Волонтеры против догхантеров: история борьбы человечности с варварством
Последние несколько лет Украину захлестывает волна жестоких убийств животных. Догхантеры и живодеры-извращенцы особенно свирепствуют в больших городах – в Киеве, Харькове, Одессе и Днепропетровске.
Несмотря на ст. 299 Уголовного кодекса Украины (Жестокое обращение с животными), случаи привлечения живодеров к реальной ответственности можно сосчитать на пальцах. Самым громким и, по сути, единственным разбирательством с живодером с дальнейшим заключением, было дело столичного догхантера Алексея Ведулы. В 2012 году за зверские убийства десятков, а, по словам зоозащитников, сотен собак и щенков, его приговорили к 4-м годам лишения свободы.
В 2014-м тогда уже 21-летний (а сейчас – 23-летний) Ведула вышел на свободу по амнистии. Его напарнику Роману Полибину, который снимал зверства над животными на камеру, дали три года условно. Ведула и Полибин издевались над собаками не один год.
Независимо от резонанса дела, на стороне наших меньших братьев стояли и стоят зоозащитники. "Обозреватель" рассказывает их истории о том, как спасти Украину от немыслимой жестокости.
Олег Андрос, зоозащитник, основатель Союза свободных журналистов "Природа прежде всего":
"Какой-то конкретной точки отсчета, когда я начал заниматься природо- и зоозащитной деятельностью, нет. Наверное, я всегда был такой – меня с детства учили, что природу и животных обижать нельзя.
Сейчас я вхожу в несколько организаций, которые занимаются помощью нашим меньшим братьям и развивают охрану окружающей среды. Первой по хронологии был Национальный экологический центр Украины, членом которого я стал еще в 2005 году. Изначально эта организация занималась защитой природы и ее разнообразия, но последние лет 6 у нее также появилось зоозащитное направление.
В 2008-м вместе с журналисткой Анжеликой Комаровой мы основали Союз свободных журналистов "Природа прежде всего". Считаем, что украинские СМИ крайне мало внимания уделяют проблемам природы и насилия над животными. Бывают также случаи, когда отечественная пресса позволяет себе и вовсе в негативном свете подавать информацию о четверолапых.
К примеру, несколько лет назад один из очень известных телеканалов показывал сюжеты, лейтмотивом которых были данные о том, что волков как вид нужно уничтожать.
Историй о том, как не нужно обращаться с животными, у меня, к сожалению, более, чем достаточно. Такие города, как Лисичанск и Славянск, я знал задолго до начала войны. Именно с Донбасса шло больше всего сигналов об особой жестокости его жителей и властей к животным. Чего стоит покупка передвижного крематория, в котором заживо сжигали обездвиженных собак и кошек. Я говорю о городе Лисичанске Луганской области, где в 2009-2010-м гг. действовало распоряжение горсовета о необходимости урегулирования численности животных.
В их совковом понимании "урегулировать" – это убить. И вот в Лисичанске, представьте себе, купили так называемый мобильный крематорий для утилизации отходов, куда просто сбрасывали живых животных (обездвиженных дитилином). Что можно сказать о таких людях? – Они очень жестокие. И это проблема не только Донбасса, но и всей Украины: мне кажется, что никакие законы по защите природы и животных не спасут положение, пока мы не начнем меняться изнутри.
К сожалению, далеко не всех живодеров удается привлечь к ответственности. Киевский живодер Алексей Ведула, которого осудили к четырем годам лишения свободы, а через два года выпустили по амнистии, - один из немногих примеров, когда дело дошло до суда. Вместе с этим, на фоне крайне негативных историй у меня с остальными активистами есть и свои небольшие победы.
Например, несколько лет назад нам удалось решить проблему убийства бездомных котов в Киевском зоопарке. Так сложилось, что котят люди подбрасывали в зоопарк, а далее они бесконтрольно размножались. И тогдашнее руководство зоопарка ничего лучшего не нашло, как убивать этих животных. Мы привлекли внимание общественности к этой проблеме и фактически остановили убийство котов в зоопарке. С 2011 года мы взяли их под свою опеку, проводим стерилизацию и раздаем их в добрые руки. Таким образом мы популяризуем гуманный путь регулирования".
Тамара Тарнавская, президент Международной общественной организации Общества защиты животных "SOS":
"Совсем недавно в Украине зарегистрировали организацию, которая называется "Союз журналистов-догхантеров". Это беспрецедентное для здорового европейского общества событие, которое, по сути, означает, что в Украине официально легализировали живодеров. Возглавляет эту организацию известный столичный догхантер Алексей Святогор. Он не раз публично заявлял, что считает необходимым убийство бездомных собак, и не раз демонстрировал, как это должно происходить.
Вот уже 19 лет я являюсь директором приюта "SOS" в Пирогово, который был построен на месте бывшей живодерни. В феврале и марте этого года в нашем приюте травили собак, и я более, чем уверена, что это связано с желанием бизнесменов и чиновников отобрать территорию в Пирогово. До того они слали мне письма и даже отправляли на переговоры своих представителей, но я всегда отвечала отказом. И тогда избивали нашего охранника, нападали на меня, поджигали мой автомобиль, поджигали дверь квартиры, где я живу, и т.д.
Читайте: Страсний тиждень у живодерів
В свое время отобрать территорию приюта "SOS" в Пирогово пытался младший (погибший) сын экс-президента Виктора Януковича. Он хотел проводить на месте приюта гонки на квадроциклах, пытался договориться со мной и тоже получил отказ. А сейчас получается, что Майдан победил, а территорию приюта в Пирогово, как и раньше, пытаются захватить. Более того – вместо организаций по защите животных, появляются совершенно непонятные "Союзы журналистов-догхантеров".
Готовлю обращение в Минюст с просьбой отменить регистрацию этой живодерской организации, и обещаю поставить на уши всю Европу в связи с тем, что акты жестокости над нашими четвероногими друзьями в Украине с каждым годом начинают все больше и больше процветать.
Мне очень жаль, что люди так поступают, но проблему живодерства нужно выносить на обсуждение на общеевропейском уровне, ведь Украина стремится в ЕС, а гуманное обращение к животным – одно из требований по ратификации соглашений с Евросоюзом. Систему нужно срочно менять, иначе не видать Украине ЕС – там варвары, убивающие кошек и собак, точно никому не нужны".