УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Російські рейдери намагаються захопити український комбінат?

Російські рейдери намагаються захопити український комбінат?

Одно из самых перспективных отечественных предприятий - Побужский ферроникилиевый комбинат – оказалось заложником продажной судебной системы. С сомнительными документами в руках на предприятие ворвались вооруженные люди и заблокировали его работу. В Ильичевском порту арестован груз, который шел на комбинат. На ПФК произошедшие события никак, кроме как рейдерским захватом, не называют.

На предприятие 11 июня ворвались люди в черной форме, в балаклавах и с боевым оружием и гранатами.

"11.06.2015 года на единственное в Украине металлургическое предприятие, изготовляющее ферроникель из бедных руд, штурмом ворвалось около 50 человек в масках с автоматами. Неизвестные лица показали копии договоров, по которым одна донецкая фирма продала киевской фирме имущество комбината. При этом ни одна фирма не имела отношений с комбинатом или владельцами эстонской компанией. Произошел рейдерский захват… Некий Вахтанг Маскуров из России собирается представлять нового директора коллективу", -- констатировал на своей странице в "Фейсбуке" директор предприятия по правовым вопросам Рустам Джамгуров. Эту информацию он также изложил в письме к заместителю Генпрокурора Украины Давиду Сакварелидзе.

По словам Джамгурова, захватчики попытались вторгнуться в административное и производственное здания комбината. Однако встретили неожиданный отпор: работники и охрана их не пропустили. Люди дали понять - они готовы защищать комбинат. При этом были ранены несколько сотрудников предприятия.

Все происходящее выглядело как классическая попытка силового захвата предприятия. Однако сама история вторжения на комбинат началась намного раньше. Нападение на ПФК планировалось давно и поэтапно. Истинное руководство комбината уверено: была разыграна классическая рейдерская многоходовка.

Еще осенью прошлого года вокруг комбината началась настораживающая активность со стороны правоохранительных органов, утверждают работники ПФК.

Как-то на территорию комбината прибыло 29 человек с проверкой: представители прокуратуры, следователи МВД, инспекторы госсанадзора и природоохранных органов. Какую "экологическую катастрофу" они искали на задворках ПФК, неизвестно, однако спустя некоторое время прокуратура обратилась в суд с требованием арестовать имущество предприятия.

"Эти действия обуславливаются не правом и законностью, а интересами частных лиц, которые заинтересованы в создании проблем предприятию, остановке производства и вероятном рейдерском захвате", - констатировали тогда работники предприятия в своем обращении к главе Кировоградской облгосадминистрации Сергею Кузьменко.

Коллектив подчеркнул, что с помощью ангажированных правоохранительных органов "тыловые мародеры" пытаются захватить ПФК и попросил у местной власти защиты. Тщетно.

На предприятии считают, что ПФК по поддельным документам попытались попросту отобрать у собственника.

Причем речь идет об иностранном инвесторе, зашедшем в Украину с законнопослушной территории Европейского Союза. ПФК уже двенадцать лет владеет международная инвестиционная группа Solway. В далеком 2003-м году комбинат был единственным на территории СНГ предприятием, производящим в промышленном масштабе ферроникель из бедных окисленных никельсодержащих руд. На тот момент жизнь там едва теплилась. Иностранная компания вложила в него свыше 130 млн долларов и сделала из завода-банкрота процветающую компанию. Параллельно подняла "убитую" инфраструктуру пгт. Побугское и жизненный уровень его жителей, каждый третий из которых трудится на предприятии и получает зарплату, размер которой на 30% выше средней по региону.

Сейчас ПФК уверенно себя чувствует на рынке ферроникеля, даже в условиях международного дефицита руды. У него долгоиграющий крупный международный контракт, продукция пользуется спросом, что позволяет комбинату работать бесперебойно.

Успешное предприятие – чем не приманка для рейдеров? Руководство ПФК убеждено: против них началась циничная и грубая кампания, были отодвинуты в сторону любые принципы морали, деловой этики, законопослушания и гражданской ответственности. Был организован подлог документов, по которым предприятие внезапно оказалось в собственности совсем другой фирмы, вовсе не имеющей к комбинату отношения.

