СМИ узнали, кто и как наживается на добыче песка под Киевом
В Киевской области ежегодно нелегально добывают около 7 млн тонн песка. Песчаные карьеры крышуют как люди в погонах, так и криминалитет. Цена вопроса - не меньше 14 миллионов долларов в год.
Об этом говорится в специальном расследовании интернет-издания "Страна".
По состоянию на июль, в частности, неизвестные старатели нелегально добывают песок на озере при въезде в село Погребы.
"Дело в том, что у этих ребят есть полный пакет документов на очистку русла реки. Но вместо этого они, начиная с 2012 года, вывезли оттуда сотни тысяч тонн песка и чернозема", - возмущается глава сельсовета в Рожнах Виталий Крупенко.
Приблизительно так же обстоят дела и на других карьерах. "Скажем, в селе Ходосовка Киево-Святошинского района некая компания под видом строительства коттеджного городка добывала песок. Полиция неоднократно опечатывала технику, хотя должна бы была забрать ее на штрафплощадку. На следующий день пломбы, конечно, срывали, и продолжали работать... Мы пытались выяснить, кто стоит за этим карьером. Ниточка привела к высокопоставленным людям среди правоохранителей Киевской области", - рассказал Александр Мамай, журналист информагентства "Стоп коррупции ТВ".
У карьера в Ходосовке долгая история. "У него были разные владельцы. Точнее, не владельцы, а так: кто захватил, - тот и моет. Еще года три назад многие карьеры в Киевской области крышевали люди Захарченко. Когда система развалилась, - они стали переходить из рук в руки. Часто за ними стоят местные бандиты. Но конкретно за этим карьером, говорят, стоят прокурорские", - сообщил эколог Александр Соколенко.
Читайте: Кошелек или жизнь: чем живет крупнейшая зона отдыха Киева
В прошлом году активисты "Автомайдана" отыскали в Киевской области шесть нелегальных карьеров по добыче песка и засняли их с воздуха.
"У нас была инсайдерская информация, что один участок определенного размера добывает енное количество песка в день. И мы по этим объемам посчитали, и вышли на объемы 7 млн тонн песка в год", - говорит активистка Автомайдана Екатерина Бутко.
По ее словам, для того, чтобы один карьер мог спокойно работать, его владельцы должны заплатить милиции, прокуратуре и СБУ по 20 тысяч долларов в месяц. Тогда как обладминистрации достается от силы 10 тысяч.
Активист из Одессы Сергей Гуцалюк рассказал, что даже от нелегальных карьеров в Одесской области ниточки ведут в Киев. "У нас таких карьеров с десяток. И это все прикрывается силовиками на уровне Киева. Журналисты расследовали это дело, и выяснили, что все ниточки ведут в прокуратуру", - подчеркнул Гуцалюк.
В апреле этого года депутаты Киевского облсовета требовали отставки областного прокурора Евгения Бондаренко. Но и это никак не повлияло на поведение органов прокуратуры.
Читайте: Пожар, оползень, жертвы: эколог Борейко назвал потенциально опасную свалку под Киевом
Как рассказал изданию источник в правоохранительных органах, схемы участия прокуроров в незаконной добыче песка просты.
"Все схемы прокурорских заработков на незаконной разработке недр были придуманы во второй половине 90-х… У прокуроров тоже есть несколько уровней. Непосредственно в поле контролирует ситуацию местный прокурор. Например, в Киево-Святошинском районе. На уровне судов и проверяющих органов "крышует" областная прокуратура. Когда начинается серьезная проблема, подключается прокуратура генеральная", - говорит правоохранитель.
По его информации, незаконная добыча песка идет по нескольким схемам.
"Первая схема – это когда у предприятия есть все документы на разработку одного карьера в одном месте. Но на самом деле, выработка песка идет на территории в 10 раз большей. Об этом прекрасно знают правоохранители, однако сделать ничего не могут – прекращение работы предприятия это целиком прерогатива прокуратуры. Как правило, доля прокурорской крыши – треть прибыли от продажи "левого" песка", - рассказал источник.
Кроме того, существует вторая схема - "черная выработка" песка.
"Производится, как правило, совершенно открыто в глухих местах Киевской области. В этом случае доля прокуратуры гораздо больше – половина доходов от продажи песка", - объяснил правоохранитель.
"Третья схема – это намыв речного песка "дноуглубителями". Вроде как делается благое дело, углубляется река. Вот только песок от намыва куда-то "исчезает". В этом случае доля прокурорских тоже одна треть от добытого", - добавил источник.
Читайте: Названы районы Киева, которые больше всего пострадают от сжигания львовского мусора
В свою очередь активисты объясняют: система построена так, что добывать песок официально - невыгодно. Только одна лицензия стоит около 800 тысяч гривен на 10 лет.
"И эта процедура тоже предполагает взятки. По факту может получиться, что человеку, который получил все документы, придется продавать песок дороже, чем это делают нелегалы. То есть, честный бизнес вести невыгодно. Да и незачем. Скажем, по многим карьерам открыли уголовные дела, но они никак не влияют на ход добычи песка", - говорит эколог Александр Соколенко.
Читайте: 63 гектара мусора: в сети появилось видео свалки под Киевом с дрона
В полиции Киевской области уверяют, что активно борются с незаконными карьерами.
"С начала года полиция открыла 29 уголовных производств по статье 239 (незаконное завладение грунтовым покровом)", - заявил пресс-секретарь Нацполиции Киевской области Николай Жукович. Это нарушение чревато штрафом 3400-8500 гривен, либо ограничением свободы на срок до трех лет с изъятием орудий труда.
Впрочем, ни одно из дел пока еще не попало в суд. Полиция даже не предъявила никому подозрение.
"Многие дела стоят без движения, потому что экологические инспекции не спешат с экспертизой. А нам надо знать сумму ущерба, нанесенного государству. Кроме того, чтобы забрать земснаряд на штрафплощадку, нужна серьезная техника. Потому что они огромные. Это 40 тысяч гривен. А кто на это деньги выделяет?" – объяснил Жукович.
ВСЕ НОВОСТИ КИЕВА