Итоги минских переговоров. Когда освободят пленных украинских бойцов
12 февраля в Минске после переговоров "нормандской четверки" - Петра Порошенко, Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Владимира Путина - были подписаны документы, направленные на достижение мира на Донбассе. Пункт 6 подписанной Декларации "В поддержку комплекса мер по выполнению минских соглашений" гласит: "Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода тяжелых вооружений от линии разграничения".
"Обозреватель" пообщался с родственниками двоих украинских бойцов (оба – Русланы), которые сегодня находятся в плену, а также с руководителем центра по обмену пленными "Офицерский корпус" Владимиром Рубаном, и узнал, о том, когда можно надеяться на освобождение пленных украинских военных.
Мать Руслана №1: Я умираю медленной смертью
33-летний Руслан не служил в армии из-за проблем с позвоночником. 9 мая 2014 года он получил повестку в военкомат, а 11 мая уже проходил медкомиссию. "Хирург его даже не посмотрел, написал "годен", - рассказала мама Татьяна. После двух недель подготовки и получения специальностей "стрелок" и "помощник пулеметчика" он оказался на блокпосту под Донецком.
"Они должны были стоять на третьем, последнем, фланге, но их продвинули ближе к линии фронта. Начался обстрел, потом был организован зеленый коридор, но они немного задержались, отстали. Когда произошел Иловайский котел, они рассыпались кто куда, многие попали в плен", - вспоминает женщина.
Два сослуживца Руслана, попавшие в плен к чеченцам, уже освобождены. Руслан попал "к русским", где его удерживают по сей день. О местонахождении сына мать узнала от волонтеров: "Когда должен был быть обмен всех на всех перед Новым годом, их вроде бы свезли со всех мест в здание донецкой СБУ. Освободили 146 человек, но Руслана среди них не было".
Читайте: В МВД пообещали обмен пленными до 5-6 марта
В настоящее время у матери нет никакой связи с сыном. "Знакомый волонтер просил боевиков дать возможность Руслану поговорить по телефону с родными, но не получилось, а сейчас волонтеры уже не имеют доступа туда", - рассказала она. По информации местного депутата, в настоящее время боец находится там же, куда его перевезли в декабре - в "старом здании СБУ" в Донецке.
На сегодняшний день "уже никто не помогает в поисках сына", - рассказала мать. По ее словам, и волонтеры, и "Красный крест", и СБУ, и Минобороны говорят только одно: "Запаситесь терпением и ожидайте". Правда, Руслан числится во всех существующих списках военнопленных. Иногда матери звонят из Службы безопасности и интересуются, не появилась ли у нее новая информация о сыне.
"Обозреватель" спросил у женщины, что она планирует предпринимать в сложившейся ситуации. "Я не знаю, я в замешательстве, я растеряна. Я уже не знаю, куда мне бросаться и кого просить о помощи. Сил никаких нет. Я умираю медленной смертью", - призналась Татьяна. Правда, узнав о минской договоренности об обмене пленными, сказала: "Теперь появилась хоть какая-то надежда".
Читайте: Порошенко: Украина призвала Россию освободить Савченко и всех заложников
Сестра Руслана №2: У него не было сил идти, сепаратисты шли сзади и забрали его
По поводу 29-летнего "Руслана №2" в "Обозреватель" обратилась его сестра. Он служил в батальоне "Кривбасс", в плен попал во время организации "зеленого коридора" в конце августа 2014 года. "Их разбили под Грабово. 28-го августа он отзвонился и сказал: "Сегодня ночью идем на коридор" - после этого звонков больше не было", - рассказала сестра. "Таких ребят много. Только из батальона Руслана попали в плен 35 человек, а там было четыре блокпоста", - добавила Юлия.
Позже она узнала, что Руслан был ранен, "у него не было сил идти, а сепаратисты шли сзади и забрали его". Его оформили на лечение в госпитале в Снежном на территории "ДНР", потом он был переведен в Донецк. Об этом сестра узнала от волонтеров и представителей "Красного креста".
В настоящее время у сестры нет никакой связи с Русланом. "Телефона у него нет. Раньше волонтеры передавали новости о нем, но сейчас у них доступа туда нет", - сказала она. Ей неизвестно, в каких условиях содержится брат. О том, чтобы навестить Руслана самой, речь не идет. "Нам сказали, можете не ехать. У вас нет ни прописки, ничего. Туда даже наши не пускают", - рассказала сестра.
Все эти месяцы она не сидела, сложа руки. Юлия писала обращения к Владимиру Рубану, премьер-министру Арсению Яценюку, в СБУ, МВД и даже в Администрацию Президента. Из АП ответили, что "там стреляют, они не могут туда попасть". Как и в первом случае, чиновники порекомендовали "запастись терпением и ждать".
Читайте: Вывод войск, никакой автономии и обмен пленными: Порошенко рассказал об итогах переговоров в Минске
Владимир Рубан: все пленные с обеих сторон должны быть дома к 3 марта
Руководитель центра по обмену пленными "Офицерский корпус" Владимир Рубан верит в то, что все украинские бойцы, находящиеся в плену, будут освобождены не позже 3 марта текущего года. Расчет очень прост: согласно с подписанными документами, отвод тяжелой техники и вооружений от линии разграничения должен завершиться не позже 26 февраля; обмен военнопленных "всех на всех" - не позже, чем через 5 дней после этого события, то есть - не позже 3 марта.
Рубан сказал: "Я искренне надеюсь, что к указанному сроку не будет ни одного военнопленного – ни с одной, ни с другой стороны". "Затаив дыхание, мы наблюдаем и пытаемся предотвратить моменты, которые могут сорвать эти договоренности, стараемся указать на них заранее и нейтрализовать", - добавил он. "Мы пытаемся создать все условия для четкого выполнения этого пункта", - подчеркнул Рубан.
В то же время, он отказался называть количество украинских бойцов и боевиков, которые сегодня находятся в плену по обе стороны "линии фронта". "Мы не комментируем ни количество, ни конкретные имена. Мы говорим об обмене всех на всех. Мы говорим о том, что все пленные с обеих сторон должны быть дома", - сказал Рубан.
Владимир Владимирович также не поделился информацией о двух Русланах, которые значатся в списке пленных на странице "Офицерского корпуса" в Facebook. Как пояснил военный, "любое мое утверждение может стать причиной для объяснения неудач". И добавил: "Любые инсинуации могут быть подспорьем для срыва процесса обмена пленными".
Он также повторил пожелание, не раз прозвучавшее для всех родных военнопленных: "Запастись терпением и ждать".