных за массовые убийства командиров "Беркута" удалось сбежать от следствия после того, как суд отпустил его под домашний арест.
По разным данным, во время событий Евромайдана в Киеве погибли от 104 до 130 человек - в том числе, и от рук "титушек", которым помогала милиция.
Читайте: Автоматы расстрелявших Небесную сотню беркутовцев исчезли - отчет СЕ
Напомним также, что сотрудников батальона милиции особого назначения "Беркут" ГУ МВД Украины в Харьковской области, в числе которых и Олег Янишевский, подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 365 (превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия), ч.2 ст.15 и ч.2 ст.115 (покушение на убийство) УК Украины.
"Никто не будет забыт. Майдановские дела будут доведены до конца", - уверяет Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин, комментируя задержание "беркутовцев", причастных к расстрелам.