В Украине убийство российского посла Андрея Карлова восприняли более чем неоднозначно. Для одних это акт терроризма, для других – героизма.
Пожалуй, можно понять логику и тех, и других. Но когда речь идет о политике, дипломатии и морали, несдержанные высказывания могут быть не только неуместными, но и опасными. Почему – разбирался "Обозреватель".
Героизация убийцы
Официальная позиция Министерства иностранных дел Украины взвешенная: агрессия России в Сирии и Украине не является оправданием для убийства дипломата. Реакция Запада в целом схожая. Совет безопасности Организации Объединенных Наций осудил нападение, признав его террористическим актом.
Однако с такой трактовкой произошедшего согласны далеко не все. Самые нашумевшие заявления сделали внефракционный народный депутат Владимир Парасюк и член ВО "Свобода" Ирина Фарион. По их мнению, убийца Карлова – герой.
Подобная реакция части украинского общества, особенно радикально настроенного, была ожидаемой ввиду агрессии России. А Фарион и Парасюк, которые сделали себе имя скандальными заявлениями и поступками, и вовсе никогда не славились сдержанностью и тактом.
"Мы находимся в информационном поле, где Россия ассоциируется с образом врага. Следовательно, если кто-то убил моего врага, то он мой друг. Происходит героизация убийцы, и реакция общества в данной ситуации стандартна, хотя и деструктивна", – отметил в беседе с нами психолог Валентин Ким.
Читайте:
Ганапольский об убийстве российского посла: Путин вряд ли признает, что был неправ
Подобного мнения придерживается и социолог, директор фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина. "Отношение к убийству дипломата однозначное. А вот отношение к убийству российского дипломата – уже нет. Россия – это страна-агрессор, с которой мы воюем, из-за которой на Донбассе гибнут украинские солдаты. Естественно, у части общества это вызывает довольно жесткую психологическую реакцию. Хотя в цивилизованном мире убийство дипломатов является недопустимым актом насилия даже в состоянии войны", – пояснила Бекешкина в комментарии "Обозревателю".
Опасность для Украины
Намеренно не углубляясь в моральную составляющую, рассмотрим героизацию убийцы Карлова с точки зрения дипломатии и информационного пространства. Европа, мягко говоря, не в восторге от действий России в Сирии. Но расстрел посла Запад единодушно осудил, потому что это идет вразрез со всеми международными нормами и европейскими ценностями. Статья 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях гласит: личность дипломатического агента неприкосновенна. Даже если это дипломатический агент государства-агрессора. Поэтому публичное одобрение инцидента в Анкаре со стороны некоторых украинских политиков не делает чести Киеву.
Читайте:
Убийство посла России в Турции: дипломат озвучил последствия
"Поскольку тот же Парасюк – человек безграмотный, он не понимает, какой вред наносит своими заявлениями. С точки зрения международного права, несмотря на то, что действия России в Сирии недопустимы, убийство посла на территории мирной страны считается террористическим актом. И публичная поддержка этого акта со стороны политиков может квалифицироваться как негласная поддержка терроризма. Не исключаю, что некоторые украинские политики, которые публично положительно оценили этот акт, попадут в определенные списки. И пусть потом не удивляются, что их не пустят в какую-то западную страну", – подчеркнул в беседе с "Обозревателем" чрезвычайный и полномочный посол Украины, старший консультант программы USAID "РАДА" Владимир Крыжанивский.
Второй аспект – едва ли российская пропаганда оставит без внимания слова Парасюка и Фарион, а также подобные заявления, чтобы "показать нецивилизованность и незрелость украинского общества". То, что официальная позиция Киева диаметрально противоположная, в контексте информационного поля России не играет роли. Муссировать будут именно месседжи Парасюка и Фарион. А не стоит забывать, что кремлевская пропаганда направлена не только вовнутрь, а и вовне – на ту же Европу. Идет информационная война, и, условно говоря, давать оружие в руки противнику – не умно.
Сопротивление героизации
Впрочем, одобрили убийство Карлова далеко не все украинцы. Многие публичные деятели осудили попытки героизации стрелка.
Читайте:
"Убийца стоял позади нас": участники выставки рассказали подробности убийства посла РФ в Турции
"Это вопиющий акт терроризма. Потому что, как бы там ни было, нападение на дипломатического сотрудника – это нецивилизованный акт", – заявил "Обозревателю" экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
"Враг, убитый в бою – выстрелом в пятку, в затылок, в задницу – безразлично, это одно. Посол, убитый во время открытия фотовыставки, другое. Посол – неприкосновенное лицо", – отметил в Facebook украинский писатель Ян Валетов.
"Героизация терроризма – это хуже, чем терроризм", – подчеркнул в свою очередь в Facebook координатор проектов правозащитной организации Freedom House в Украине Зорян Кись.
В целом реакция на убийство Карлова пустила очередную идеологическую трещину между радикальной и умеренной частями украинского общества.
Как сообщал "Обозреватель", посла РФ Андрея Карлова застрелили во время фотовыставки в Анкаре. Некоторые пользователи украинского сегмента сети радостно отреагировали на данное событие.