Краматорск после войны: полуразрушенные дома и подорожавший проезд
В Краматорске жизнь постепенно возвращается в обычное русло. О том, что происходит сейчас в городе, "Обозревателю" рассказала местная жительница Анастасия Жук, которая вернулась в освобожденный город 13 июля.
"Я – активистка. Когда все началось, мы устраивали акции в защиту Украины. Когда стало опасно находиться, я уехала из города", - сказала Настя.
Об освобождении родного города Настя узнала 5 июля.
"У меня 5 июля день рождения, и Краматорск освободили как раз 5 июля. Сделали мне подарок", - улыбаясь, говорит девушка.
Ей, как и многим другим жителям, повезло - ее дом остался цел. Как отметила Настя, разрушенных в городе домов немного, много, правда, поврежденных.
Владельцы подобных квартир, как рассказала девушка, должны вначале пригласить оценщика, который оценит ущерб от разрушений, потом сделать ремонт и, собрав все чеки, отнести их в суд. Когда суд примет решение о выплате компенсации, деньги им отдадут.
"Это хорошо для тех, у кого они есть, а как же малообеспеченным или пенсионерам? Не знаю, как они будут выкручиваться", - вздыхая, отметила Настя.
За государственный счет будут отремонтированы детские сады и школы. Обещают успеть к 1 сентября, чтобы учебный год начался вовремя.
По словам девушки, в городе открылось большинство продуктовых магазинов. Ассортимент в них не столь разнообразен, как до начала военных действий, но кое-что все-таки есть: хлеб, молоко, консервы. Есть и просроченные товары, которые в магазинах пытаются продать, закрыв срок годности наклейкой с надписью "50% скидки".
"Я беру какой-то продукт, сдираю наклейку, а там просрочка на два месяца. Обидно", - сказала Жук.
Цены поднялись почти на все. Поднялась и стоимость проезда в городском транспорте - был 2. 75, стал - 3. 50. Проезд от Краматорска к Славянску стоил 5 гривен, сейчас уже 10. Владельцы маршруток пытаются отбить деньги за поврежденные во время военных действий автомобили.
Аптеки также открылись почти все, чего не скажешь о магазинах одежды. Их владельцы еще не вернулись в город после эвакуации, открыта лишь небольшая часть. Но, как отметила девушка, это ненадолго, поскольку почти все, выехавшие из Краматорска, уже приехали назад. Даже дети. Сейчас их в городе около 300.
"Мы себя чувствуем защищенными. В городе есть наши военные. Они постоянно патрулируют улицы. Так что мы перестали бояться", - уверенно сказала Настя.
Многие из тех, кто раньше кричал: "Россия, Россия", после того, как увидели, что террористы, разворачивая "Грады", обстреливали жилые квартиры, сразу начали кричать: "Украина!", вспоминает девушка.
Хотя, остались и убежденные сепаратисты. Настя рассказывает, как однажды ехала в маршрутке и разговаривала по телефону: "Я сказала, что ватников, возвращающихся из России в Краматорск, сразу на границе забирают и отправляют воевать. Это была шутка. Но какая-то женщина лет 50, услышав это, начала мне кричать: "Я тебя запомнила! Я тебя задушу". На нас весь автобус смотрел. Я была поражена".
В Россию такие убежденные сепаратисты не едут из-за того, что денег нет: "Им надо, чтобы пришел Путин, дал денег, перевез. А так они уезжать не хотят".
Приехав домой, Настя вернулась к своим повседневным обязанностям – она и фотограф, и общественный деятель, и активист. В ближайшие выходные собирается участвовать в небольшой праздничной акции, где будут дарить цветы украинским военным.
"Освобождение города по полной отпразднуем лишь после окончательной победы!" - в заключении, сказала девушка.