УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сестра Савченко: у Наді не залишається ресурсу для життя

Сестра Савченко: у Наді не залишається ресурсу для життя

В российской глубинке продолжается "суд" над украинской летчицей, Героем Украины Надеждой Савченко. Украинка незаконно удерживается на территории России с июня 2014 года. Спустя месяц начался судебный процесс, пленнице грозит 25 лет тюрьмы. В знак протеста против циничного судилища Надежда объявила голодовку, которая продолжалась 83 дня. 17 декабря, когда "суд" продлил срок содержания под стражей, она начала вторую голодовку.

Сегодня родные и друзья Надежды, а также многие украинцы всерьез обеспокоены не только возможным суровым приговором, но также состоянием здоровья героини. Ведь на этот раз Надежда не собирается прекращать голодовку, а Кремль, похоже, не собирается идти на уступки…

"Обозреватель" пообщался с сестрой Надежды. Вера Савченко рассказала о самочувствии сестры, а также о ходе судебного процесса, возможном приговоре и возможном помиловании.

- Надежда снова голодает. Мы помним, как тяжело ей далась первая голодовка. Как она чувствует себя сейчас?

- Надю постоянно тошнит. Адвокаты говорят, что эта голодовка дается ей намного тяжелее, чем первая. Но это не Москва, там нельзя сделать анализы. Омбудсмен России Элла Памфилова обещала выслать к Наде группу врачей, которые сделают УЗИ и анализы.

- Надежда не говорила, когда планирует прекратить голодовку?

- Надя свято верит, что в этом заключается ее давление, и это действительно работает. Она жалеет, что прекратила голодовку в прошлый раз, хотя я не представляю, как ее можно было продолжать. У нее уже было предкоматозное состояние. Сейчас она применяет тот же метод, чтобы ускорить решение вопроса.

Читайте: Рубан: обмен Савченко - вопрос одного звонка

- Давно ли вы встречались с сестрой?

- Я видела ее 6 января. 18 января у нас суд, я поеду снова.

- Каким может быть приговор для Надежды?

- Это невозможно спрогнозировать. Будет приниматься политическое решение, и это решение будет зависеть от многих факторов. В том числе от санкций. Возможно, случится чудо, и суд оправдает ее, хотя никто из адвокатов в это не верит. Но я допускаю любой вариант. В России все возможно.

- Когда может быть вынесен приговор?

- Адвокаты собираются все закончить до конца января, потому что у Нади не остается ресурса для жизни. Тянуть эту шараду уже дальше некуда. Надеюсь, у нас будет еще несколько украинских свидетелей – и на этом все.

- Возможен ли обмен Нади на пленных ГРУшников?

- Повторюсь: за эти годы я убедилась, что все возможно. Это был бы самый нормальный вариант. Но Кремль может не захотеть проявить слабость. На самом деле у нас больше, чем два ГРУшника, об этом все молчат. Но даже если речь идет о тех двоих, у нас есть "обменный фонд". Так что можно обменивать – одну на энное количество пленных, всех на всех – не важно. Это вопрос желания и договоренностей.

Читайте: Ерофеев сразу назвался капитаном спецназа России - свидетель

- Как вы видите перспективы помилования Нади? В частности, если для этого не потребуется просьба самой Надежды.

- Если без просьбы Нади, это тоже возможный вариант. Возможен вариант экстрадиции и отбытия наказания на территории Украины. Это уже Кремль будет решать, как ему избавиться от одной из своих многочисленных проблем.

После пресс-конференции Путина, после того, что он заявил, что у него "по этому вопросу одинаковая позиция с Петром Алексеевичем Порошенко", остается только найти формулу обмена.

- Вы сказали: "избавиться от проблемы". Надя сегодня – проблема для Кремля?

- Это большая проблема. Потому что украинцы и в Украине, и во всем мире не бросили Надю. Они разобрались в ситуации, и постоянно мешают своим политикам спокойно жить, они требуют действий, и политики вынуждены что-то решать. Политики старого мира, развитых стран, которые прислушиваются к своему народу, вынуждены работать над этим вопросом. И это проблема для России.

- Можно ли рассчитывать на то, что в России не допустят гибели Надежды в результате голодовки?

- Политики – это циничные люди, как с одной, так и с другой стороны. Мне кажется, вариант "нет человека – нет проблемы" уже не рассматривается. Потому что, если "нет человека", то будет большая проблема. Проблема недовольства масс, потому что иногда смерть одного человека действует на массы намного больше, чем смерть тысяч.

Конечно, Надя сегодня содержится в "дыре", куда трудно добраться. Но надо продолжать давить на политиков – как с одной стороны, так и с другой.

Читайте: Мы отбили у России желание идти в наступление – Порошенко

- Вы сказали, что Надя собирается идти до конца в своей голодовке, Кремль тоже собирается идти до конца. Чем все это закончится? Кто первый уступит?

- У меня нет ответа на этот вопрос.

- Много ли писем получает Надежда в СИЗО?

- Я лично получаю от людей и передаю ей до десятка писем каждую неделю. Письма приходят и по обычной почте, и по интернету – через rosuznik.org. Там можно писать письма заключенным. Модераторы сайта распечатывают письма и передают Наде. Это стоит копейки.

- Насколько это важно для Нади – письма и другая поддержка.

- Это очень важно, это колоссально важно. Как говорила Надя, "день в тюрьме прошел не зря, если пришло хотя бы одно письмо". Для человека, который замурован заживо, это как капли живой воды. Очень важно писать заключенным, чтобы они помнили, что о них не забыли.

Читайте: В СБУ анонсировали освобождение более 20 украинских пленных в ближайшие дни