Украина снижает свои шансы наказать Россию за аннексию Крыма и агрессию на Донбассе, отказываясь ратифицировать Римский статут, который является фундаментальным документом Международного уголовного суда (МУС) в Гааге.
Об этом заявил председатель Европейского комитета против пыток Николай Гнатовский, передает Liga.net.
"Заявление Верховной Рады (о признании юрисдикции МУС — Ред.) написано в таком стиле, что она хотела бы, чтобы МУС расследовал только преступления граждан России и тех, кто борется против Украины. Но так нельзя по международному уголовному праву, так нельзя по уставу МУС. В заявлении МИД этого нет, потому что оно написано юридически корректно, в нем Украина просит МУС рассмотреть именно ситуацию. И это правильно, передается заявление о ситуации, а дальше сам МУС будет определяться — кому предъявлять обвинение", — подчеркнул эксперт.
Также он добавил, что в заявлении Рады написано, что признается юрисдикция МУС с 20 февраля 2014 года по настоящее время, из чего можно сделать вывод, что парламент предлагал "в заявлении признать юрисдикцию с 20 февраля 2014 года по тот день, когда было принято это заявление (февраль 2015-го)".
Читайте:
Война 2008 года: суд в Гааге открыл дело о военных преступлениях России в Грузии
"Понятно, что МИД так не мог это транслировать. В заявлении, которое подано в секретариат МУС от имени Украины, написано, что юрисдикция признается с 20 февраля 2014 года и без крайней даты, на неопределенный срок", — заявил Гнатовский.
Он пояснил, что, "согласно Римскому статуту, есть три способа возбуждения дела в МУС: первый - это когда государство-участник Римского статута передает ситуацию на рассмотрение МУС, второй — когда ситуацию передает Совбез ООН, третье — когда прокурор МУС по собственной инициативе открывает дело".
"Украина, если признает юрисдикцию, не может передать ситуацию, она просто признает юрисдикцию, и мы уже зависим от прокурора, от его доброй воли — хочет он проявлять собственную инициативу и открывать дело или не хочет. Вот в случае Майдана, например, она (прокурор МУС в Гааге Фату Бенсуда — Ред.) сказала, что не видит оснований. А самостоятельно передать ситуацию в суд мы не можем. Мы существенно урезаем себя в правах", — подчеркнул эксперт.
По его словам, без ратификации Украина остается "в пассивной позиции".
Читайте:
Портников: на скамье подсудимых в Гааге Путин и Медведев будут сидеть рядом
"МУС начинает действовать там, где совершаются преступления, которые "шокируют совесть человечества", — добавил он, отметив, что наша страна теряет шанс на грандиозный пиар через суд против России за аннексию Крыма.
Эксперт рассказал также, что "варианты наказаний, предусмотренные Римским статутом, — это тюремное заключение, лишение свободы (максимум — 30 лет) или пожизненное заключение, нет смертной казни".
"Если государство осудит лицо, виновное в военных преступлениях, за "ординарные" преступления (например, убийство или преступление против собственности), то в таком случае это не будет надлежащее выполнение обязанностей государством-участником Римского статута, и МУС может потенциально вмешаться. Но надо сказать, что МУС не занимается большим количеством людей, МУС не может иметь тысячи обвиняемых или даже сотни обвиняемых, в любом конфликте он будет иметь дело с единицами. МУС будет включаться там, где преступления огромного масштаба, как это написано в преамбуле Римского статута. Это преступления, которые "шокируют совесть человечества". Поэтому думать, что МУС каких-то отдельных военнослужащих будет отлавливать — это несерьезно", — пояснил Гнатовский.
"После того, как Президент принял абсолютно ответственное и правильное решение о признании юрисдикции МУС, я реально не вижу, каким образом ратификация Римского статута может навредить Украине. Мне кажется, что это недоразумение. Может те, с кем консультировался президент, создали для него нереалистичную картину того, что такое МУС? Возможно, это опасение черного пиара с другой стороны конфликта? Здесь возможны различные версии, но обвинять президента, как некоторые наши политики, в том, что он боится МУС — абсурд. Именно президент санкционировал признание юрисдикции МУС", — резюмировал он.
Как сообщал "Обозреватель", в Брюсселе объяснили, почему Гаага не будет рассматривать аннексию Крыма.