Военному прокурору сил АТО Константина Кулику подарили две квартиры на 400 квадратных метров в элитном жилом комплексе. Об этом рассказали в программе "Следствие.Инфо: ведется розыск" на "Громадське ТВ".
ПЕРВЫЙ ПОДАРОК
Первую квартиру на 13 этаже элитного киевского жилого комплекса "Дипломат-Холл" на Жилянской, 59 Константин Кулик получил в 2011 году в качестве презента от мамы, Светланы Васильевны. Официально квартира до сих пор записана на нее, чтобы сыну не пришлось указывать ценную недвижимость в обязательной декларации об имуществе госслужащего. И только живет прокурорская мама не в киевских апартаментах, а под Харьковом, в городке Коротич.
"Без комментариев. Не надо было вам даже по такой погоде ехать. Тем более, у нас все с гриппом. Я даже не хочу говорить", - сказала Светлана Кулик журналистам.
Официально подарок мамы сыну-прокурору стоил более 800 тысяч гривен, или $100 тысяч по тогдашнему курсу. И даже после двух лет войны и значительного удешевления недвижимости продать мамин презент прокурор мог бы вчетверо дороже - за $410 тысяч.
Откуда же у Светланы Кулик такие деньги? Компания Светланы Кулик, "Строительный центр Аюдара", часто выигрывала государственные тендеры. И так же часто оказывалась в эпицентре неприятных скандалов. Например, в 2014-м предприятие сделало неудачную попытку заняться углем. Ее сын как раз возглавлял управление прокуратуры зоны АТО, через которую идет уголь с оккупированного Донбасса. Тогда на этот факт не обратили внимания. Заметили другие признаки аферы, и Антимонопольный комитет обязал отменить соглашение с компанией прокурорской мамы.
По иронии судьбы, офис Светланы находится в Киеве, напротив городской прокуратуры на Тверской, 6. Однако оказалось, что никакого офиса в "Аюдара" на Тверской, 6 никогда не было. Охранники рассказали, что небольшой почтовый ящик без названия и является офисом компании "Аюдара", которая участвует в тендерах на сотни миллионов бюджетных гривен.
Читайте:
Стоп коррупция: прокурора ГПУ поймали на взятке в $10 тысяч
ВТОРОЙ ПОДАРОК
Буквально за несколько дней до назначения на новую должность - военного прокурора сил АТО - Константин Кулик получил еще один не менее приятный подарок. Это была соседняя с маминой квартира на 13-м этаже "Дипломат-Холла"!
Предыдущий владелец квартиры на 250 квадратов на Жилянской 59 - Гиви Николаевич Макшеев - фигурант громкого уголовного дела, связанного с "Укрзалізницею". Государственное предприятие заплатило его фирме почти 16 миллионов гривен за воздух. Макшеева задержали в апреле 2011 и уже через три месяца отпустили под залог, а уголовное дело никак не выйдет на финишную прямую.
Квартиру на Жилянской, 59 Гиви Макшеев приобрел в сентябре 2010-го. Это произошло после того, как государственное предприятие "УкрзалІзничпостач" расплатилось за фактически неполученную продукцию.
С июня 2012-го по апрель 2013-й старшим прокурором отдела защиты интересов государства и противодействия коррупции и преступности в сфере транспорта Генеральной прокуратуры Украины был Константин Кулик. Он не мог не слышать о деле Макшеева, который впоследствии сделает ему дорогой презент. Подарок от Макшеева прокурор сразу отдал в залог своей гражданской жене, Ирине Немец, как залог за долг бизнемена Игоря Бутанова. Бутанов - владелец компаний "Союз-Экспо" и "Союз-Дортранс". Пока прокурор Кулик наблюдал за законностью на транспорте, эти компании заработали 276 миллионов гривен на контрактах с "Укрзалізницею". А когда прокурор изменил профиль работы, фортуна отвернулась от них, и они начали процесс ликвидации.
Легко проследить, что оба сверхдорогих подарка прокурору Константину Кулику связанные с "Укрзалізницею". Более того, история успеха военного прокурора АТО тоже начиналась с этой государственной компании.
Читайте:
Заработать на войне: новый коррупционный скандал в Минобороны
Впервые прокурор Кулик засветился на теме "Укрзалізниці" еще в 2005-м. Тогда после загадочной смерти экс-министра транспорта Георгия Кирпы оказалось, что с госпредприятия разворовали сотни миллионов гривен. Кулика назначили руководителем следственной группы, которая разбиралась в сложных схемах.
"Один эпизод был - 260 миллионов гривен, это один эпизод только, которые были перечислены из разных железных дорог в благотворительный фонд "Артемида", - рассказал Николай Еременко, бывший следователь прокуратуры и СБУ, который тогда работал адвокатом защиты.
