В открытые двери: иностранцы едут жить в Украину
По данным ООН, из Украины уже уехало за границу 777 тысяч человек. Большинство из них или бежали от войны, или просто поехали в поисках лучшей работы.
В то же самое время за 2014 год в Украину приехало более полумиллиона человек. Каждый делает это по своим причинам – от личных до политических. Три героя из России и Беларуси рассказали "Обозревателю", почему они уехали из родной страны и как их приняли в Украине.
Уехать от ФСБ
Распорядок дня москвича Леонида Власюка в Киеве всегда одинаков. Подъем, завтрак - и в спортклуб, он совсем недалеко от дома. Встречу Власюк назначает именно там. В спортклубе он проводит много времени, здесь ему уютно и всегда можно встретить знакомых. Кивает бармену, как старому знакомому, и заказывает американо.
- Если бы мы встречались с вами не в Киеве, а в Москве, могли бы заказать какой-нибудь крепкий россияно, - шучу я.
- Упаси господь. Я в такие извращения не играю.
Читайте: Эмигрант из РФ назвал Путина марионеткой и рассказал о кланах, которые им управляют
В прошлом один из создателей "Единой России", известный российский журналист и политтехнолог, сейчас Власюк получает в Украине статус политбеженца. Сюда он уехал в августе 2014 года. Ехал из России через Беларусь на своей машине под пристальным взором конвоя Федеральной службы безопасности, который сопровождал его до самой Польши. Оттуда уже семья Власюка въехала в Украину и тут же, на границе, впервые столкнулась с западными "бандеровцами".
Спортклуб - любимое место Леонида Власюка в Киеве
- На заправке, когда узнали, что я из Москвы, налили полный бак бензина. Я хотел деньги отдать, а этот вуйко так разозлился, что чуть ли не в лицо мне их кинул. Сказал: "Бери, пусть у вас там знают, что мы к россиянам хорошо относимся!" - вспоминает Власюк.
Уехать пришлось также по настойчивым просьбам спецслужб. Сына журналиста выгнали из института и грозили отправить на Донбасс. Этого Власюк позволить не мог. Здесь, в Украине ему комфортно – как он сам говорит, из-за натуры космополита. А вот жена скучает. Недавно у нее умерла мама, но поехать на похороны Власюки не смогли. Въезд в Россию для любого из них сразу же обернется арестом.
- Я могу жить, где угодно. А Украина – это особая история. Здесь у вас происходят большие перемены. Я вижу даже за этот год, что у людей все меняется в головах, и эти перемены уже не остановить, - убежден он.
На этой машине с русскими номерами Власюки проехали две страны
В России Власюк вел оппозиционную деятельность с 2011 года. Утверждает, что на последних выборах у Владимира Путина результат в Ярославской области был сильно завышен. Его работа там и стала причиной для пристального внимания ФСБ. Власюк, кстати, уверен, что как только Путин уйдет с поста президента, Россия развалится на много маленьких республик. Украине, по его мнению, это не грозит.
Статус политбеженца, Власюк, правда, еще не получил. Плюется на бюрократию – каждый месяц должен продлевать справку о нахождении здесь. Впрочем, журналист не исключает, что вернется в Россию, как только там поменяется власть. Он уверен, что с ним вернутся еще многие – вместе строить новую страну. Правда, не уточняет, в каких она будет границах.
Как муж декабристки
"Я так люблю свою страну и ненавижу государство. Вот что я забыл тебе сказать!" - смс с таким содержанием от Анатолия Непиющих приходит мне уже после нашей встречи. Он раньше жил в Белгороде, говорит с явным российским акцентом и невзирая на свою фамилию, любит украинское пиво.
Его "ходка" в Украину уже вторая с марта 2015 года. До этого Анатолий переехал из Санкт-Петербурга в Киев в конце 2013 года, как раз к началу Евромайдана. Как и большинство россиян, жил по схеме: три месяца в Украине, выезд на пару дней, снова три месяца в Украине. В последний раз, выезжая из Украины в Россию, Толика остановили на границе. Его срок пребывания в стране был просрочен на несколько дней. На три месяца парню запретили въезд.
- Мне предлагали на границе сделать все печати быстро и на месте. Стоило это около 100 долларов. Там сейчас нормально все крутятся, - вспоминает он.
Жить в родном Белгороде Толик не хотел никогда. Небольшой городок на границе с Харьковской областью ему напоминает болото. "Это хороший город, чтобы приехать туда умирать", - говорит он.
Читайте: Откровенный рассказ украинки, переехавшей в Германию: тут законы работают на страну и на тебя
Умирать в планы Толика не входило. Уехав в Питер, он устроился там на работу. В Украине у него всегда было много друзей. Через них Толик познакомился со своей нынешней женой.
