"Російський світ" розходиться по швам від опору кримських татар - The Associated Press
Крымские татары, составляющие около 15% населения полуострова, мешают созданию картинки "всеобщего ликования" населения по поводу аннексии Крыма Россией.
В связи с этим российские власти направили против них машину репрессий, нарушая не только права крымских татар, как нацменьшинства, но и права человека в целом, пишет The Associated Press.
Личные примеры
Эльнара Асанова живет одна со своими четырьмя маленькими детьми, поскольку ее муж, крымский татарин, находится в тюрьме. В апреле прошлого года, когда она была на седьмом месяце беременности, его схватили прямо на улице их села Урожайное, обвиняя в участии в протестах против российской аннексии Крыма.
Ей не позволяют навещать мужа, так что она приходит на каждое заседание суда. Однажды она взяла с собой семимесячного сына, Мустафу, чтоб муж мог взглянуть на него, пока его вели от полицейской машины в зал суда. Суд отказался выпустить мужа под залог, характеризуя его как потенциального беглеца.
"Они говорят, что он сбежит. Но куда? Мы живем в стране, где выжить без мужа невозможно", - говорит Эльнара, указывая на своих маленьких детей.
"Единодушная" поддержка
Через два года после российского захвата Крыма, Путин рекламирует этот шаг как историческое достижение, взирая с довольной улыбочкой с бесчисленных билбордов по всему полуострову.
Тем не менее, подавляющее противодействие со стороны этнического меньшинства крымских татар оставляет трещины в картине "единодушной поддержки", о чем свидетельствуют интервью с более чем двумя десятками татар по Крыму. И их сопротивление, кажется, растет.
Многие рассказывают о запугивании лидеров общин, закрытии классов татарского языка и общей атмосфере недоверия татарских жителей. Associated Press провели несколько интервью с ними в чужих домах, поскольку люди опасались полицейского надзора.
Читайте: Пропадают крымские татары: Чубаров рассказал об усилении репрессий в Крыму
Почти 300 тыс крымских татар, которые составляют около 15% населения, являются мусульманами, правда в основном довольно светскими. Лидеры общин говорят о том, что репрессии повышают риск радикализации, повторяя опыт Северного Кавказа.
Вынужденные меры
Крымские татары уже начали свое сопротивление. "Большинство из нас не хочет воевать - мы хотим делать бутерброды, водить детей в школы, ходить по магазинам, - но мы вынуждены делать это", - говорит Ленур Ислямов, крымскотатарский политический деятель, один из организаторов блокады Крыма.
Умышленные перебои в подаче электричества стали широко распространенной практикой. В ноябре прошлого года неизвестные взорвали линии электропередач в Украине и привязали к ним флаги крымских татар, оставив 2 млн людей без тепла и света. Никто не взял на себя ответственности, но под подозрение попали крымскотатарские активисты.
Татары одобряют такое положение вещей, утверждая, что бекауты обращают внимание мировой общественности на ситуацию Крыму. Музаффар Фукала, один из лидеров общин в селе Воинка, говорит что это "ничто" в сравнении с тяготами, перенесенными татарами в прошлом.
"Я готов жить в полном блэкауте до тех пор, пока эти отбросы не уберутся", - говорит он, имея ввиду сторонников аннексии.
Читайте: Крым вернется в Украину через год - Ислямов
Перебои в подаче электричества и блокада границы с Украиной оставили брешь в бюджете Кремля в тот момент, когда падающие цены на нефть вынуждали Москву экономить.
Реакция местных властей
Чиновники в Крыму, отвечающие за вопросы этнических меньшинств в Крыму не ответили на запросы журналистов. Крымские власти обвинили лидеров татарских общин, выступавших против аннексии в предательстве интересов татар и том, что они являются агентами Украины.
Когда пророссийские политики пытались протолкнуть в местное законодательное собрание законы о будущем Крыма, то единственной видимой противостоящей им силой были крымские тартары. Шесть человек, в том числе и мужа Эльнары Асановой - Али Асанова, теперь судят в Симферополе по обвинению в массовых беспорядках на митинге пророссийских сил и крымских татар 26 февраля 2014 года. Ни один пророссийских участник не был обвинен ни в чем подобном.
Как ранее сообщал "Обозреватель", в последние недели в аннексированном Крыму усилились репрессии против крымских татар. ФСБ проводит обыски и задержания, обвиняя жителей полуострова в создании террористической организации.