С 2007 года недвижимое имущество комбината было обременено ипотекой. Это являлось своего рода "охранной грамотой": с предприятием нельзя было проводить никакие сделки. И рейдеры не провели бы никакую операцию нигде на территории Украины, пока в реестре прав значилось обременение. "Проблему" решили просто: на прифронтовой территории. Регистратор в городе Красноармейске Донецкой области ничтоже сумняшеся, в марте нынешнего года вносит в государственный реестр запись о прекращении ипотеки. Дорога рейдерам после этого была открыта. Дальше – дело техники.

Сначала появляется поддельное решение хозсуда Донецкой области о передачи комбината другому юрлицу - ООО "Юссам". О том, что решение было поддельным, свидетельствует ответ Хозяйственного суда Донецкой области, который получил Побужский ферроникелевый комбинат 12 июня 2015 года. В нем сказано, что в программе суда, где хранятся все рассмотренные дела, отсутствует дело №7/298-306, по которому было принято решение о праве собственности ООО "Юссам" на ПФК.

Затем на основании вышеупомянутого поддельного судебного решения, частный нотариус Ужгородского городского нотариального округа зарегистрировал право собственности на все недвижимое имущество ПФК на ООО "Юссам". Об этой фирме известно только, что она зарегистрирована на …подконтрольной боевикам территории в городе Харцызске.

Затем "новый хозяин" комбината стремительно перепродает имущество предприятия еще одной фирме – "УКР-ТБО-СЕРВИС". Непосредственным выгодоприобретателем неожиданно оказался некий Вахтанг Маскуров, выходец из Чечни, который был опознан на видеозаписи штурма комбината как один из его организаторов.

Господин Маскуров – представитель российского "черного капитала" от металлургии. Руководство ПФК пыталось выяснить, какое отношение он имеет к комбинату? Оказалось, что юридически – никакого. Но при этом Маскуров называл себя то ли новым владельцем ПФК, то ли законным представителем этого владельца.

Вахтанг Маскуров – фигура колоритная и скандально известная в российских силовых ведомствах и российском металлургическом бизнесе. Разоблачительные статьи о нем выходили в Коммерсанте еще в середине 1990-х годов. Издание указывало на его тесные связи с руководством Норильского металлургического комбината. Этот темпераментный бизнесмен международного уровня, за которым, по данным СМИ, уже двадцать лет тянется шлейф шумных и грязных дел: хищения в особо крупных, подделка документов и многое другое. В смутные 90-е г-н Маскуров возглавлял в России некий Национальный бизнес-центр металлургов. Тогда же он успел "засветиться" и в скандале с общественным фондом, организованным российскими силовиками. Маскуров обещал фонду финансовое спонсорство взамен на защиту интересов своего бизнеса. Но это так, штрихи к портрету "нового хозяина".

В это время в порту Ильичевска синхронно происходят любопытные события. В качестве вещдока изымается груз компании Боурин. При этом, груз передается на хранение …некоей третьей фирме – ПП "Смачный свит", которая по странному (странному ли?) стечение обстоятельств тоже имеет донецкую регистрацию.

Не надо быть прожженным криминалистом, чтобы понять: передача на хранение дорогостоящего имущества третьей фирме означает примитивный отъем этого имущества.

Работа порта парализуется, комбината – тоже.

Параллельно происходит самый смачный – и в то же время – самый циничный – эпизод рейдерства, убеждены руководители ПФК.

Итак, по решению Королевского суда города Житомира в Ильичевском порту арестовывается два груза – один (72 тыс тонн руды) направлялся на комбинат, другой (7 тыс тонн готового ферроникеля). Эти грузы принадлежат, напомним, иностранной фирме- эстонской компании Боурин Трейдинг. И фирма оказалась перед фактом, что из-за атаки рейдеров на территории Украины она может раз и навсегда лишиться своего имущества.

Абсурд ситуации заключается в том, что решение суда – это удовлетворение иска к упомянутой фирме со стороны некоего гражданина Украины – жителя Житомира Виктора Ковальчука, якобы талантливого изобретателя. А названная фирма дивным образом нарушила его авторские права на способ футеровки печей при ферросплавном производстве!

