Из Банковой часто звучат крайне оптимистические прогнозы по возвращению Донбасса в Украину. А на днях замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука заявил, что реинтеграцию территорий надо начинать немедленно.
Однако одна из главных проблем заключается в том, что стороны переговоров вкладывают в понятие "реинтеграция" разное содержание. То есть, присутствуют своего рода "трудности перевода", что естественно, ведь преследуемые цели порой диаметрально противоположны друг другу.
"Обозреватель" решил разобраться, какие процессы хотят именовать реинтеграцией Украина, Запад и Россия.
Амбициозная цель
Ввиду разных целей реинтеграция Донбасса в Украину станет либо полным провалом одной или нескольких сторон переговоров, либо выстраданным компромиссом, который на деле не устроит никого.
С одной стороны, позиция Украины очевидна - реинтеграция Донбасса не должна узаконить вооруженные анклавы. Значит, местные выборы должны пройти не под дулами автоматов, Россия обязана вывести войска с востока Украины и вернуть контроль над границей.
"Необходим вывод с Донбасса оккупационных сил и заход туда украинских органов власти. Я не говорю сейчас о войсках. Может, будет договоренность о том, что там будут только какие-то полицейские силы. Но другого выхода нет", - прокомментировал "Обозревателю" народный депутат от Блока Петра Порошенко Александр Бригинец.
Читайте:
Ликвидация последствий: дипломат назвал реальные сроки реинтеграции Донбасса
С другой стороны, в этом контексте важно понимать, что позиция украинской власти также неоднородна. В Раде достаточно политсил, которые называют выборы на Донбассе и изменения в Конституцию не иначе как предательством национальных интересов. Любая попытка власти продвинуться в этом направлении грозит навлечь на страну очередной политический кризис, не говоря уже о недовольстве общества. А согласие с российской трактовкой реинтеграции для украинских лидеров и страны в целом равнозначно политическому самоубийству и фактическому отказу от суверенитета.
Сейчас в мире насчитывается около 100 сепаратистских образований - непризнанных или частично признанных. И, как показывает мировой опыт, именно этап реинтеграции территорий является самым сложным и продолжительным. При этом, более-менее универсального рецепта реинтеграции не существует. На Минские соглашения ввиду их спорного характера, разночтений и множества лазеек не стоит слишком уж полагаться. По крайней мере, добиться украинского варианта реинтеграции в рамках минского процесса - крайне амбициозная цель.
И все же реальной альтернативы "Минску" на данный момент нет. Данный формат смог хотя бы "подморозить" конфликт, открыв возможность для политического диалога, пусть пока и не очень результативного.
Читайте:
Министерство по вопросам АТО уже занялось реинтеграцей Донбасса - Безсмертный
Помимо реинтеграции территории не стоит забывать и о реинтеграции людей. В идеале эти процессы должны идти бок о бок. Однако пока в этом направлении Киев может сделать куда больше.
"Если мы говорим о реинтеграции людей, то нужно давать переселенцам больше возможностей для обучения, трудоустройства, помогать в решении жилищных вопросов и т.д.", - отметил Бригинец.
Переселенцы с Донбасса
Разные лагеря
Официальный Запад придерживается логики Минских соглашений. Но по украинскому вопросу там тоже нет единства. Даже в Германии, по сути, есть два лагеря: канцлера Ангелы Меркель и министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера. У левоцентристской СДП, членом которой Штайнмайер является, тесные связи с Россией. Эта политическая сила по-своему видит отношения с Киевом и Москвой, как в общем-то и устройство Европы в целом.
Франк-Вальтер Штайнмайер
Да и для Евросоюза условия разрешения конфликта на Донбассе не так принципиальны, как для Украины. Европа - сторона переговоров, но не сторона конфликта. Очевидно, Брюссель не в восторге от перспективы еще одного "замороженного" конфликта близ границ с Евросоюзом, однако это лучше, чем перспектива конфликта "горячего". Вероятно, в контексте этого и активизировались разговоры о возможном введении полицейской миссии ОБСЕ на Донбасс, которую считают одним из механизмов "заморозки" конфликта.
Но эта тема даже более интересна в контексте проведения выборов. На днях в ОБСЕ заявили, что готовы отправить полицейскую миссию на Донбасс для обеспечения проведения местных выборов. Об эффективности миссии можно спорить очень долго, но дело даже не в этом. Главный аргумент Украины по непроведению выборов - невозможность обеспечения безопасности. И теперь он может стать уже не столь убедительным - Европа парирует полицейской миссией. Поэтому велика вероятность, что Запад может усилить давление на Украину в этой сфере.
Читайте:
В Германии оценили шансы на "перезагрузку" отношений России и Украины
"Россия ведет свою игру: кто больше выполняет "Минск", а кто меньше. В контексте этого Запад может усилить давление на Украину ради принятия закона о выборах. Говорить о перспективах голосования за него пока нельзя. Текста еще нет", - прокомментировал "Обозревателю" народный депутат от "Батьківщини" Алексей Рябчин.
Реинтеграция по-российски
Реальные сдвиги в сфере реинтеграции Донбасса в Украину сложно представить без существенных перемен в политике России. Кремль настаивает на том, что контроль над границей вернется Украине только после проведения выборов на Донбассе. Впрочем, гарантий, разумеется, нет никаких.
Выборы на условиях Москвы стали бы джек-потом для России. Во-первых, можно подать это как прорыв в выполнении Минских соглашений - шансы на отмену санкций резко возрастают. Во-вторых, подобный формат выборов, по сути, легитимизирует пророссийские силы на Донбассе, дав Кремлю фактически законные рычаги влияния на Украину.
Читайте:
МИД о выборах на Донбассе: в деталях прячется целая армия дьяволов
Впрочем, как уже писалось выше, это станет политическим самоубийством для украинской власти, поэтому официальный Киев продолжит сопротивляться российской трактовке реинтеграции.
Как сообщал "Обозреватель", заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука призвал начать реинтеграцию Донбасса.