УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Прайс на "рай": як заробляють на арештантах

48,7 т.
Лукьяновское СИЗО

Нашумевшая история с экс-бойцами "Торнадо" в Лукьяновском СИЗО продемонстрировала во всей красе "работу" уголовно-исполнительной службы при Министерстве юстиции. Как говорят знающие люди, без ведома и помощи сотрудников изолятора подобное ЧП не могло случиться. "Обозреватель" поговорил с бывшими сотрудниками пенитенциарной службы и арестантами, которые рассказали как организован "бизнес" в местах предварительного заключения.

Відео дня

На видео - инцидент в боксе Лукьяновского СИЗО

Во время проведения первоочередных следственных действий (до избрания меры пресечения "арест"), подозреваемый в совершении преступления находится в ИВС.

* Изоляторы временного содержания (ИВС), которые выполняют функцию так называемой перевалочной базы между полицией и следственными изоляторами, входят в структуру МВД.

* Следственные изоляторы (СИЗО), в свою очередь, являются звеном между ИВС и учреждениями исполнения наказаний (колониями) - относятся к уголовно-исполнительной службе Минюста.

Именно в ИВС для "первоходок" и начинается "школа выживания" - за "поблажки" во время пребывания под стражей нужно платить. Например, в изоляторе работники "режима" (помещение, где расположены камеры для задержанных) поздно вечером предлагают телефон за "вознаграждение" - на 20-30 минут.

(В ИВС и СИЗО арестованным запрещено пользоваться мобильными телефонами и интернетом, а вот после вынесения приговора - в колониях - разрешено. Вопрос: каким образом находящий в Киевском изоляторе экс-командир роты милиции специального назначения "Торнадо" Руслан Онищенко сотоварищи и днем, и ночью пишут в соцсетях? Вопрос, конечно, риторический).

Но на одних телефонах много не заработаешь, а из-за частых проверок со стороны прокуратуры и краткосрочного пребывания задержанных (до 60-ти часов - за редким исключением), занос "запретки" в ИВС не особо практикуется. "Предприимчивые" и нечистые на руку работники зарабатывают на другом.

Преступники, которые придерживаются "воровских законов" и "греют" следственные изоляторы, имеют "подход" к сотрудникам ИВС. Это могут быть работники конвойной службы, начальник учреждения или его заместитель, которые договариваются, чтобы арестованные "зашли на СИЗО по зеленой" - то есть, без проверки. Затем работники ИВС передают сотрудникам СИЗО часть "заработка".

Получив деньги в первый раз, работник изолятора временного содержания зачастую оказывается "на крючке" и впоследствии вынужден брать "сколько дают". Поэтому цена "услуги" не зависит от того, что именно передают - телефон или наркотик - платят за факт передачи.

Журналистам "Обозревателя" рассказали о ярком примере такого "крючка". Один из сутенеров Киева "устал" от постоянных визитов "старых" ППСников к нему на точку ("держал" проституток на Броварском проспекте). "Правоохранители" не только брали мзду за каждый рабочий день жриц любви, но и бесплатно пользовались их услугами. Сутенер смог сделать несколько фото откровенных сцен с участием милиционеров, а также записал, как передает им деньги. Заполучив такой компромат, сутенер сделал "оборотням" предложение, от которого они не могли отказаться. В итоге сотрудники патрульно-постовой службы продолжали получать небольшую сумму за то, что закрывали глаза на незаконный бизнес, но перестали пользоваться услугами проституток. Мало того, каждый вечер должны были объехать все точки сутенера, собрать деньги и привезти ему. Поворот, да?

Но вернемся к "нашим" арестованным.

Распределение в СИЗО

Задержанных, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, из ИВС переводят в следственный изолятор. Сначала они попадают в "карантин" - это камеры, предназначенные для временного содержания заключенных (2-7 дней). Как правило, в СИЗО два карантина: для первоходок и для ранее судимых.

В карантинах есть свои "смотрящие" из числа ранее судимых. Они встречают новеньких и выясняют опреденную информацию: их судимости, статус (если не впервые), материальное состояние и возможности. С первоходками проводят так называемые вступительные беседы: прощупывают "кто на что горазд", рассказывают, как живется за "колючкой", в каких условиях, что приветствуется, а что неприемлемо, расставляют "приоритеты".

Узнав полезную информацию, например, что доставленный "при деньгах", смотрящие за карантином определяются, кого куда лучше направить. Они связываются со смотрящими за камерами и предлагают им "клиента": напомнив при этом, чтобы и их "не забыли".