Суд с такой готовностью встал на сторону "изобретателя", что принял иски и документы от него с множественными процедурными нарушениями, рассказал позже прессе директор ПФК по правовым вопросам Рустам Джамгуров. В частности, он утверждал, что документы от имени истца явно написаны разными людьми и под ними стоят разные подписи. Это видно даже невооруженным глазом.

"Ковальчук не был ни на одном судебном заседании, а направленные ему повестки вернулись с отметкой почты о невручении из-за отсутствия адресата. А это и неудивительно, ведь по указанному истцом домашнему адресу – г.Житомир, ул.Витрука, д.19, кв.3 – расположен магазин-склад строительных материалов "Стройбат". Большое одноэтажное здание, в котором нет квартир. Непонятно, существует ли в реальности гражданин Ковальчук В.С., тем более что копия его паспорта в деле также отсутствует, - говорит Рустам Джамгуров.

Кроме того, по словам Джамгурова, Ковальчук не потрудился оплатить судебный сбор. А без этого, как известно, рассмотрение дела невозможно. Впрочем, судью это не остановило.

Через месяц – 19 мая – определение, вынесенное Королевским судом, отменяется другим судебным определением. Оно вступает в законную силу, однако исполнительное производство пока отложено. Итог: груз "загруз" в порту. ПФК не может получить сырье для работы и одновременно -- обеспечить поставки заказчикам. Репутация предприятия рушится. А синхронно – под угрозой и репутация государства Украина, которое не может обеспечить спокойную и стабильную работу иностранных инвесторов на своей территории. К слову, иностранные инвестиции в комбинат составили уже больше $100 млн.

Одновременно в офисе дирекции комбината и на Побугском заводе проводятся синхронные обыски и выемка документов. В день штурма завод посещает следователь налоговой. Надо полагать, ничего интересного для себя он не обнаружил: предприятие ведет предельно прозрачную документацию, работает в рамках имеющихся разрешений. Налоговый долг отсутствует. Данные о собственниках известны. Вечером того же дня на комбинат врываются "черные человечки", предъявляя поддельные документы о смене собственника. Захватчики настолько были уверены в своей безнаказанности, что даже объявили об открытой встрече с сотрудниками комбината, назначенной в Доме Культуры ПФК на следующее утро. Правда, созвав ее, сами рейдеры на встречу не явились. Зато, пришли сотрудники ПФК и жители пгт. Побугское.

Обсудив ситуацию, коллектив комбината обратился с открытым письмом к президенту Порошенко. В своем обращении побужцы напоминают, что "мошенники и провокаторы", которые заблокировали груз в порту и попытались сменить власть на комбинате, играют не только против них – коллектива комбината, но и против всей страны. Предприятие на грани остановки. Украина, которой без международной поддержки не выжить – на грани потери доверия инвесторов. А, может, это как раз и было чьей-то конечной целью?

"Из-за действий злоумышленников, арестовавших готовую продукцию по надуманному поводу, комбинат уже сейчас нарушает условия контракта по поставке ферроникеля, что разрушает наработанную годами репутацию надежного поставщика крупных международных сталелитейных компаний, -- говорится в письме.-- В случае остановки предприятия потеряет деньги не только инвестор, но и ряд европейских банков, что негативно скажется на привлекательности Украины в лице международного инвестиционного сообщества. Господин Президент, мы просим Вас разобраться в сложившейся ситуации, помочь в нашей борьбе с экономическим бандитизмом и коррупцией, которая происходит в области в то время, как вся страна объединила усилия для искоренения проявлений коррупции и панибратства. Поддержите нас в нашей борьбе за справедливость", -- взывают работники комбината.

Услышит ли власть призыв людей, узнаем уже через несколько дней. Хочется верить, что услышит: по-другому нельзя. Речь идет не только о судьбах рабочего коллектива, региона или даже целой отрасли. Экономическая диверсия – одно из самых изощренных видов оружия, которое может применить противник. Нельзя позволять ему это делать.