Опознание погибших воинов АТО может растянуться на годы
Ежедневно команды волонтеров привозят в морги Днепропетровска, Запорожья, Бердянска, Мариуполя и других прифронтовых городов "груз 200". Большинство тел погибших опознать невозможно. Бойцы сильно обгорели или просто пролежали в поле слишком долго. И каждого из этих временно неопознанных защитников Украины все еще ждут дома.
Журналисты ТСН попытались разыскать участника АТО 46-летнего Олега. Много лет назад, в другой жизни, он был военным водолазом на северном флоте, затем работал в банковской службе безопасности. У него есть семья, ребенок. А потом - война и иловайский злосчастный коридор. Он исчез где-то под Добропольем, когда россияне расстреливали колонны из танков прямой наводкой, а наши бойцы все еще верили в политические договоренности.
В морге на Западном, на окраине Днепропетровска, слов "труп", как и "человек", стараются не употреблять. Санитар открывает дверь и задерживает дыхание. Мы входим. Очень тяжело здесь находиться. Сейчас только в этом морге в Днепропетровске находится около сотни тел солдат, которых до сих пор не опознали. Если их не опознают в течение десяти суток, то в Украине появится еще одна братская могила.
Среди неопознанных тел в этом морге Олега нет. Его татуировка с водолазной каской не совпадает ни с одним из фото в компьютере. Нет его и в Запорожье - в здешний морг журналистам попасть гораздо труднее, ведь процессом руководит военная прокуратура.
Большинство тех, кого забирают родственники, узнают за татуировками и личными вещами. Опознание по ДНК - не завтрашний и даже не послезавтрашний день. Общую базу ДНК погибших делать только начали. В одной из лабораторий из перемолотых костей погибших выращивают отдельные части ДНК-цепочки. Далее полученные образцы сверяют с ДНК живых кровных родственников - матери или ребенка погибшего.
Читайте: 76 неопознанных бойцов АТО похоронят на Запорожье и Днепропетровщине
Если с ДНК мертвых все понятно, то с их живыми родственниками - не ясно почти ничего. Анализ ДНК в специальных лабораториях МВД стоит более 2 тыс. грн. Чтобы бесплатно сдать образцы ДНК в любом областном криминалистическом центре, родственники пропавшего должны иметь специальный документ, который объясняет, что экспертиза ДНК происходит в ходе расследования конкретного уголовного дела. А дела о гибели бойцов уже ведут СБУ, МВД, обычная и военная прокуратуры. К кому идти за разрешением на экспертизу жене и сыну пропавшего Олега, которые хотят его отыскать, - не понятно. Ни одна из структур не хочет брать на себя лишнюю титаническую работу по общению с тысячами родственников на грани нервного срыва.
Морги востока переполнены, поэтому неопознанных солдат регулярно хоронят.
Тем временем Олег, которого мы ищем, скорее всего находится в плену у "ДНР". И его, как и еще 800 наших бойцов, могут обменять или просто вернуть. Живым. Это - самое главное.
На кладбище в Днепропетровске заранее выкопали аж 350 ям под могилы. И в каждое из этих отверстий ляжет временно неустановленный защитник Украины. А потом, когда найдутся родственники, а это непременно произойдет, они смогут перезахоронить героя. И этот процесс, очевидно, растянется на долгие годы.
Читайте: Медик батальона "Айдар" находит тела бойцов в моргах Луганщины со вспоротыми животами
Как сообщал "Обозреватель", советник Президента Ольга Богомолец заявила, что почти полторы тысячи тел людей, которые погибли в зоне АТО, до сих пор остаются неопознанными.