Иногда арестованный попадает в СИЗО в обход карантина. Так происходит, когда за него "попросили" с воли и договорились с администрацией изолятора. Иногда и сами смотрящие за камерами, зная что "заезжает" нужный им человек, решают "вопросы" с руководством изолятора. В подобных случаях задержанный сразу попадает в "нужную" камеру.

Смотрящие за камерами организовывают быт и им крайне необходимо, чтобы в "хате" был хотя бы один "припакованый" арестант. С него можно хорошо "получить". В камере первоходку хорошенько обрабатывают и убеждают, что "тюрьма - твоя мать родная", все здесь братья и сестры, а поэтому нужно друг другу помогать. Первоходка начинает платить. Никакого прямого насилия, исключительно методы психологического воздействия. А куда арестант денется?

На этом этапе появляются свои виды "предпринимательской деятельности" - заносы, передачи, платные камеры, "поверхностные" проверки соблюдения режима, нотариальное сопровождение сделок и др.

От алкоголя до ВИП-ремонта

Многих сидельцев "разводят" на квартиры, автомобили, содержимое банковских ячеек и прочее. Законно оформить сделку по отчуждению имущества без участия администрации учреждения невозможно, и ее представители знают, что о них "не забудут".

В СИЗО большой спрос на платные камеры. В некоторых - нормальный, а иногда и очень хороший ремонт, телевизор, холодильник, чистая накрахмаленная постель, которая меняется 1-2 раза в неделю, телефон "на постоянке", передачи заходят по "зеленой" (без проверки) и редкие "шмоны". Цена за пребывание в такой камере может колебаться от 1000 гривен в месяц до нескольких тысяч долларов. Например, говорят, что в Лукьяновке камеру "тройник" (на трех человек) предлагают за тысячу долларов в месяц.

Также "Обозревателю" рассказали о случаях "переоборудования" камер - стоимостью 60 тысяч гривен. Что входит в подобный "пакет": меняют окна (на металлопластиковые) и решетки, устанавливают бойлер и даже делают кухню.

За возможность поставить и подключить свой холодильник или телевизор, нужно заплатить наперед около 200 гривен. А вот "отжать" холодильник у других сидельцев - стоит около 300 гривен.

Чтобы передали телефон - нужно заплатить 500 гривен (цена услуги, не мобильного), а купить литр водки можно за 150 грн.

В среднем "единоразовый заработок" работника СИЗО на "заносах" (имеется в виду - занести на территорию изолятора запрещенные предметы) составляет от 500 грн до нескольких сотен долларов.

Но есть "товар" и другого плана. Как рассказал "Обозревателю" бывший арестант, уединиться с женой во время свидания в Лукьяновке ему предлагали за 400 гривен.

Не упускают возможность заработать на "сидельце" и после оглашения приговора: когда арестованный переходит в статус осужденного и подлежит этапированию в колонию. Комиссия по распределению принимает решение исходя из разных критериев. Нередко на этом спекулируют члены комиссии, но иногда и сами осужденные обращаются с просьбой отправить их в "удобную" колонию. Стоимость решения варьируется от 300 до 3 000 долларов (иногда и больше) - это зависит от материального состояния "клиента", причины просьбы, а также "ценности" места, куда нужно попасть "на отсидку".

Описанные примеры - это далеко не все способы заработка в тюрьме. Многие из них "сопровождаются" принуждением и насилием, которые, однако, нисколько не смущают сотрудников уголовно-исполнительной службы. Потому что для "грязных тюремщиков" главная цель - нажива.

Читайте: Не донес: в Киеве СБУ задержала продажного сотрудника СИЗО

Где сидят

В Киеве есть четыре места содержания арестованных:

1. Киевский следственный изолятор (ул. Дегтяревская, 13) - т.н. Лукьяновское СИЗО

2. Изолятор временного содержания ООДР Службы безопасности Украины (г. Киев, Аскольдов пер., 3-б)

3. Отделение Киевской городской больницы скорой медицинской помощи (БСМП), которое находится под охраной (г.Киев ул. Братиславская, 3)

4. Киевский изолятор временного содержания при ГУ Национальной полиции в городе Киеве (пер. Косогорный, 7)

Как сообщили "Обозревателю" в уголовно-исполнительной службе Минюста, всего на территории Украины насчитывается 177 мест содержания арестованных и осужденных (из них 29 - на оккупированной территории Крыма, Донецкой и Луганской областей). Это исправительные колонии разного режима, воспитательные колонии для несовершеннолетних и следственные изоляторы.

(Продолжение следует...)