В процессе расследования выяснится, что фонд аккумулировал средства, которые затем использовались для финансирования не совсем законных операций. Деньги фонд получал в том числе и от региональных железных дорог. Это - самостоятельные юридические лица.
Однако руководитель следственной группы Генпрокуратуры Кулик приказал задержать главного бухгалтера "Укрзалізниці" Надежду Соколовскую. Хотя по своим полномочиям она вообще не могла распоряжаться средствами других предприятий. К тому же - только пережила тяжелую операцию из-за онкологического заболевания.
"Он не допускал меня в течение четырнадцати дней к подзащитной. Тогда первым заместителем генерального прокурора был Винокуров. Винокуров лично поднял трубку. И только после этого Кулик соизволил нам выдать разрешение на свидание", - поведал Еременко.
Адвокату удалось доказать непричастность своей подзащитной к воровству. Вскоре он снова столкнулся с амбициозным прокурором Куликом, и снова из-за денег "Укрзалізниці".
"Деньги ушли из Укрзализныци, назад они не вернулись - Кирпы не стало. И владельцами этих денег остались, по сути, конвертаторы", - рассказал Еременко.
Читайте:
Ветер перемен: грузинский журналист объяснил, почему в Украине не могут побороть коррупцию
УБИЙСТВО ПЕТОШИНА
21 июля 2009 года при выходе из собственной квартиры убили Сергея Петошина, перевозчика одного из конвертационных центров, где отмывали деньги "Укрзалізниці". Следователь Кулик арестовал бывшего работодателя Петошина Бориса Горбенко. Но потом оказалось, что у Кулика и Горбенко были серьезный конфликт за год до смерти Петошина. Этот факт зафиксирован в постановлении Апелляционного суда от 24 апреля 2012 года. Горбенко утверждает, что тогда Кулик вызвал его на встречу и шантажировал при свидетеле.
"В материалах уголовного дела остался сам механизм, когда этот адвокат объясняет, как они работают с Куликом, как они зарабатывают на взятках. Там есть аудиозаписи и есть протоколы осмотра. То есть - это процессуальный документ", - рассказал адвокат.
Следственная группа во главе с Куликом так и не смогла доказать, что Горбенко был владельцем конвертационного центра и что он хоть как-то причастен к смерти своего бывшего водителя Петошина. И он провел в СИЗО 2,5 года. Дело сдвинулось с места только тогда, когда появился другой следователь. Он написал запрос о проверке доказательств показаний Горбенко против прокурора Кулика.
"Запрос остался. А ответа нет", - уточнил Еременко.
Читайте:
Нардеп Рыбалка: прокуроры должны начать жить по закону, пока не поздно
АРЕСТ РУЖАНСКОГО
Время идет, а прокурор не боится действовать жестко. Это сейчас испытывает на себе харьковский активист Александр Ружанский, которого судят в Артемовске. После того, как Ружанский обвинил военного прокурора зоны АТО в коррупции, ему сразу ухудшили условия пребывания в СИЗО.
"Меня переселили в камеру, где нет воды. Просто нет воды. Окна закрыты. Не проветриваются. Смыть после себя нечем, руки помыть нечем", - рассказал Ружанский.
Даже независимые адвокаты, работавшие с пленными, говорят, что подобное отношение к арестованным в СИЗО - это беспрецедентный случай.
"Когда я работал с пленными, они рассказывали, что у них в камерах была просто техническая вода. А здесь даже простой воды не было у человека в камере. Он имеет полное право подавать заявление в Европейский суд по правам человека в признании нарушения статьи третьей конвенции, а это именно пытки", - заявил адвокат Виталик Погосян.
Только после публичной огласки Александра Ружанского перевели в другую камеру. При этом, судья отказалась освободить его из-под ареста, чтобы он не повлиял на свидетелей, которые обвиняют его в нападении. Один из них, Александр Стефаненко, скрывается от милиции. Другой - горой стоит за прокурора.
Суд не принял во внимение тот факт, что у Ружанского пожилые родители и жена с младенцем. Зато удовлетворил ходатайство прокуратуры продлить арест до четырех месяцев.
В то же время главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос, несмотря на обещания наказать коррупционеров, отказывается комментировать огромное состояние военного прокурора АТО.
"Нэт, спасибо. Отправляйте запрос, я отвечу", - сказал Матиос журналистам.
Читайте:
Рада провалила закон о розыске коррупционных активов
Ранее "Обозреватель" сообщал, что сожительница Кулика Немец при нищенском доходе купила Land Cruiser за 1,2 млн. Позже Немец рассказала, откуда у нее элитное жилье и автомобили.
Сам Кулик не смог объяснить, откуда у него элитная недвижимость.