- Мой друг встречался с девушкой из Киева. И она мне сказала, что я очень нравлюсь ее подруге. Я был пьяный, написал ей что-то, начали общаться. Через неделю я позвал ее к себе в Питер. Купил билеты, и она приехала.
Отношения на расстоянии продолжались пять месяцев. А потом Толик переехал в Киев. После того как ему запретили въезд в страну, они с девушкой расписались.
- Я когда ехал обратно, у меня было только это свидетельство о браке. На границе с Харьковом меня пограничники ссадили с автобуса, но документы проверили и пропустили, нормальные оказались. Мой друг ездил часто в Украину, так недавно его задержали с ножом на границе. Обычный ножик такой, для самозащиты. Запретили въезд на три года, - рассказывает он.
Анатолий Непиющих уехал к любимой девушке. Фото: из личного архива
В самом Харькове Толик еще раз столкнулся с правоохранителями. Признается, что пришлось "забашлять" - иначе грозили снова выдворить из страны. А ждать еще три месяца он не хотел.
- Ну и потом, у вас тут все либеральнее как-то все. Я когда в Питере жил, меня два раза в неделю точно останавливали на улице. Это город федерального значения и там строгие правила, как в Москве. А у вас у меня никто ничего не спрашивает. Даже когда узнают, что я русский.
На вопрос о возвращении в Россию Толик отвечает категоричным "Нет". "Ты вообще видишь, какие у нас законы принимают? Куда возвращаться? В этот ад?" - смеется он. Хотя не исключает, что попробуют с женой счастья за границей. Пока же пара путешествует по Украине. В Крым, правда, путь для себя закрыли.
- За Крым обидно, если честно. У меня нет знакомых, которые бы поддерживали все, что там произошло. И ехать туда не хочется – там все теперь не так. Нет той атмосферы, что была. Хотя знаешь, у меня была девушка из Севастополя, и я даже думал к ней переезжать. Вот прикинь, опять бы в Рашке оказался!
Про войну на Донбассе Толик старается не говорить. Как он сам говорит, не пошел бы воевать за любую из сторон конфликта. Но друзья-атошники у Толика есть. А когда на Донбассе начались военные действия, его друзьям в России приходили повторные повестки на службу. "Мне иногда снится, что опять пришла повестка в армию. Просыпаюсь в поту".
Бегство от арестов
- Я заканчивала школу в 2005 году. Родителей преследовали судебными исками из-за того, что мой отец ввязался в оппозиционную деятельность. Моё поступление было под угрозой и меня отправили в Украину к бабушке и родственникам мамы, - рассказывает Ирина Прокопец из Витебска.
Украину она воспринимает как вторую Родину. Прожив здесь 9 лет, она не чувствуют себя здесь чужой. Хотя, поначалу, было непривычно.
- В Украине в то время все ходили на подъеме от оранжевой революции. И меня это забавляло, потому что я ещё не встречала такого гражданского самосознания раньше, - вспоминает Прокопец.
Ирина Прокопец была вынуждена уехать из Витебска, но никогда об этом не жалела. Фото: из личного архива
Но удивило ее не только это, а еще и доброжелательное отношение сверстников. Один из одногруппников пел Ирине перед парами песни на белорусском языке. А потом, на 3-ем курсе, одногруппники девушки устроили мини-майдан: выгнали декана, который им казался слишком строгим. А Ирину за его поддержку сделали изгоем на два следующих года до окончания университета.
Уезжать из страны Ирина не думала. Ни когда начался Евромайдан, ни после аннексии Крыма и начала АТО на Донбассе. Родители девушки, которые остались в Витебске после выигранных судов, о том, что происходит в Украине, знали только из русских новостей. Но быстро поняли, что у дочки другое мнение. Эту тему больше не поднимали.
- Родные придерживаются той же позиции, что и я: Украина хаотичная. Они поддерживают и любят Украину. Мне, по сути, некуда возвращаться. Каждый раз, когда я приезжаю домой, мне пытаются рассказать, как тут в Украине плохо.
Ирина рассказывает – единственное, чего ей не хватает в Украине, это развитой экономики. Но различия между Украиной и Беларусью есть.
- В Беларуси люди по сути добрее и наивнее где-то, чем в Украине. Потому что созданы условия кокона, огорождающего от конкуренции, рыночных отношений. Есть категория воинственных, невежественных беларусов. Это, как правило люди, которые боятся слова "патриотизм" и вообще не понимают, откуда они и что они. Но если говорить о прогрессивном и интеллектуально развитом населении, то эти люди знают куда больше о свободе, чем даже украинцы, - заключает она.
Ранее "Обозреватель" писал об эмигрантах из Украины в Канаду.