Дело Ефремова: ключевой свидетель рассказал ГПУ о захвате Луганска в 2014 году
Замкомбата добровольческой роты "Торнадо" Николай Цукур, являющийся ключевым свидетелем по делу экс-главы парламентской фракции Партии регионов Александра Ефремова, дал в Генеральной прокуратуре показания о событиях в Луганске в 2014 году.
Об этом 2 августа сообщает "Гордон".
Отмечается, что Цукур, несмотря на угрозы для себя и своих близких свидетельствовал против влиятельного регионала, но при этом отказался от сделки со следствием.
Читайте: Много знает: экс-замгенпрокурора допустил, что Ефремова могут "убрать"
Отвечая на вопрос, кто и когда попросил его дать прямые показания против Ефремова, Цукур сказал: "В начале июля ко мне в СИЗО пришел следователь Генпрокуратуры с просьбой прокомментировать интервью, которое я дал в мае 2015-го. Следователя заинтересовала эта статья, он захотел уточнить подробности о Ефремове и его подельниках, об их роли в событиях в Луганске зимой–весной 2014 года, свидетелем которых я был, вот он и пришел ко мне в Лукьяновское СИЗО".
По словам Цукура, следователь ГПУ попросил его рассказать о митингах в Луганске зимой–весной 2014 года. Замкомбата "Торнадо" также вспомнил о шестичасовом штурме Луганского управления СБУ пророссийскими террористами, который состоялся 6 апреля 2014 года. В публикации отмечается, что следователь попросил Цукура рассказать о причастности Ефремова ко всем этим событиям.
В статье отмечается, что еще в начале лета 2014 года Цукур в течение восьми часов давал по этому вопросу показания военной прокуратуре, в том числе против Ефремова.
На вопрос о том, зачем ГПУ понадобился повторный допрос, замкомбата "Торнадо" ответил: "Потому что военная прокуратура "потеряла" мои первые показания против Ефремова".
"Спросите у главного военного прокурора Анатолия Матиоса. Я сам об этом узнал месяц назад от следователя Генпрокуратуры. Он признался, что делал официальный запрос в ведомство Матиоса, хотел поднять архив с моими показаниями, но получил официальный ответ военной прокуратуры: "Показаний Цукура у нас нет". Подозреваю, исчезли не только мои восьмичасовые показания, но и вещественные доказательства, которые я лично летом 2014-го передавал подчиненным Матиоса", - пояснил Цукур.
Он отметил, что в "потерянных" показаниях говорилось о том, как были организованы сепаратистские митинги, которые предшествовали захвату здания СБУ в Луганске.
"Я рассказал о роли непосредственно Ефремова, его приближенных регионалов и коммунистов в организации митингов за присоединение к России", - сказал Цукур.
"В нашем первом с вами интервью вы говорили, цитирую: "В феврале 2014-го Ефремов при мне говорил, что привез 70 тысяч паспортов РФ и сейчас их вручат жителям Луганска: мол, проведем операцию, как в Крыму"", - говорится в статье.
"Частично подтверждаю, но подробностей рассказать уже не могу – дал подписку о неразглашении. В своих повторных показаниях уже следователям Генпрокуратуры я рассказал не только о Ефремове, но еще о многих высокопоставленных деятелях Луганской области, причастных к организации и незаконного референдума, и сепаратистских митингов, и началу войны на Донбассе. Я уже согласился на очные ставки с ними. Фамилии называть не буду, но они будут фигурировать в деле Ефремова", - пояснил Цукур.
Читайте: Иначе сбежит: в ГПУ поведали, какую меру пресечения требуют для Ефремова
Также он рассказал, что получил от ГПУ предложение пойти на сделку со следствием по делу Ефремова.
"Генпрокуратура предложила выпустить меня из СИЗО в обмен на прямые показания против Ефремова. Я показания дал, но из СИЗО выходить отказался… чтобы не дать повода адвокатам Ефремова этим воспользоваться: мол, Цукур пытается избежать уголовной ответственности и потому оговорил нашего клиента. Кроме того, мне не хотелось давать Матиосу повод заявлять с телеэкранов: боец "Торнадо" пытается себя оправдать", - заявил Цукур.
Также он сказал, что не собирается покидать СИЗО раньше своих побратимов.
"Мой комбат Руслан Онищенко выходил из боев под Иловайском замыкающим, самым последним из нашего батальона. Я не могу выйти из СИЗО раньше своих побратимов. Выйду только с ними. Если через 10 лет – значит, через 10 лет", - сказал замкомбата "Торнадо".
