Фейковая борьба с коррупцией Яценюка привела к реальным убыткам на ЮЗЖД
Пока конституционная комиссия готовит для президента изменения в раздел Основного закона о правосудии, премьер-министр Арсений Яценюк создает в этой сфере немыслимые для правового государства прецеденты.
Еще свежо в памяти популистское шоу на заседании Кабмина, когда глава правительства почему-то давал указания правоохранителям о публичном аресте экс-главы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского по подозрению в коррупции.
Это задержание так ничем и не закончилось, кроме того, что в глазах телезрителей Яценюк получил "плюсики" как имитатор борьбы с коррупцией, ведь они, скорее всего, не стали заморачиваться мыслью о том, что в полномочия главы правительства распоряжения о задержании кого бы то ни было не входят.
На этом активность премьера не закончилась. Похоже, что роль прокурора понравилась ему настолько, что он снова решил одолжить полномочия у Виктора Шокина, и на распоряжении Кабмина о проверке деятельности Юго-Западной железной дороги собственноручно приписал: "Прошу привлечь к уголовной ответственности, в соответствии с законодательством".
Не исключено, конечно, что это новая гениальная идея Арсения Петровича об экономии бюджетных средств, когда вместо тысяч судей, следователей и прокуроров можно обойтись одним премьер-министром, который и уголовные дела заводить будет, и сроки ареста определять. Дешево и сердито, а главное - быстро и на камеру…
Читайте: Олигархический карт-Бланк: к чему привела война за ЮЗЖД
Но вот не везет премьеру с "подсудимыми": в этом деле, как и в случае с Бочковским, получилась осечка.
Привлечь к уголовной ответственности премьер распорядился бывшего главу Юго-Западной железной дороги Алексея Кривопишина, который уж очень не нравился руководству ГП "Укрзалізниця". Дело в том, что Кривопишин уже 12 лет возглавлял самое прибыльное подразделение транспортного госмонополиста, к нему не раз пытались подкопаться руководители предприятия с целью поставить на его место своих людей, но как-то все не было за что зацепиться. Поэтому пришлось проявить "изобретательность".
Началось все с журналистского расследования одного из региональных телеканалов, запустившего в эфир сюжет о том, что руководитель Юго-Западной железной дороги якобы причастен к финансовым махинациям на вверенном ему структурном подразделении "Укрзалізниці". Если в двух словах – авторы сюжета утверждали, что под руководством Кривопишина была проведена "гениальная комбинация" в стиле Остапа Бендера: в рамках оказания благотворительной помощи Киево-Печерской лавре госпредприятие выделило стройматериалов на миллион с лишним гривен, которые пошли не на церковь, а на частный объект – спортивно-развлекательный комплекс.
Реакция Мининфраструктуры не заставила себя долго ждать. Как только 4 марта Яценюк на заседании Кабмина дал поручение проверить отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности ЮЗЖД – чиновники из МВД и Мининфраструктуры закатали рукава. Их проверка могла бы претендовать на победу в конкурсе "Как нельзя делать аудит", если бы такой, конечно, проводился. В отчете о проверке аудиторы признаются: нарушения (а они, по мнению авторов отчета, имели место) устанавливались… путем опроса тех же сотрудников, которые "засветились" в журналистском расследовании регионального канала. Да и сам отчет напоминает синопсис все того же телесюжета с высказанными в нем выводами: Кривопишин отдал стройматериалов на 1 млн. 48 тыс. 536 гривен на частный объект, да еще и сотрудников ЮЗЖД на работы туда отправил. А чтобы скрыть этот факт, документально оформил сделку, как благотворительную помощь Киево-Печерской лавре.
На основании выводов столь серьезной и кропотливой проверки, уже 25 марта Кривопишина уволили с должности, обеспечив, наконец, возможность кураторам УЗ поставить во главе самого прибыльного подразделения "Укрзалізниці" верных людей, что он и сделал практически незамедлительно.
Читайте: У Кривопишина развенчали фантазии Бланка о "прессовании" на ЮЗЖД
Но сейчас не об этом…
Обоснованность обвинений Кривопишина в коррупции, а также целесообразность привлечения его к уголовной ответственности по распоряжению премьера, взялись проверить в Госфининспекции (бывшее КРУ).
Они изучали документы, ездили в Киево-Печерскую лавру и в развлекательный комплекс, пересчитывали там каждый кирпичик, сверяя увиденное с задекларированным в документах.
