Взрывы в городах Украины: зачем Путину теракты
Дважды за два дня в Украине прогремели взрывы. Первый – 19 января в Харькове. Взрывное устройство сработало у здания районного суда города. Пострадали 14 человек. Второй случай произошел в ночь на 20 января в Запорожье – взрыв прогремел невдалеке от отделения банка...
До этого взрывы неоднократно звучали в том же Харькове и Одессе. Можно ли утверждать, что это – теракты? Если да – кто и с какой целью их организовывает? Следует ли опасаться расширения их "географии"? Возможны ли теракты в столице? Почему спецслужбы недостаточно эффективны? С этими вопросами "Обозреватель" обратился к экс-заместителю главы СБУ, генерал-лейтенанту Александру Скипальскому и полковнику запаса, участнику первого миротворческого батальона Украины в Сараево Михаилу Савченко.
Исходя из мнений опрошенных нами экспертов, теракты возможны практически в любом городе страны, потому украинцам, причем не только сотрудникам спецслужб, обязательно нужно быть более бдительными и осторожными.
-Взрывы в Запорожье и Харькове – теракты или хулиганство?
М.Савченко: Это нормально, это естественно для противоборствующей стороны для того, чтобы держать нас в напряжении.
А.Скипальский: Я не хочу утверждать, что это теракт - для этого у меня нет достаточной информации. Но что касается взрыва в Харькове, понятно, что это сделано под контролем российских спецслужб – для дестабилизации ситуации и дискредитации "бандеровцев". И это будет нарастать. А наши спецслужбы не работают на упреждение, не выявляют и не ликвидируют реальных террористов.
-Можно ли опасаться, что подобные случаи повторятся и в других городах и населенных пунктах Украины?
М.Савченко: Запросто. Это непрогнозируемо. Если кому-то захочется – он может это сделать.
А.Скипальский: Помните о термине "гибридная война"? Это война, которая ведется государством, которое не хочет себя называть; война, которая ведется руками наемников, террористов, бандитов, сепаратистов – всякого сброда. Россия пытается насытить вооруженные так называемые повстанческие отряды до такого уровня, чтобы те открыли гражданский фронт. Путин ставит перед собой цель перевести гибридную войну с регионального уровня в гражданскую войну. Это очередной виток противостояния.
Читайте: Военный эксперт рассказал, что останавливает Путина от открытой агрессии против Украины
А третий виток противостояния – полномасштабная война. Но она будет вестись иначе – в таком техническом ключе, как она велась американцами в Афганистане, во время противостояния Ирак-США. Здесь будут задействованы серьезные ракетно-космические силы, высокоточное вооружение и так далее. Будут уничтожены коммуникации, предприятия ВПК, централизованные системы управления. Но Путин не рискнет пойти на это. Поэтому сегодня говорить о полномасштабной развязке могут только непрофессионалы. Пока что степень готовности к полномасштабной войне со стороны России не отслежена, хотя такая работа ведется.
-По какому принципу выбираются населенные пункты для осуществления терактов?
А.Скипальский: Там, где имеются оперативные возможности, где есть их опорные пункты, агентура, разведывательные группы.
-И в Киеве?
М.Савченко: Слава Богу, в Киеве ничего не было. Но это сделать несложно. Допустим, у меня возникло желание осуществить взрыв. Для подготовки этого дела мне потребуется полчаса. В супермаркетах можно купить все элементы для этого. Например, на одном из товаров написано: "Во избежание взрыва не смешивать с такими-то компонентами". Извините, но идиотов хватает.
Читайте: В больнице Харькова остаются восемь пострадавших во время взрыва около суда: опубликовано видео
-То есть последние взрывы – дело рук идиотов?
М.Савченко: То, что они идиоты – это раз. Второе – нужно разобраться. Возможно, здесь сыграли роль чьи-то бизнес-интересы. Но с политической точки зрения это вполне объяснимо. Сейчас началось наступление, и такие вещи делаются для того чтобы "пошугать" население остальной части Украины, чтобы они не забывали, что все-таки война идет.
А.Скипальский: Киев ничем не отличается от других городов. Наоборот, он имеет достаточно ослабленный контрольный режим. По Киеву свободно гуляют бандиты с Кавказа, люди с тремя судимостями. Такая категория людей должна быть, как минимум, изолирована.
-Украинские спецслужбы не в состоянии предотвращать такие вещи?
М.Савченко: Нет, не в состоянии. Дело в том, что спецслужбы не могут каждому залезть в мозг. Если есть какая-то террористическая организация, которая планирует что-то, туда засылают своих агентов. Предупредить их преступления – задача спецслужб. Но если речь идет об идиотах-одиночках, то предугадать их действия невозможно.
Читайте: Эксперт назвал причины, из-за которых в Украине участились теракты
-Как простому гражданину обезопасить свою жизнь в такой ситуации?
М.Савченко: Когда все это началось, моя сотрудница сказала: "Я захожу в метро и боюсь". В метро себя не обезопасишь. А в троллейбусе меньше возможность теракта. Все зависит от того, какую цель преследует теракт.
-Может ли простой смертный вычленить из толпы человека, который замышляет недоброе?
М.Савченко: Возможно, и может, если человек наблюдательный. Наверное, таких людей видно. В глазах у них безысходность или что-то подобное.
-Сейчас на каждой станции киевского метро есть дежурные, которые рассматривают людей. Они могут выявлять террористов?
М.Савченко: Теоретически – да. По багажу, по поведению. Я видел, как останавливают людей с большими сумками, с чехлами наподобие контрабаса. Это как первая инстанция. Думаю, это около 10% выявления, и это много. Плюс около 3% бдительных людей, которые могут что-то увидеть.