В публикации отмечается, что Цукур отказался от защиты, которую ему и его семье предлагала Генпрокуратура.
"Когда я два года назад давал первые показания против Ефремова, просил военную прокуратуру обеспечить охрану хотя бы моей семье. Мне отказали. Теперь знаю: никто не сможет защитить лучше, чем мои побратимы по батальону. Официальным правоохранителям не доверяю, хотя (генпрокурор) Юрий Луценко лично готов был дать мне гарантии безопасности", - прокомментировал свое решение Цукур.
"Во время дачи прямых показаний против Ефремова мне предложили встречу с генпрокурором, чтобы он лично дал гарантии относительно моей безопасности. Я от встречи с Луценко отказался", - добавил он.
Также Цукур прокомментировал вопрос о том, насколько высока угроза его жизни после показаний в качестве ключевого свидетеля в деле Ефремова: "Угрозой меньше, угрозой больше – уже не имеет значения". "За последние два года угроз в мой адрес не уменьшилось. Весной 2014 года мои данные появились на сайтах "ЛНР" и "ДНР" в списках "карателей", я был вынужден вывезти семью из родного Перевальска из-за угроз террористов. Больше года участвовал в АТО, был в Дебальцево, останавливал контрабанду, тогда мне стали поступать угрозы от Науменко. Потом началось дело против "Торнадо". Пять месяцев назад меня поместили в СИЗО, за это время моими сокамерниками были больше 30 человек. Неизвестно, кто будет следующим. Несколько дней назад в камере напали на моего побратима. Угрозы есть всегда", - рассказал Цукур.
"8 июля 2016 года около 04:00 утра В Лукьяновском СИЗО на содержащегося под стражей 22-летнего бойца "Торнадо" Никиту Свиридовского напал сокамерник и нанес ему множественные колотые ранения. Бойцы убеждены, что нападение было местью военной прокуратуры, на которую Никита подал в суд из-за своего незаконного задержания и содержания под стражей", - говорится в статье.
Цукур также заявил, что с его адвокатом связывались представители Ефремова.
"Недавно позвонили ему (адвокату. – Ред.) прямо во время заседания суда, пытались узнать, что за показания я дал, но мой адвокат не стал их слушать и положил трубку", - сказал он.
Читайте: Это не реальное задержание: адвокат спрогнозировал развал дела Ефремова
Замкомбата "Торнадо" отказался говорить о реальных перспективах дела Ефремова в суде.
"Не могу оценивать, не могу всего говорить. У меня есть предположения, но пока я их не озвучу. Скажу одно: в моих показаниях есть конкретные даты, события, имена, доказательства. Это все легко проверяется", - сказал Цукур.
"Не удивлюсь, если мои показания против Ефремова опять потеряют, только теперь не военная прокуратура, а суд… Поэтому ни от кого из официальных органов не хотел гарантий. Я дал показания, чтобы мои дети знали: их отец сделал все, что мог, для наказания виновных в войне на Донбассе", - подчеркнул Цукур.
Также он рассказал о ходе дела против батальона "Торнадо"
"Уже полгода в суде идет разбор дела по существу. Торнадовцы больше полугода ждали в СИЗО хотя бы начала суда! Заслушиваются якобы "потерпевшие", которые двух слов связать не могут, забывают, что им велели говорить в ведомстве Матиоса, вот прокурорам и приходится им прямо на суде подсказывать", - заявил Цукур.
"Дело против "Торнадо" валится настолько, что уже глава Оболонского районного суда Девятко подключился к помощи военной прокуратуре, им же надо хоть что-то нам пришить. Ждем, когда Матиос появится в телеэфире и заявит, что "Торнадо" распяли мальчика в Славянске и пообещает показать очередное мифическое видео с доказательствами", - добавил замкомбата "Торнадо".
Напомним, внефракционный народный депутат Борислав Береза 1 августа заявил, что задержание Ефремова стало возможным "благодаря показаниям ключевого свидетеля по резонансному делу.
Читайте: "Запрессуем, чтобы не гавкал": Ефремов рассказал, чем чревато его заключение
Как сообщал "Обозреватель", 30 июля стало известно о задержании Ефремова. Позже в СМИ появилась информация, что Ефремов был задержан в связи с возможной причастностью к созданию "ЛНР".
В "Оппозиционном блоке" заявили, что дело против Ефремова сфабриковано, а давшего против него ложные свидетельские показания экс-регионала Владимира Ландика нужно привлечь к ответственности.
Сам Ефремов заявил, что считает свой арест желанием власти отвлечь внимание общества от проблем в государстве.