После почти месяца работы проверяющие пришли к однозначному выводу: обвинения, ставшие поводом для увольнения Кривопишина, не подтвердились. Киево-Печерская лавра действительно получила от ЮЗЖД стройматериалов на миллион с лишним гривен – и местная администрация продемонстрировала, куда и что было использовано. В самом факте такой помощи нет ничего странного: решение направить часть прибыли (оставшейся после покрытия убытков, погашения кредитов и решения вопросов предприятия) было принято законно и в соответствии с финансовым планом предприятия.
Кроме того, согласно выводам Госфининспекции, нарушений не было и в случае с развлекательным комплексом. Там сотрудники ЮЗЖД проводили работы по официальному договору – и на этом госпредприятие заработало деньги. Более того, после сверки документов и фактически выполненных работ, проверяющие установили: ЮЗЖД получило на 40 тыс. грн больше, чем было выполнено работ.
Получается, Кривопишина уволили по надуманным причинам – не предоставив ни одного доказательства его злоупотреблений, которые бы в пух и прах не разбила квалифицированная проверка.
То есть, в случае экс-главы ЮЗЖД, как и в случае с Бочковским, премьер оконфузился, показательная активность в борьбе с коррупцией, ради которой он даже возомнил себя прокурором, снова оказалась направлена против человека, чья вина, мягко говоря, является спорной и бездоказательной.
Допустим, конфузы для человека, прослывшего в народе "кулей в лоб" не новость, с этим пусть он сам разбирается. Интересно другое: принес ли он опытного руководителя Кривопишина в жертву своему популизму и фейковой борьбе с коррупцией, которые пытается использовать для поднятия упавшего ниже плинтуса личного и партийного рейтинга, или все же экс-глава ЮЗЖД стал жертвой коррупционной схемы с участием премьера?
В этом плане интересным является тот факт, что, несмотря на неоспоримые доказательства невиновности Кривопишина, решение о его увольнении пересмотрено не было, а ЮЗЖД отдали в управление верных и обязанных команде премьера людей.
Такими стали замначальника Юго-Западной железной дороги Артем Миронович и советник начальника железной дороги по юридическим вопросам Алексей Володин. Юрист по образованию, Миронович на железной дороге не работал ни дня. Тем не менее, на УЗ решили, что отсутствие элементарного представления о работе такой огромной махины, как ЮЗЖД и организации железнодорожного движения в принципе – не помеха для этого "дарования", главным достоинством которого является личная преданность соратникам Яценюка. Нынче именно Миронович отвечает за организацию движения поездов, поскольку нынешний и.о. начальника ЮЗЖД господин Тягульский беспрекословно выполняет указания "смотрящих" и не подписывает без их одобрения ни единого документа.
Второй персонаж, Володин, ценен как раз таки предыдущим опытом. Ранее он руководил закупками в Министерстве чрезвычайных ситуаций, откуда был изгнан за прогул.
Володин и Миронович, как рассказали нам источники в ЮЗЖД, сейчас отвечают за непубличные финансовые потоки, полный контроль над закупками, разработку заказной тендерной документации для проведения всех закупок, за которые теперь будет отвечать еще один новичок – руководитель службы материально-технического обеспечения Игорь Папкович. Это очередное "дарование" найдено в одном из одесских ресторанов – Папкович работал там официантом.
В команде оказалась и женщина – начальница кадрового управления УЗ Ирина Михальченко. Раньше она занимала аналогичную должность на ЮЗЖД, но была уволена за систематическое невыполнение должностных обязанностей. Теперь же "не выполнять должностные обязанности" госпожа Михальченко сможет на более высоком уровне.
Управленческий талант нового руководства ЮЗЖД можно легко оценить, посмотрев на результаты работы предприятия всего за два месяца после ухода Кривопишина.
Миронович и Володин позволили турецкой компании "Догуш" взыскать с госпредприятия 30 млн долл. за работы, которые турки и не думали выполнять (при Кривопишине суды в этом споре выигрывались). Поговаривают, тут не обошлось без и.о.начальника ЮЗЖД Тягульского – большого друга турецкой компании, который в свое время помог ей выиграть тендер на строительство железнодорожного моста.
Предприятие, которое при Кривопишине 2014 год закончило с прибылью 180 млн грн., а за три месяца 2015-го заработало более 60 млн. – при новых руководителях впервые стало убыточным.
Сотрудники недополучают положенные им социальные выплаты и сталкиваются с нарушениями условий коллективного договора. Многие пытаются отстоять свои права через суд…
Таким образом, фейковая борьба с коррупцией Яценюка привела к совершенно реальным убыткам на одном из ранее самых успешных транспортных госпредприятий.